Трамвай в мире
Добавлено: 21 янв 2005, 09:36
http://www.moles.ee/05/Jan/20/1-1.php
Скоростной трамвай в Таллинне может быть пущен уже в 2010 году, а к 2015
году линия заработает в полную силу. По сути это будет ветка наземного
метро, соединяющего Ласнамяэ и Мустамяэ. Разработанный французской
консультационной фирмой SYSTRA проект оптимизации общественного транспорта
столицы охватывает не только линию скоростного трамвая, но и транспортную
схему города в целом. Реорганизация обойдется в 6,7 миллиарда крон, из
которых почти 4 миллиарда «съест» трамвай.
«В среднем от идеи до реализации одной трамвайной линии, как показывает
мировая практика, проходит 5-7 лет, но наш так называемый скоростной трамвай
оказался весьма медленным – (Кто бы удивлялся, этта все ттаккии Эстонния ) идея витает в воздухе вот уже тридцать лет, —
заявил вице-мэр Каупо Реэде, представляя журналистам разработанный проект.
– Но я еще раз повторю – скоростной трамвай в Таллинне будет!». Тем более
что, как заверяют французы, европейские фонды проект примут и денег дадут.
Таллинн профинансирует реорганизацию собственного общественного транспорта
лишь на 20%. Для того, чтобы работа началась и обращение в ЕС стало возможным,
необходимо, чтобы этот проект был включен в государственную программу развития.
В текущем году будет составлена калькуляция целесообразности скоростной линии
и связанных с ней изменений, после чего можно стучаться в европейские двери.
Маршрут восток-запад
Руководитель проекта Жан-Мануэль Жили работал над своим детищем 13 месяцев.
Проблема Таллинна, по мнению Жили, заключается в том, что общественный транспорт
функционирует по радиальному принципу – все линии направлены в центр города,
а между районами прямое сообщение (диаметральная схема) практически отсутствует.
Планируемый трамвай должен соединить восточную часть города с западной напрямую,
что позволит пассажирам на треть сократить время передвижения по городу — тем
более, что такой трамвай может достигать скорости 70 километров в час.
По расчетам французов, трамвай будет идти из Ласнамяэ по Лаагна теэ сначала в
центр города по Гонсиори (как вариант рассматриваются улица Лубья и Тартуское
шоссе) мимо центра Виру, через площадь Вабадузе, а затем в Мустамяэ по бульвару
Сыпрузе до бульвара Кадака. Маршрут в центре города имеет и второй вариант: через
Виру до Балтийского вокзала (в таком случае он будет огибать Старый город не с
восточной, а с западной стороны по Тоомпуйестеэ) – эта дилемма еще не разрешена,
как и не сделан выбор между улицами Гонсиори и Лубья и Тартуским шоссе. Но
французы рекомендуют более короткий маршрут (по Гонсиори и через площадь Вабадузе).
Линия получит название «№3. Уссимяэ-Кадака», общая протяженность составит 19,3
километра и будет иметь 25 остановок. Разрабатывая маршрут, французы хотели
разредить плотность общественного транспорта в центре города. «Эта линия
скоростного трамвая охватит районы с самой высокой плотностью транспорта, —
говорит Жили. – Мы хотим, чтобы трамвай стал основным транспортом для этого
региона, а автобусы и троллейбусы использовались только для того, чтобы доехать
до трамвайной остановки». В местах транспортных узлов на маршруте скоростного
трамвая должны быть созданы станции пересадок. Они, кстати, появятся во всех
узловых местах таллиннских маршрутов – это сделает необходимые пересадки более удобными.
Помимо этого трасса будет снабжена системой park&ride. Такие городские парковки
будут организованы на остановках «Уссимяэ», «Мустакиви», «Кадака» и «Лепистику»
– чтобы горожанин, стремящийся на работу на автомобиле, смог оставить его возле
остановки скоростного трамвая и пересесть в комфортабельный вагон, не загружая
центр города и не утруждая себя поисками парковки. По подсчетам экспертов, этот
трамвай будет обслуживать 48% городского населения.
Трамвай-спаситель
С приходом в наши реалии такого «наземного метро» изменится и общая система
общественного транспорта. Во-первых, исчезнет трамвайная линия номер 3 в ее
нынешнем виде. По направлению к Тонди будет ходить второй трамвай, маршрут
которого продлится до центра Ярве, возле которого также будет организована
парковка park&ride. Первая линия трамвая останется прежней, только на ней,
как и на второй, появятся дополнительные станции пересадок, а в Юлемисте на
конечной первого маршрута появится еще один park&ride. Троллейбусы второго и
третьего маршрутов будут упразднены за ненадобностью.
В общем же, после реорганизации транспортной схемы во избежание дублирования
за счет скоростного трамвая город сможет сократить троллейбусные линии до пяти
маршрутов, а автобусные до 50 (с нынешних 64), что позволит не только уменьшить
количество транспорта в столице, особенно в центре, но и снизит текущие расходы
по обслуживанию техники. К тому же, сокращая линии, город сможет оставить в
работе самый современный и новый из имеющегося в наличии подвижной состав, что
также улучшит общее положение.
А его даже называют критическим – ведь за последние три года доля поездок на
городских маршрутах снизилась на 10 процентов и продолжает падать. Скоростной
трамвай, удобный и быстрый, должен дело поправить. Во всяком случае, это
прогнозируют специалисты SYSTRA. «Мы учли все экономические показатели, и именно
представленный вариант маршрута скоростного трамвая является самым рентабельным,
а это основной критерий для европейских фондов при решении вопроса о выделении
инвестиций», — поясняет Жили.
Деньги и место найдутся
В общей сумме реорганизация общественного транспорта и запуск наземного метро
обойдутся в 6,7 миллиарда крон. «Хочу заметить, что эти расчеты предварительные
и самые пессимистические, — поспешил добавить вице-мэр Каупо Реэде. – К примеру,
когда только начали говорить о проекте соединения острова Сааремаа с материком
посредством моста, называлась сумма в 10 миллиардов. Теперь же выясняется, что
можно обойтись 600 миллионами». Реэде по отношению к скоростному трамваю – главный
оптимист города. Он уверен, что строительство путей можно будет начать уже в 2007 году.
«Конечно, это очень масштабный проект, и растянется он на несколько лет, но если
все пойдет без проволочек, то уже к 2010 году трамвай пустим», — поддерживает
энтузиазм Реэде руководитель проекта Жили. Правда, частично – к тому времени он
будет ходить до площади Вабадузе или до Балтийского вокзала (как уж решат). Этот
первый этап проекта – а поведут трамвай из Ласнамяэ – будет стоить 2,13 миллиарда.
Продление трамвайной линии до Кадака обойдется несколько дешевле – в 1,73 миллиарда
крон. И второй этап по плану должен завершиться в 2015 году.
«Скоростной трамвай, во-первых, не займет много места на дороге, во-вторых, он
экономичнее, в-третьих – экологичнее», — говорит Жили. Ширина состава предлагаемого
французами трамвая типа Citadis Alstom составляет 2,4 метра, длина 33 или 43 метра,
в зависимости от типа состава, вмещающего 200 или 340 мест соответственно. Остановки
будут представлять собой платформу высотой 28 сантиметров, длиной 43 метра и шириной
2,5 метра.
«Это абсолютно классический проект, и с получением финансирования проблем не будет,
европейские фонды такие проекты принимают, — добавляет Жили. – Сейчас наша
единственная цель в этом вопросе – добиться того, чтобы самофинансирование
города не превысило уровня в 20%, — и это реально». «Мы уже обсудили этот
вопрос с финансовым директором города, и он заверил, что если такая инвестиция
от города понадобится, деньги найдутся», — заверил Каупо Реэде.
Стоит ли игра свеч?
Почему вне проекта остаются Хааберсти, Пирита и Пыхья-Таллинн? Зачем нужно
вбухивать столь огромные суммы в один трамвай, когда люди, живущие, к примеру,
в Какумяэ, до сих пор не могут добраться до центра города без пересадок и долгих
ожиданий на остановке, – может, лучше открыть дополнительные линии для отдаленных
участков города, чем заниматься прожектерством и рисовать в воображении Новые
Васюки? Мэр города Тынис Пальтс считает, что одно другому не мешает. «Проект
трамвая не означает, что город забросит все остальные дела в транспортной
сфере, — говорит он. – Наоборот, уже грядущей весной мы намерены принять
стратегию развития парковок и движения в городе, которая предусматривает
решение проблем такого рода».
Насчет того, почему скоростным трамваем обделили Хааберсти, Пыхья-Таллинн
и Пирита, Каупо Реэде говорит так: «Здесь главнейшую роль играет рентабельность
проекта. В Ыйсмяэ или Пирита не так много людей, чтобы такой трамвай мог
работать в полную мощность. Тем более, что Мустамяэ и Ласнамяэ сейчас самые
динамично развивающиеся части города – здесь уже запланировано появление
целого ряда новых жилых кварталов. Да и по населенности это самые крупные
районы города». Реэде также добавляет, что никто не говорит, что Ыйсмяэ
навеки останется во власти троллейбусов. «Через 10-15 лет скоростной трамвай
можно пустить и туда, но целесообразнее начинать такой проект все же с
самых густонаселенных регионов», — считает он. Правда, заглядывать вперед
на 15 лет еще рановато. Этот бы проект осуществить – ведь таллиннскому
скоростному трамваю уже более 30 лет, а к запланированному 2015 году и
все сорок стукнет. А стука колес по-прежнему не слыхать.
Скоростной трамвай в Таллинне может быть пущен уже в 2010 году, а к 2015
году линия заработает в полную силу. По сути это будет ветка наземного
метро, соединяющего Ласнамяэ и Мустамяэ. Разработанный французской
консультационной фирмой SYSTRA проект оптимизации общественного транспорта
столицы охватывает не только линию скоростного трамвая, но и транспортную
схему города в целом. Реорганизация обойдется в 6,7 миллиарда крон, из
которых почти 4 миллиарда «съест» трамвай.
«В среднем от идеи до реализации одной трамвайной линии, как показывает
мировая практика, проходит 5-7 лет, но наш так называемый скоростной трамвай
оказался весьма медленным – (Кто бы удивлялся, этта все ттаккии Эстонния ) идея витает в воздухе вот уже тридцать лет, —
заявил вице-мэр Каупо Реэде, представляя журналистам разработанный проект.
– Но я еще раз повторю – скоростной трамвай в Таллинне будет!». Тем более
что, как заверяют французы, европейские фонды проект примут и денег дадут.
Таллинн профинансирует реорганизацию собственного общественного транспорта
лишь на 20%. Для того, чтобы работа началась и обращение в ЕС стало возможным,
необходимо, чтобы этот проект был включен в государственную программу развития.
В текущем году будет составлена калькуляция целесообразности скоростной линии
и связанных с ней изменений, после чего можно стучаться в европейские двери.
Маршрут восток-запад
Руководитель проекта Жан-Мануэль Жили работал над своим детищем 13 месяцев.
Проблема Таллинна, по мнению Жили, заключается в том, что общественный транспорт
функционирует по радиальному принципу – все линии направлены в центр города,
а между районами прямое сообщение (диаметральная схема) практически отсутствует.
Планируемый трамвай должен соединить восточную часть города с западной напрямую,
что позволит пассажирам на треть сократить время передвижения по городу — тем
более, что такой трамвай может достигать скорости 70 километров в час.
По расчетам французов, трамвай будет идти из Ласнамяэ по Лаагна теэ сначала в
центр города по Гонсиори (как вариант рассматриваются улица Лубья и Тартуское
шоссе) мимо центра Виру, через площадь Вабадузе, а затем в Мустамяэ по бульвару
Сыпрузе до бульвара Кадака. Маршрут в центре города имеет и второй вариант: через
Виру до Балтийского вокзала (в таком случае он будет огибать Старый город не с
восточной, а с западной стороны по Тоомпуйестеэ) – эта дилемма еще не разрешена,
как и не сделан выбор между улицами Гонсиори и Лубья и Тартуским шоссе. Но
французы рекомендуют более короткий маршрут (по Гонсиори и через площадь Вабадузе).
Линия получит название «№3. Уссимяэ-Кадака», общая протяженность составит 19,3
километра и будет иметь 25 остановок. Разрабатывая маршрут, французы хотели
разредить плотность общественного транспорта в центре города. «Эта линия
скоростного трамвая охватит районы с самой высокой плотностью транспорта, —
говорит Жили. – Мы хотим, чтобы трамвай стал основным транспортом для этого
региона, а автобусы и троллейбусы использовались только для того, чтобы доехать
до трамвайной остановки». В местах транспортных узлов на маршруте скоростного
трамвая должны быть созданы станции пересадок. Они, кстати, появятся во всех
узловых местах таллиннских маршрутов – это сделает необходимые пересадки более удобными.
Помимо этого трасса будет снабжена системой park&ride. Такие городские парковки
будут организованы на остановках «Уссимяэ», «Мустакиви», «Кадака» и «Лепистику»
– чтобы горожанин, стремящийся на работу на автомобиле, смог оставить его возле
остановки скоростного трамвая и пересесть в комфортабельный вагон, не загружая
центр города и не утруждая себя поисками парковки. По подсчетам экспертов, этот
трамвай будет обслуживать 48% городского населения.
Трамвай-спаситель
С приходом в наши реалии такого «наземного метро» изменится и общая система
общественного транспорта. Во-первых, исчезнет трамвайная линия номер 3 в ее
нынешнем виде. По направлению к Тонди будет ходить второй трамвай, маршрут
которого продлится до центра Ярве, возле которого также будет организована
парковка park&ride. Первая линия трамвая останется прежней, только на ней,
как и на второй, появятся дополнительные станции пересадок, а в Юлемисте на
конечной первого маршрута появится еще один park&ride. Троллейбусы второго и
третьего маршрутов будут упразднены за ненадобностью.
В общем же, после реорганизации транспортной схемы во избежание дублирования
за счет скоростного трамвая город сможет сократить троллейбусные линии до пяти
маршрутов, а автобусные до 50 (с нынешних 64), что позволит не только уменьшить
количество транспорта в столице, особенно в центре, но и снизит текущие расходы
по обслуживанию техники. К тому же, сокращая линии, город сможет оставить в
работе самый современный и новый из имеющегося в наличии подвижной состав, что
также улучшит общее положение.
А его даже называют критическим – ведь за последние три года доля поездок на
городских маршрутах снизилась на 10 процентов и продолжает падать. Скоростной
трамвай, удобный и быстрый, должен дело поправить. Во всяком случае, это
прогнозируют специалисты SYSTRA. «Мы учли все экономические показатели, и именно
представленный вариант маршрута скоростного трамвая является самым рентабельным,
а это основной критерий для европейских фондов при решении вопроса о выделении
инвестиций», — поясняет Жили.
Деньги и место найдутся
В общей сумме реорганизация общественного транспорта и запуск наземного метро
обойдутся в 6,7 миллиарда крон. «Хочу заметить, что эти расчеты предварительные
и самые пессимистические, — поспешил добавить вице-мэр Каупо Реэде. – К примеру,
когда только начали говорить о проекте соединения острова Сааремаа с материком
посредством моста, называлась сумма в 10 миллиардов. Теперь же выясняется, что
можно обойтись 600 миллионами». Реэде по отношению к скоростному трамваю – главный
оптимист города. Он уверен, что строительство путей можно будет начать уже в 2007 году.
«Конечно, это очень масштабный проект, и растянется он на несколько лет, но если
все пойдет без проволочек, то уже к 2010 году трамвай пустим», — поддерживает
энтузиазм Реэде руководитель проекта Жили. Правда, частично – к тому времени он
будет ходить до площади Вабадузе или до Балтийского вокзала (как уж решат). Этот
первый этап проекта – а поведут трамвай из Ласнамяэ – будет стоить 2,13 миллиарда.
Продление трамвайной линии до Кадака обойдется несколько дешевле – в 1,73 миллиарда
крон. И второй этап по плану должен завершиться в 2015 году.
«Скоростной трамвай, во-первых, не займет много места на дороге, во-вторых, он
экономичнее, в-третьих – экологичнее», — говорит Жили. Ширина состава предлагаемого
французами трамвая типа Citadis Alstom составляет 2,4 метра, длина 33 или 43 метра,
в зависимости от типа состава, вмещающего 200 или 340 мест соответственно. Остановки
будут представлять собой платформу высотой 28 сантиметров, длиной 43 метра и шириной
2,5 метра.
«Это абсолютно классический проект, и с получением финансирования проблем не будет,
европейские фонды такие проекты принимают, — добавляет Жили. – Сейчас наша
единственная цель в этом вопросе – добиться того, чтобы самофинансирование
города не превысило уровня в 20%, — и это реально». «Мы уже обсудили этот
вопрос с финансовым директором города, и он заверил, что если такая инвестиция
от города понадобится, деньги найдутся», — заверил Каупо Реэде.
Стоит ли игра свеч?
Почему вне проекта остаются Хааберсти, Пирита и Пыхья-Таллинн? Зачем нужно
вбухивать столь огромные суммы в один трамвай, когда люди, живущие, к примеру,
в Какумяэ, до сих пор не могут добраться до центра города без пересадок и долгих
ожиданий на остановке, – может, лучше открыть дополнительные линии для отдаленных
участков города, чем заниматься прожектерством и рисовать в воображении Новые
Васюки? Мэр города Тынис Пальтс считает, что одно другому не мешает. «Проект
трамвая не означает, что город забросит все остальные дела в транспортной
сфере, — говорит он. – Наоборот, уже грядущей весной мы намерены принять
стратегию развития парковок и движения в городе, которая предусматривает
решение проблем такого рода».
Насчет того, почему скоростным трамваем обделили Хааберсти, Пыхья-Таллинн
и Пирита, Каупо Реэде говорит так: «Здесь главнейшую роль играет рентабельность
проекта. В Ыйсмяэ или Пирита не так много людей, чтобы такой трамвай мог
работать в полную мощность. Тем более, что Мустамяэ и Ласнамяэ сейчас самые
динамично развивающиеся части города – здесь уже запланировано появление
целого ряда новых жилых кварталов. Да и по населенности это самые крупные
районы города». Реэде также добавляет, что никто не говорит, что Ыйсмяэ
навеки останется во власти троллейбусов. «Через 10-15 лет скоростной трамвай
можно пустить и туда, но целесообразнее начинать такой проект все же с
самых густонаселенных регионов», — считает он. Правда, заглядывать вперед
на 15 лет еще рановато. Этот бы проект осуществить – ведь таллиннскому
скоростному трамваю уже более 30 лет, а к запланированному 2015 году и
все сорок стукнет. А стука колес по-прежнему не слыхать.