Постановление СовМина СССР о приостановлении сооружения и об отсрочке начала строительства от 21 июня 1989го года

то, что не вписалось в "кривые"

Модераторы: dimentiy, Администраторы

Аватара пользователя
Коржик
Мэр (городской голова)
Мэр (городской голова)
Сообщения: 3203
Зарегистрирован: 15 янв 2005, 15:50
Откуда: Ровно - Киев

Постановление СовМина СССР о приостановлении сооружения и об отсрочке начала строительства от 21 июня 1989го года

Сообщение Коржик »

Постановление СовМина СССР о приостановлении сооружения и об отсрочке начала строительства ряда крупных и дорогостоящих строек и объектов от 21 июня 1989го года.

В общем документ читаемый.

Выжимка по метро.
Отсрочка для:
Алма-Аты - открыт 01 декабря 2011;
Челябинска - конвертация в скоростной трамвай с тремя подземными станциями и открытием в 2025м году;
Красноярска - конвертация в скоростной трамвай с открытием в 2025м году;
Риги - полная отмена проектов скоростного внеуличного транспорта;
Омска - консервация, метромост, одна станция и несколько тоннелей были построены;
Донецка - без комментариев;
Ростова-на-Дону - отменён;
Уфы - отменён, идёт сооружение скоростного трамвая на базе сущесвующей трамвайной сети;
Казани - открыт 27 августа 2005.

Откладываются метрополитены:
Перми - строительство велось, но особо ничего построить не успели;
Одесса - ничего.

Я почему-то думал, что решение строить метро в Донецке было принято в независимой Украине, но на самом деле в 1993м было начато строительство. Удивительно.

PS Не получается выложить документы по порядку. Звыняйтэ. :cry: :cry: :cry:
Вложения
scale_24003.jpg
scale_24002.jpg
scale_24001.jpg

Аватара пользователя
dimentiy
Злой литовец
Сообщения: 9310
Зарегистрирован: 26 дек 2005, 19:54
Откуда: Зять городов русских
Контактная информация:

Re: Постановление СовМина СССР о приостановлении сооружения и об отсрочке начала строительства от 21 июня 1989го года

Сообщение dimentiy »

В разделе Украина этой теме точно не место.
– Как правильно и удобно искать по форуму: инструкция

Аватара пользователя
Коржик
Мэр (городской голова)
Мэр (городской голова)
Сообщения: 3203
Зарегистрирован: 15 янв 2005, 15:50
Откуда: Ровно - Киев

Re: Постановление СовМина СССР о приостановлении сооружения и об отсрочке начала строительства от 21 июня 1989го года

Сообщение Коржик »

Конкретные предложения?

Долго выбирал подходящий раздел.
Поскольку меня тут интересовали в первую очередь Донецк (особенно Донецк, так как стала ясна эпоха, когда было начато строительство) и Одесса, решил сюда.
Когда уже начал писать пост, Остапа понесло и прокомментировал состояние всех упомянутых, поэтому акцент смазался.

Аватара пользователя
dimentiy
Злой литовец
Сообщения: 9310
Зарегистрирован: 26 дек 2005, 19:54
Откуда: Зять городов русских
Контактная информация:

Re: Постановление СовМина СССР о приостановлении сооружения и об отсрочке начала строительства от 21 июня 1989го года

Сообщение dimentiy »

Та я уже перекинул в Разное, так как оно к метрополитенам в итоге относится частично.
– Как правильно и удобно искать по форуму: инструкция

Аватара пользователя
vv
алкотурист
алкотурист
Сообщения: 4183
Зарегистрирован: 04 апр 2003, 13:34
Откуда: Kiev

Re: Постановление СовМина СССР о приостановлении сооружения и об отсрочке начала строительства от 21 июня 1989го года

Сообщение vv »

В конце 80х совок уже еле дышал. Какое там новое строительство.
Сто грамм - не "стоп-кран"!

Аватара пользователя
euhome
Мэр (городской голова)
Мэр (городской голова)
Сообщения: 5895
Зарегистрирован: 05 апр 2004, 10:12
Откуда: Харків

Re: Постановление СовМина СССР о приостановлении сооружения и об отсрочке начала строительства от 21 июня 1989го года

Сообщение euhome »

Там на додачу відстрочили ще й спорудження нового аеропорта в Харкові
Світ на всіх у нас один, ба живемо кожний сам...
And we have just one world, but we live in different ones... © Dire Straits

Аватара пользователя
Коржик
Мэр (городской голова)
Мэр (городской голова)
Сообщения: 3203
Зарегистрирован: 15 янв 2005, 15:50
Откуда: Ровно - Киев

Re: Постановление СовМина СССР о приостановлении сооружения и об отсрочке начала строительства от 21 июня 1989го года

Сообщение Коржик »

vv писал(а):
28 дек 2023, 16:44
В конце 80х совок уже еле дышал. Какое там новое строительство.
А ты весь документ читал или только заголовок?

Аватара пользователя
vv
алкотурист
алкотурист
Сообщения: 4183
Зарегистрирован: 04 апр 2003, 13:34
Откуда: Kiev

Re: Постановление СовМина СССР о приостановлении сооружения и об отсрочке начала строительства от 21 июня 1989го года

Сообщение vv »

Коржик писал(а):
28 дек 2023, 22:38
vv писал(а):
28 дек 2023, 16:44
В конце 80х совок уже еле дышал. Какое там новое строительство.
А ты весь документ читал или только заголовок?
Посмотрел по городам. А шо не так?
Сто грамм - не "стоп-кран"!

Аватара пользователя
Коржик
Мэр (городской голова)
Мэр (городской голова)
Сообщения: 3203
Зарегистрирован: 15 янв 2005, 15:50
Откуда: Ровно - Киев

Re: Постановление СовМина СССР о приостановлении сооружения и об отсрочке начала строительства от 21 июня 1989го года

Сообщение Коржик »

vv писал(а):
29 дек 2023, 11:04
Коржик писал(а):
28 дек 2023, 22:38
vv писал(а):
28 дек 2023, 16:44
В конце 80х совок уже еле дышал. Какое там новое строительство.
А ты весь документ читал или только заголовок?
Посмотрел по городам. А шо не так?
Всё не так просто.

"Совок" может и еле дышал, но его дыхание было настолько могучим, что все девяностые это достройка советских заделов практически без исключений. Да ещё и осталось типа Спартака (Москва) в 2014м, Важи Пшавела в 2000м с Университетом (Тбилиси) в 2017м и Львовской брамы с Теличкой в непонятно каком.

В Киеве первая чисто пост советская стройка это продление до Академгородка.
В Харькове, пусковой участок Алексеевский линии полностью советский задел. Севернее уже меньше.
Днепр на 95% советская постройка и достраивали его с жутким скрежетом.

В Москве та же история. Улица Академика Янгеля это те же Дорогожичи в профиль. Потом уже пошло реально новое строительство и то с существенными исключениями.

Питер. Всё достройка советских заделов кроме Комендантского проспекта, Парнаса, Беговой и Зенита. Но там своя беда с размывом.

По остальным лень расписывать, но с 1996го до 2000го было пущено аж 20 станций на весь бывший СССР, включая три в Кривом Роге. Кстати, судя по существованию Шерстопрядильной, тоже достраивали советские заделы. Не могли в такую махину слить бабки в девяностых.

И всё не то чтобы не просто, а очень не просто.

По пунктам.
1. В связи с напряженным финансовым положением в стране и в целях предотвращения затрат, эффект от осуществления которых может быть получен в ближайшие годы:
а) приостановить сооружение и отсрочить начало строительства 1989–1990 годах и в тринадцатой пятилетке крупных и дорогостоящих строек и объектов согласно приложению;
б) принять предложение Госплана СССР о приостановлении сооружения или об отсрочке начала строительства строек и объектов, решения сооружении которых приняты министерствами СССР, согласно прилагаемому перечню.
Отменили, так или иначе, строительство одиннадцати метрополитенов.
Были к тому времени сооружены 12, Екатеринбург и Днепропетровск были на подходе.
Плюс никто не отменял Кривой Рог и Волгоград.

Решение по строительству были приняты:
Казань - 29 июня 1983;
Алма-Ата, Челябинск, Красноярск, Рига - 21 февраля 1985;
Омск - 4 июля 1986;
Уфа - 30 мая 1987;
Ростов-на-Дону - 16 мая 1988;
Донецк - 19 мая 1988.
По Перми и Одессе было принято принципиальное решение.

Так совпала демография, что во многих городах было по миллиону и на-гора выдали ТЭО на стройки. А, как известно, раз метро начинает строиться, для эффективности системы этот процесс неостановим, так что активного строительства в действующих тоже никто не отменял. Пассажиропоток на километр будет выше на пяти новых станциях в действующем метро, а не в новом с пусковым участком из тех же пяти станций.

За без малого 55 лет было пущено 12 метрополитенов, плюс два в активной фазе достройки, плюс два СТ, а тут буквально в течение пяти лет нужно практически удвоить это количество. А если допустить, что в новых системах было бы по пять станций на пусковых участках и их открыли бы в течение пяти лет, то это означало удвоение количества вводимых станций на очень коротком отрезке. Да тут у любой экономики пупок развяжется.
2. Госплану СССР при разработке проектов государственных планов экономического и социального развития СССР рассматривать предложения министерств СССР и Советов Министров союзных республик о возобновлении или начале сооружения строек и объектов, указанных в настоящем постановлении, исходя из наличия необходимых материальных и финансовых ресурсов. При этом в проектах на стройки и объекты должны быть заложены прогрессивные технические и технологические решения, высокая экономическая эффективность капитальных вложений, также учтены требования по охране окружающей среды.
Нарушаются связи между союзными республиками. Каждый удельный князь старается удержать ресурсы внутри вверенного ему субъекта.
В контексте метро и экологии между строк читается Рига, что очевидно было воспринято с облегчением всеми незаинтересоваными стронами.
3. В связи с перестройкой руководства экономикой и социальной сферой в союзных республиках и переходом их на принципы самоправления и самофинансирования установить, что вопросы проективания и строительства метрополитенов и монорельсовых пассажирских дорог решаются начиная с тринадцатой пятилетки Советами Министров союзных республик. Финансирование указанного проектирования и строительства должно осуществляться в пределах средств соответствующих регионов.
Короче. Реализуйте свои хотелки за свой счёт.
Нарастает не только ресурсно-экономический, но и административный раздрай. Под раздачу попала Алма-Ата. Феерически повезло Еревану, Минску и Днепропетровску.

Итого.

1. Экономические и прочие проблемы бесспорны, но их признание и корректировка планов вместо тупого распыления средств похвальны особенно в контексте сооружения метрополитенов.
Лучше построить одну линию из девяти станций в действующем метрополитене или один новый метрополитен из девяти станций чем три новых метрополитена из трёх станций каждый. Да и удельная стоимость километра тоннеля и отдельной станции ниже.

2. Многим городам повезло, что на них не повисла такая обуза. Ну куда Риге метро? Второй Ереван или Днепропетровск. "Взрывная" необходимость практически удвоить количество метрополитенов, по-моему, была изначально нереалистична в сжатые сроки. Отмены, переносы и задержки были неизбежны в любом случае. Хотя потом бы количество крупных городов стабилизировалось. Демографический всплеск совпал с социально-экономическим кризисом.

3. Можно разделить метрополитены на несколько групп и увидеть, что, начиная с Еревана, что-то пошло не так.
- Загруженные:
Москва, Питер, Киев, Баку, Харьков, Минск;
- Средние:
Тбилиси, Ташкент, Екатеринбург, Новосибирск;
- На грани эффективности:
Нижний Новгород, Казань, Алма-Ата;
- Фиаско:
Ереван, Самара, Днепропетровск.

С учётом даты пуска, конфигурации сети, уровня автомобилизации, транспортных коридоров, препятствий (крупных рек/оврагов/железных дорог), состояния общегородской транспортной системы, общей экономико-политической обстановки, последствий пандемии и количества населения реальным крутышом выглядит Минск; Самара пала жертвой отсутствия/изчезновения мощных транспортных потоков; деньги закопанные в Днепропетровск лучше бы достались Киеву или Харькову, ну или любому из метрополитенов открытых в восьмидесятых; Ереван это позор как он есть, повезло, что открыли задолго до распада Союза; Новосибирск, всё ок, не хватает буквально пары станций и можно успокоится; Нижний Новогород, как ни крути, Самара на минималках, спасает размер сети, сеть всего в два раза меньше чем в Минске, а пассажиропоток в семь раз ниже.

4. Заметны "дегенеративные" тенденции в пусковых участках со второй половины восьмидесятых:
- Новосибирск, ещё всё хорошо, задача перехода через Обь решена;
- Нижний Новгород, нет перехода через Оку;
- Самара, четыре станции в промзонах на окраинах;
- Екатеринбург, три станции в промзонах на окраинах;
- Днепропетровск, метро в промзонах от окраины, доходящее до ж/д вокзала только из-за большего пускового участка.
Причём налицо забавное снижение количества станций в составе первых пусковых участков: Нижний - 6, Новосибирск - 5, Самара - 4, Екатеринбург -3. :( :( :(

5. Опять же, очень грубо говоря и несколько передёргивая, возникает вопрос что лучше.
Подольский мостовой переход или Днепропетровский метрополитен?
Закопанные средства в сооружение Донецкого метро или полностью сооружённая Алексеевская линия уже в 2000м?
Омское метро из одной станции или открытая промежуточная Бажовская в Екатеринбурге?

В общем награфоманил что-то бессвязное. :smoke: :smoke: :smoke:

Ван лайнер. Пора было успокоится и перестать палить из пушки по воробьям.

Транспортные задачи в городах с населением до полутора миллионов можно было решать другими более эффективными и дешёвыми способами.

Произошла конвергенция. Правильное решение приняли не из-за общей стратегии и оригинальных решений, а когда перестало хватать ресурсов на экспотенциально возросшее количество городов-миллионников на короткой дистанции. Тем не менее ввод шести систем за с 1984го по 1987й это ого-го-го.

К 1989му году в СССР был 31 город с населением более семисот тысяч человек, где с разной степенью реалистичности мусолили тему скоростного внеуличного транспорта. Причём 31й это Кривой Рог, где первая очередь СТ была полностью введена в строй.

12 метрополитенов и 2 СТ в 1989м уже было, строились Екат и Днепр. Никаких масштабных работ в 1989м по постройке новых метрополитенов больше нигде не велось. Итого 16 штук. 11 отменили. А если бы продолжался ад кутежа и угара из-за угла подвалили бы Воронеж, Саратов, Запорожье и Львов. Хотя во Львове работы по наземным участкам СТ велись с 1983го и сейчас они успешно действуют и никто эти работы до самого конца СССР не отменял.

Так что, несмотря ни на что, осилили половину крупнейших городов.

Аватара пользователя
Фосфор
Начальник СЦБ
Начальник СЦБ
Сообщения: 765
Зарегистрирован: 06 окт 2011, 23:20
Откуда: Киев-град, Левый берег

Re: Постановление СовМина СССР о приостановлении сооружения и об отсрочке начала строительства от 21 июня 1989го года

Сообщение Фосфор »

для тех кто совсем не в курсе -- а что за история с метро в Риге?

Я вроде как неплохо исходил город, там же болото сплошное, чуть подсушенное, и то не факт. Низина, Даугава плавно переходящая в Рижский залив, подтопления, вот это все...
Салій: Будівництво метро на Троєщину - це ганьба! http://tinyurl.com/arn2526
Ceterum autem censeo, Moscovia esse delendam

TANK
пра-пра-правнук Лыбеди
пра-пра-правнук Лыбеди
Сообщения: 9714
Зарегистрирован: 20 июл 2006, 16:42
Откуда: Киев

Re: Постановление СовМина СССР о приостановлении сооружения и об отсрочке начала строительства от 21 июня 1989го года

Сообщение TANK »

да как обычно - "будете городом милионником - будет вам метро". Миллион набрали году в 82, трассу первой линии нафломастеризовали от ФЭДа/ригас текстайлс на левый берег даугавы в болдерай. Но НЯЗ даже геологию никто не изучал, а дальше независимость.
Удачи на дорогах!
(В т.ч.железных!!)

Аватара пользователя
Коржик
Мэр (городской голова)
Мэр (городской голова)
Сообщения: 3203
Зарегистрирован: 15 янв 2005, 15:50
Откуда: Ровно - Киев

Re: Постановление СовМина СССР о приостановлении сооружения и об отсрочке начала строительства от 21 июня 1989го года

Сообщение Коржик »

Фосфор писал(а):
02 янв 2024, 15:26
для тех кто совсем не в курсе -- а что за история с метро в Риге?

Я вроде как неплохо исходил город, там же болото сплошное, чуть подсушенное, и то не факт. Низина, Даугава плавно переходящая в Рижский залив, подтопления, вот это все...
Был и проект (питерский), и эскизы станций (местные) и геологические изыскания, уже метростроевцы должны были ехать, но неволя пуще охоты и на политически-экологических дрожжах всё отменили.

https://youtu.be/HG4HQxaaIUE?si=didldUvB4BJ8NNYm

Аватара пользователя
Фосфор
Начальник СЦБ
Начальник СЦБ
Сообщения: 765
Зарегистрирован: 06 окт 2011, 23:20
Откуда: Киев-град, Левый берег

Re: Постановление СовМина СССР о приостановлении сооружения и об отсрочке начала строительства от 21 июня 1989го года

Сообщение Фосфор »

Ага, понял, спасибо. Почитал чуть. Мда. По "Парижской схеме" не получилось бы ни разу. Там конечно некий вариант как в Питере теоретически был возможен, но, но... Если геологию "никто не изучал", то кранты вообще.

То что там под землей все очень тоскливо, можно понять по многим прямым и косвенным признакам. Вода везде, совсем везде. Домский собор строился так, чтобы в него нужно было подниматься -- теперь ступени идут нехило вниз.
Почвы дурные -- каждый год, "любимый спорт" крестьян в Латвии -- собирать повесне свежий урожай камней, "выросших" за зиму из-под земли.
Салій: Будівництво метро на Троєщину - це ганьба! http://tinyurl.com/arn2526
Ceterum autem censeo, Moscovia esse delendam

Аватара пользователя
Коржик
Мэр (городской голова)
Мэр (городской голова)
Сообщения: 3203
Зарегистрирован: 15 янв 2005, 15:50
Откуда: Ровно - Киев

Re: Постановление СовМина СССР о приостановлении сооружения и об отсрочке начала строительства от 21 июня 1989го года

Сообщение Коржик »

Да все необходимые изыскания там провели.
Чем бы всё закончилось остаётся только гадать.
В Москве в прошлом году кусок южного радиуса ЗЛ тупо построили заново.
За сорок лет надоел протечками.
Но такой яростный протест выглядит оксюмороничненько. :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:

TANK
пра-пра-правнук Лыбеди
пра-пра-правнук Лыбеди
Сообщения: 9714
Зарегистрирован: 20 июл 2006, 16:42
Откуда: Киев

Re: Постановление СовМина СССР о приостановлении сооружения и об отсрочке начала строительства от 21 июня 1989го года

Сообщение TANK »

Никто там ничего не делал кроме фломастеров. Потыкали по берегам - типа для "моста метро" - и все. Это единственное упоминание о метро в реальных изысканиях. правда с "метростройзабором" - это производило впечатление, да.

У меня там нехилое ответвление семьи живет и бывал я в Риге в детстве-юности чаще чем в Одессе, если что. Да и сейчас половина киевских девченок/старичков у них сидят.
Удачи на дорогах!
(В т.ч.железных!!)

Ответить