Underground
http://itogi.ru/Paper2006.nsf/Article/I ... _2115.html
Настя Резниченко
Метро в большом городе - это замкнутый мирок со своими законами, правилами выживания, кастами, фобиями, горячими точками и местами отдыха. Чем живут, чего боятся и чем развлекают себя современные "дети подземелья"?
Каждый день московской подземкой пользуются в среднем более семи миллионов человек, а за один только прошлый год столичное метро перевезло более двух с половиной миллиардов пассажиров - больше, чем население Китая. Так что метрополитен можно назвать самым густонаселенным районом города или самым многочисленным клубом. Да что там, метро большого города - это отдельный мир со своими правилами выживания, кастами, страхами, горячими точками и местами чилл-аута. И этот мир постоянно развивается, в нем меняются система ценностей и приоритеты. Корреспондент "Итогов" попытался понять, чем для нынешних обитателей стало московское метро, чего боятся и чем развлекают себя пассажиры столичной подземки.
Выход - есть
Я пассажир метро с двадцатилетним стажем и каждый день оставляю в подземке два часа своей жизни и энное число нервных клеток. Судите сами, обреченно смотреть на бабушку с тележкой, стоящую на эскалаторе перед тобой (вдруг споткнется, а я полечу через нее), нервно коситься на того парня, что все плотнее прижимается к тебе на выходе (не пойму, чего он хочет), вцепиться в свою сумку в жуткой давке, чтобы, не дай бог, не вытащили мобильник, попасть в людской поток на переходе, из которого бежать-то некуда... Согласитесь, не лучшее начало дня. В последние несколько лет ко всем раздражителям прибавились куда более существенные и обоснованные страхи - боязнь терактов и того, что бетонная свая сверху обрушится на твой вагон. Тут понимаешь, что камеры наблюдения, призванные сократить количество преступлений, и дежурные милиционеры на станциях вряд ли помогут. Металлоискатели на входе у нас пока не предусмотрены, так что любой может провезти с собой если не бомбу, то нож. Ясное дело, начнешь нервничать.
А тут еще представители Всемирной организации здравоохранения порадовали. Оказывается, люди могут подвергаться воздействию шума уровня 106 децибелов не более 30 секунд без вреда для здоровья. Это при том, что московская подземка, по мнению экспертов, считается одной из самых шумных в мире. В час пик уровень шума достигает 90-100 децибелов - как при работе бензопилы. В общем, жуткая нагрузка на нервную систему, грозящая всевозможными расстройствами. Надо сказать, одна моя знакомая не стала дожидаться советов врачей. В какой-то момент она просто перестала ездить на метро. Это при том, что по земле ей надо добираться до работы на двух автобусах и трамвае. Дорога стала занимать раза в два больше времени, и в результате ей пришлось искать новое место работы ближе к дому. На все уговоры, мол, чего там бояться, отвечала: "А вдруг что случится! Из подземки бежать некуда, там замкнутое пространство, а в переполненном автобусе все равно дышится легче, и пейзаж за окном меняется". Надо сказать, в своих страхах она не одинока. "Страх метро - довольно распространенная фобия, такая же, как боязнь высоты, - считает заместитель директора по научной работе центра им. Сербского Зураб Кекелидзе, - быть под землей, как и в воздухе, несвойственно человеку. Люди боятся, что вагон остановится и они не смогут выбраться, что не хватит воздуха или станет плохо с сердцем".
Учитывая пожелания психологов, в метро уже пытаются сгладить категоричные фразы, которые мы видим или слышим каждый день, с помощью щитов с социальной рекламой. Симпатичные девушки в метрополитеновской форме, улыбаясь с плакатов, обещают нам, что в метро всегда хорошая погода. В качестве дикторов привлекают известных актеров - их вкрадчивая, заботливая интонация смягчает, а иногда делает более убедительными фразы о том, что надо уступать места пожилым людям и пассажирам с детьми. Правда, дышать под землей от этого легче не становится: нынешняя вентиляционная система явно не рассчитана на те семь миллионов пассажиров, которых ежедневно перевозит подземка. И вряд ли их количество в скором времени уменьшится. Конечно, число пассажиров растет вместе с общим числом жителей столицы. Но есть и еще одна статья "дохода".
Дети подземелья
Несколько лет назад едва ли не во всех таблоидах обсуждали историю про Гвинет Пэлтроу, которая спустилась в нью-йоркскую подземку. Актриса помогла старушке подняться по лестнице. Пожилая дама в благодарность за отзывчивость дала хрупкой, скромно одетой барышне пятидолларовую купюру - по внешнему виду было очевидно, что та недоедает. Конечно, даже для метро Нью-Йорка оскароносная особа - редкий гость, но подземку мировых мегаполисов давно уже облюбовали вполне обеспеченные люди, в гараже у которых стоит не одна машина. Этакий денди в дорогом пальто из кашемира и с пижонской тростью в руке в том же лондонском метро давно уже не удивляет окружающих. На первый взгляд, в нашем метро публика все та же - рабочие, студенты, пенсионеры и приезжие, - да и бомжей, дремлющих во время бесконечной поездки по Кольцевой, никто не отменял. Но и у нас намечается тенденция к росту числа пассажиров, которым ездить в метро вроде как по статусу не положено.
По данным опроса TSN Gallup Media, в семьях почти половины пользователей метро (48 процентов) есть машина. Причем в 46 процентах случаев это иномарка. А ведь еще в 90-х годах прошлого века на метро ездили по большей части безлошадные. Машина в семье указывала на определенное социальное положение, а потому кататься в поездах с простыми смертными считалось просто неприличным. Сейчас, когда в Москве машин едва ли не больше, чем людей, куда проще добраться до нужного места на общественном транспорте. Вот пассажиры из миддл-класса и спускаются в метро. Конечно, они не ездят в вагонах повышенной комфортности - таких пока нет - и предпочитают не щеголять в кашемировых пальто - народ завистливый, может и плюнуть, а то какой подросток жвачку прилепит. Спустившись в метро, они вынуждены жить по правилам подземки, сливаться с толпой - все ради того, чтобы не терять драгоценное время. Согласитесь, даже очень дорогая машина и сиденья с подогревом не спасут от заторов. Зато когда точно знаешь, сколько минут занимает дорога от "Багратионовской" до "Новокузнецкой", вряд ли опоздаешь на важную встречу. "Да, я в метро! - кричит в трубку молодой человек в кожанке Guess, стоящий рядом со мной, - хочу домой свалить пораньше, а на машине быстро не доеду! Договор? Передал, конечно, передал! Все, пропадаешь..." Не исключено, что в метро таких станет еще больше: префектура Центрального округа всерьез рассматривает предложение ввести плату за проезд по центральным автомагистралям города. Если проект будет осуществлен, деньги от оплаты пойдут на строительство перехватывающих парковок - с их появлением увеличится и приток лошадных пассажиров в метро.
Видимо, миддл-класс и начал прививать у нас некоторые европейские привычки. Практика оставлять свежий номер "Таймс" в лондонской подземке существует едва ли не с момента появления метро - теперь эта традиция дошла и до нас. В последнее время в вагонах можно все чаще увидеть свежие газеты, а иногда и журналы на сидении. Вообще же жизнь метро во многом отражает жизнь большого города, а в чем-то и всей страны в целом. По результатам опросов Gallup Media, пассажирок в метро больше, чем пассажиров - 56 процентов против 44. Приблизительно такое же соотношение наблюдается во всей стране. Только у 34 процентов пассажиров в семье есть дети - вот вам и демографическая проблема, о которой говорил президент.
Место встречи
Почти одну пятую часть пользователей метрополитена составляют молодые люди от 16 до 24 лет. Для них метро не только средство передвижения, но, если хотите, место встреч и тусовок. А некоторые станции метро уже ассоциируются с представителями тех или иных субкультур. "Чистые пруды" с "Тургеневской" - это готы, "Маяковская" - остатки депешистов, "Пушкинская" - лесбиянки. Молодежь давно научилась развлекать себя в поездке не одними только кроссвордами и книгами. Можно, например, включить Bluetooth в мобильном телефоне и найти себе собеседника, обменяться с ним любимыми музыкальными файлами и картинками - забава называется блюджекинг. Вся интрига заключается в том, что, общаясь таким образом, ты можешь и не узнать, кто твой собеседник - хотя, если есть желание, всегда можно обменяться телефонами. В Живом Журнале есть целое сообщество, посвященное знакомствам в метро. Сообщения в нем выглядят следующим образом: "Я спускался вниз по эскалатору, ты поднималась вверх - незнакомка в красном берете и с арафаткой на шее, отзовись". Шансы, что незнакомка откликнется на воззвание, ясное дело, сведены к минимуму, но это тоже своего рода игра. Подземку также облюбовали буккроссеры - люди, отпускающие книги на волю, - и даже галеристы. Во время биеннале современного искусства станцию метро "Воробьевы горы" превратили в выставочный зал. На колоннах вестибюля показывали видеоинсталляции. Произведения, надо сказать, были так себе, но эксперимент удался. Недавно "Воробьевы горы" опять стали местом светско-молодежной тусовки - там открывали фестиваль "Территория".
Есть среди метротусовщиков и те, кто предпочитает экшн. Для столичной подземки придумали свою игру - "Место действия - Москва". По сути это ориентирование в городском пространстве. Команды - в каждой по два участника - регистрируются в Интернете, сообщают номера своих мобильных телефонов. Все команды - в одном турнире участвует не менее шести, но и не более двенадцати пар - встречаются с информаторами. Задача последних - подготовить маршрут в несколько точек. Все участники отправляются на разные станции метро и ждут сигнала к старту - им служит эсэмэс с первой подсказкой. В ней намек - на какую станцию метро необходимо отправиться и где там искать конверт со следующей подсказкой. Выигрывает тот, кто первым доберется до конечного пункта. Главное правило - пользоваться только подземкой, никаких машин, поэтому часто бывает так, что два соперника буквально вынуждены нестись по эскалатору, чтобы первыми добраться до финиша.
Кстати, тусуясь в метро, некоторые еще и успевают подработать. Эти мастера - кошмар уборщиц, стоя на эскалаторе, они лихо лепят на плафоны стикеры с рекламой. А потому иногда можно слышать пронзительный вопль дежурной: "Молодой человек, прекратите лепить наклейки! Я все вижу! Вам за каждое объявление рубль, а наши сотрудники потом матерятся!" Впрочем, молодежь проблемы сотрудников метрополитена не волнуют. Для них стикеры на лампах эскалаторов - своеобразный журнал о досуге и развлечениях. За одну поездку они могут спланировать ближайшие выходные. Сначала отправиться на концерт группы с замысловатым названием "Крюки? Вверх!", а потом рвануть на вечеринку, посвященную группе "Нирвана".
Одним словом, жизнь в метро не стоит на месте - людской поток не дает. Самой подземке следует равняться: пусть не вводить вагоны повышенной комфортности для випов или устраивать рейвы на станциях для подземных тусовщиков, но хотя бы организовать подъемники для инвалидов или добавить вентиляции - будет воздух, будет и жизнь.