В этом году Киев остался без традиционного подарка - новых станций метро. Но ничего, в следующем откроют аж две - "Житомирскую" и "Академгородок". Подарок этот метростроевцы собираются преподнести столице в мае - ко Дню города.
Когда открывается новая станция метро, люди, любящие свой город, целыми семьями или компаниями едут посмотреть и оценить ее интерьер — насколько современен, чем отличается от других. И пусть потом им, может, ни разу в жизни больше не доведется побывать на этой станции, но коренные киевляне любят со знанием дела порассуждать о своем метро. Это уже традиция.
Итак, какими же будут новые станции?
Давайте отправимся в гости к тем, кто их создает — в архитектурный отдел института «Укрметротоннельпроект». Это на Подоле, на знаменитой улице Сагайдачного. Там в стареньком, но теплом двухэтажном флигеле, среди кульманов, планшетов и компьютеров, рождаются проекты не торгового, а настоящего киевского метрограда.
Руководитель этого отдела Тамара Целиковская, является, по сути, главным архитектором киевского метро. Минимум половина станций столичной подземки — ее «дети», просвещают журналиста ее подчиненные. «Общие дети, — строго поправляет Тамара Алексеевна. — Оригинальная идея может родиться и в одной голове, но изящной она становится в процессе обсуждений».
Тамара Алексеевна и сейчас — вся в обсуждениях. Доказывает молодому чиновнику, что пробки на входе в метро не от количества касс зависят, а от грамотного разруливания пассажиропотока.
А меня она перепоручает руководителю группы Валерию Гневышеву — спокойному, добродушному, со слишком ранней сединой на висках. Архитектор Гневышев начинал с «Печерской», но ее проект долго томился в запасниках, поскольку станцию эту десять лет «пропускали», так что первыми воплощенными проектами для него стали «Харьковская» и «Позняки». А «Житомирская» станет шестой его станцией.
Впрочем, у нее пока еще рабочее название — «Проспект Победы», поскольку строится станция возле кинотеатра «Экран», рядышком с пересечением того самого проспекта с Окружной дорогой.
[right]
http://old.kv.com.ua/img/articles/2002/3012gor1.jpg[/right]«Светлая, хорошая, радостная станция», — говорит Валерий Львович. Платформа просторная, без колонн. Стены — в мраморе, белом импортном и розовато-бежевом украинском (этот же наш мрамор можно видеть на станции «Университет»).
У главного специалиста архитектурного отдела Николая Алешкина была очень интересная идея — сделать на стенах длинные электронные табло, где было бы видно, как движется поезд, которого ждешь, и на какой или между какими станциями он сейчас находится. «Николай Михайлович, — с гордостью о коллеге говорит Валерий Гневышев, — «видит будущее, какое могло бы воплотиться разве что в Японии».
«Не всегда удается довести до воплощения свою мысль», — внешне бесстрастно скажет мне потом архитектор Алешкин. «А какая ваша любимая станция?» — попыталась я пробиться к эмоциям взвешенного и подтянутого Николая Михайловича. Но даже взгляд его не потеплел — наоборот, стал испытующим: «Бывает, что любимая совсем не та, что лучшая. Но помнишь каждую».
И ревнуют они, архитекторы, каждую, поняла я чуть позже. К строителям, которые иногда не могут сделать именно так и приходится делать иначе. К мрамору — иногда бывает не тот, что надо, а какой привезут. И к станциям чужих городов...
Свет для «Житомирской» выбирали долго. Сначала была идея консолей с рекламой — эдакая легкая светящаяся крыша над рельсами. «Но особенно нам с Николаем Михайловичем нравился торшерный вариант, — говорит Валерий Гневышев. — Это — как фонари на улице, а вокруг них скамейки. В Киеве такого еще не было в метро, а во многих городах, в том числе и СНГ, уже есть».
Остановились на третьем варианте — подвесная решетка из металла с люминесцентными светильниками. У нее «экономическое» преимущество — как бы затеняет, скрывает свод потолка, а потому при его отделке можно обойтись без дорогой облицовки.
Полы — тоже особая история. Сначала собирались их делать из самого модного материала, похожего на пупырчатую резину. Это сейчас очень популярно в европейском метро — к примеру, в Гамбурге. «Но потом убедились, что эти хваленые западные материалы уступают граниту, — замечает Валерий Гневышев. — А гранит, он и за сто лет не сотрется».
«Академгородок», (рабочее название — «Проспект Палладина»). Тут сюрприз — платформа двухэтажная. Такого в Киеве еще не было. Над поездами, вернее, над путями — торговая галерея. Она скрывается за теми белыми полукруглыми «фестонами» (оградой балконов) на белых колоннах, которые вы видите на снимке. Кстати, в действительности все это скорее всего будет не белым, а ультрамариновым.
«Мы, вообще-то, против всякой торговли внутри метро, — признался Валерий Гневышев, — но жизнь есть жизнь. И лучше запроектировать торговые места заранее, чтобы потом они не возникали хаотично».
А чтобы торговля не добавляла в метро шума, пришлось поменять форму потолка — он будет подвесным, из нового звукопоглощающего материала экофона. Освещение — 11 люстр «гроздьями винограда».
В центре платформы — лестница, ведущая на галерею. А под ней — «место для поцелуйчиков». «Такой кулуарчик со скамеечками для тех, кому поезд, может, и не нужен», — улыбаясь, объяснил архитектор Гневышев.
В общем же эта станция влюбленных насквозь — от дверей до дверей — прозрачна. Только входишь в верхний вестибюль (кассовый зал) — и сразу видишь и противоположный вход, и кипение жизни на галерее, платформу с поездами. Это ощущение простора поддержат белый мрамор стен и серый гранит полов. Два в одном — и два этажа, и два потока жизни...
«И не забудьте написать, — напомнила на прощание Тамара Алексеевна, — что у этой станции есть и четвертый автор, архитектор Анатолий Крушинский». Анатолий Станиславович в тот день был на объекте. Коллеги представили его коротко: «Станцию «Республиканский стадион» знаете? Это его».
Действительно, давайте не забывать, что метро не только прокладывают и вводят в строй. Его еще и творят, и любят. И, наверное, именно от этой любви в нашем метро уютно и комфортно. Даже целоваться.
[hr]
Гранит для «Житомирской»
[
Стас Тымкив | "Киевские ведомости" № 59 (2864), 20-03-2003 ]
Намедни столичные метростроевцы завершили прокладку тоннеля между будущими станциями «Святошин» и «Житомирская»
Гендиректор предприятия «Киевметрострой» Владимир Петренко, выступая перед журналистами, сообщил, что длина тоннеля составила 1072 метра.
В местах сложного залегания пород, сказал он, скорость проходки щита не превышала 20 метров в месяц, хотя иногда удавалось проходить и по 180 метров.
Г-н Петренко также сообщил, что почти полностью завершены внутренние отделочные работы на станции «Житомирская». На ее оформление израсходовано 2,5 тыс. кв. м мрамора и 3 тыс. кв. м гранита. Сейчас ведутся работы по укладке пола и ступеней.
Всего два месяца осталось до обещанного давно киевлянам открытия этих станций метрополитена, на которые за последние четыре года было потрачено 291 млн. грн., сообщают из горгосадминистрации.
В связи с вводом станций «Житомирская» и «Академгородок», сказали «Ведомостям» в офисах на Крещатике, 36, предусмотрена серьезная реорганизация надземной транспортной сети в Святошинском районе. В частности, будет введена новая троллейбусная линия, которая соединит проспект 50-летия Октября с улицей Чернобыльской. Начнется также строительство троллейбусной линии от станции метро «Святошин» до улицы Тулузы, что на Никольской Борщаговке. А вот конечные остановки городских и пригородных автобусов перенесут из-под моста в Святошине к развязке возле бульвара Академика Вернадского. Жаль, что для этого собираются вырезать часть прекрасных тополей на известном бульваре.
После сдачи в эксплуатацию «Житомирской» и «Академгородка» метростроевцы переключатся на Сырецко-Печерскую линию. Уже в будущем году планируется открыть станцию метро «Сырецкая», которая будет связана со станцией пересадки на пригородную железную дорогу фастовского направления.
Продолжатся также работы по строительству станции «Бориспольская» в районе Харьковской площади. Здесь планируют «посадить» депо.
Затем начнут сооружать метро в направлении жилмассива Теремки, которое, по прогнозам, может появиться там через пять лет.