Вы на самом деле затронули довольно интересную проблему. Дело в том, что при переходе от лошадей и повозок имел место переход от хаотично-индивидуальных к массовым перевозкам.incognito писал(а):Анатолий, а до трамваев там на лошадях ездили и на гужевых повозках. Требую восстановить этот исторический транспорт. А ваш трамвай - это новодел, ему и 120 лет нету.
Это было обязательно для выживания городов в условиях индустриального бума населения, когда прогресс в медицине и аграрных и транспортных технологиях с одной стороны обеспечил резкое падение смертности при все еще высокой рождаемости, а с другой стороны позволили разрастаться городам до поистине гигантских размеров. А еще индустриальное производство требовало концентрации большого количества людей на маленькой площади.
Так то и потребовалась конка. Заметьте, чисто по тяге она не имела преимуществ перед лошадью или гужевой повозкой, но за счет малой площади на одного человека и централизованной организацией движения пропускная способность тех же улиц возрастала в разы. Потом лошадь заменили на электротягу, что позволило сделать массовый транспорт доступный действительно всем.
А вот переход от трамвая к авто-транспорту проходил уже под эгидой деурбанизации. Прежде всего в Америке, где резко подскочившее благосостояние населения после Второй Мировой совпало с резко лишившийся военных заказов промышленностью. С одной стороны, правительство стимулировало переселение среднего класса в индивидуальные дома, в пригороды, где общественный транспорт малоэффективен, с другой стороны - "Большой американский трамвайный скандал" (авто- производители выкупали и банкротили их, лишая города не авто- транспорта). Ну и культура в целом со временем создала образ "нет автомобиля - нищеброд, будешь ездить на вонючих автобусах".
И еще важный фактор - неимоверная дешевизна нефтепродуктов в 50-60-х годах. Те немногие трам. системы, что дожили до нефтяных кризисов 70-х работают и сегодня.
Аналогичные процессы шли и в Зап. Европе, но с отставанием, т.к. в 40-х Европа лежала в руинах и население жило крайне бедно (в Британии, например, до 1950 года действовали хлебные карточки).
Советский союз пошел своим путем, выписывая кренделя, т.к. в отличии от Запада регулировался не принципом "больше потребляют - больше продаем - гребем прибыль лопатой", а идеологическим руководством партии, детальнее расписывать не буду, ибо не об этом пишем. Факт в том, что крупные города хоть и двигались куда-то в сторону автомобилизации, но они продолжали оставаться настоящими городами с многоэтажной застройкой, соответственно ОТ цвел, пускай не всегда эффективно, не всегда в четком направлении, но все же. Трамвай убирался либо в совсем маленьких городах, либо в городах, где после войны не хватило средств его восстановить. В крупных городах его то ликвидировали, то строили - но суммарный вектор получился таким - трамвай оставался важным гор транспортом, если и ликвидировался, то сохранением движения по параллельным линиям и заменой на троллейбусные линии/метро.
*Пока все, вдохновения не хватило все за 1 раз изложить. Про современность изложу потом*