Cтроительство мостов в Запорожье затягивается как минимум на год
Строительство запорожских мостов через остров Хортица уже застолбило за собой место в книге рекордов Украины как самого затяжного мостостроя.
Однако к этому сомнительному рекорду может добавиться еще один, с куда более печальными последствиями: запорожские мосты могут стать и самыми недолговечными мостами, пишет УРА-Информ.
Главная стройка города ведет отсчет с 2004 года, когда премьер и кандидат в Президенты Виктор Янукович заложил первый камень. С тех пор возведение мостовых переходов приняло вялотекущий формат со стандартным ежегодным сценарием: Запорожье просит денег - Киев денег не дает. Либо дает, но не столько, сколько хотелось бы. В Киев частят бесконечные гонцы, запорожский бургомистр Евгений Карташов становится чуть ли не постояльцем на Грушевского, и все это - на фоне громогласных заявлений представителей Партии регионов, четко "просекших" электоральные ожидания своего базового региона: "Мы требуем продолжения строительства запорожских мостов!"
В итоге берега и русло Днепра хоть и нехотя, но все же обрастали быками и пилонами, а планируемое освобождение старушки-Хортицы от тягот строительных работ приобрело совершенно неопределенные очертания. И лишь после победы Виктора Януковича на президентских выборах "регионалы" решили "рвануть рубаху на груди", клятвенно заверив запорожцев, что первый мост будет введен в эксплуатацию уже в 2012 году, при этом для пущей убедительности придав строительству статус "под личным контролем Президента!"
Казалось бы, в саге о поднадоевшем мостострое поставлена четкая определяющая точка. Но нет. В начале лета в Запорожье разгорелся скандал. Новый градоначальник Александр Син неожиданно проникся идеей экономии бюджетных средств, для чего создал специальную рабочую группу, поручив ей проверить деятельность генподрядчика - ПАО "Мостобуд" - на предмет возможных финансовых нарушений при закупке строительных материалов. И - о, чудо! - группа тут же выявила определенные ценовые завышения, устранение которых позволило бы сэкономить около трех миллионов гривен.
В принципе, стремление городского головы к рациональному использованию государственной казны можно было бы только поприветствовать, если б не одно "но": в рабочую группу таинственным образом были включены персоны, представляющие интересы коммерческих структур. Поэтому "благородный порыв" запорожского градоначальника был тут же перечеркнут встречным обвинением от генподрядчика в том, что тот срывает график строительства и лоббирует интересы частных компаний. О чем руководство "Мостобуда" подробно изложило в своем письме Президенту и генеральному прокурору: "...удивляет то, что членами (рабочей) группы стали руководители обществ с ограниченной ответственностью и лица, которые все свои "контрольные" усилия направили на лоббирование интересов по закупке продукции, которую производят их собственные предприятия... В частности, предприятие, которым руководит член рабочей группы В.А.Альшан, решением Хозяйственного суда Запорожской области признано банкротом, но своими действиями он пытается заставить ПАО "Мостобуд" и его субподрядчиков работать на его личные интересы..."
В скандал в срочном порядке вмешался губернатор Борис Петров, и уже на следующий день после обличительной пресс-конференции запорожский бургомистр "жал руку" главе "Мостобуда" Юрию Циганку и оба уверяли журналистов, что никакого конфликта нет и Президенту и генпрокурору никто кляуз не писал. После чего на строительстве воцарилась видимость спокойствия, продлившаяся немногим более месяца, пока запорожский губернатор не отчалил в отпуск.
В конце июля "битва за мосты" вновь стала сотрясать властные коридоры. Неожиданно пишет заявление "по собственному" начальник городского управления капитального строительства Иван Сухомлин, проработавший в этой должности почти двадцать лет и считавшийся "главным прорабом" эпохальной запорожской стройки. В своих комментариях местным СМИ теперь уже бывший глава УКСа мотивировал свою отставку тем, что категорически не согласен с новыми подходами, которые стала практиковать городская власть и рабочая группа в отношении строительства мостов. В частности, попытки "завести" стройматериалы сомнительного качества и происхождения, а так же пересмотр некоторых технических решений - и это при том, что проект прошел три государственные экспертизы.
Увольнение одного из "аксакалов" строительной индустрии не на шутку всполошило местный политикум. По городу поползли слухи о "мостах-убийцах" и мрачные прогнозы о надежности будущих мостов. Гасить "пожар" скандала на этот раз пришлось уже премьеру Николаю Азарову, который экстренно нагрянул в Запорожье 11 августа. Во время своего незапланированного визита премьер пребывал в довольно скверном расположении духа, о чем свидетельствовало его раздраженное "тыканье" запорожскому градоначальнику во время краткого экскурса на главную стройку города. О чем говорили Николай Азаров и Александр Син тет-а-тет, осталось за кадром. Но первая неприятная новость для Запорожья уже есть: строительство мостов затягивается как минимум на год, и первый мост начнет разгружать город от пробок в лучшем случае только в 2013 году.
Вот такая вот занимательная "экономия" получилась. Хотя, учитывая все перипетии, это еще самый оптимистический финал для запорожского мостостроя. И остается надеяться, что город не "побьет" печальный "рекорд" Миннеаполиса, где рухнул 150-метровый мост через Миссисипи, чуть-чуть не дотянувший до своего "сорокалетия".
P.S. Разделять лавры эдакого коллективного "геростратства" с запорожским градоначальником Кабмин, похоже, не намерен. Как стало известно, на Грушевского планируют перевести строительство запорожских мостов на баланс "Укравтодора". Таким образом, заказчиком строительства вместо УКСа станет Государственная служба автомобильных дорог Украины, в результате чего городские власти Запорожья окажутся деликатно отодвинутыми от всех мостостроительных процессов. Любопытно, и куда теперь они направят весь своей нереализованный потенциал, с "обезглавленным" УКСом, рабочей бизнес-группой и оптимизаторскими наклонностями бургомистра? Начнут "экономить" на строительстве жилья?
Хотя, после такого открытого недоверия со стороны Киева к Александру Сину, не следует ли полагать, что теперь опасность грозит не столько запорожским мостам, сколько дальнейшей карьере запорожского городского головы?
http://www.trans-port.com.ua/index.php?newsid=31016
P.S. статья какая-то явная заказуха, зная немало людей с Запорожья и их положительное отношение к нынешнему меру, слаживается впечатление, что человеки с Грушевского и Банковой просто не могут простить людям Запорожья в победе Сина,да и противостояние между губернатором (ПР) и Сином (БЮТ) никак положительно не скажется на стройке!