Недавно совершил экскурсию по всем стройплощадкам Алексеевской линии.
Надо сказать, что почти на всех объектах ведутся активные, по нынешним временам, работы. На "Проспекте Победы" ведется проходка ЛПТ в сторону "Алексеевской". По словам строителей, пройдено около 140 м. На просп.Л.Свободы в р-не дома № 36 отгорожена следующая площадка, на которой ведется выемка грунта для извлечения щита, закончившего проходку ППТ:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image001.jpg 94 кб
Оголовок щита крупным планом:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image002.jpg 87 кб
Следующий снимок дает возможность оценить глубину залегания тоннеля.
На заднем плане в районе бигбордов - стройплощадка ПП:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image003.jpg 111 кб
На стройплощадке "Алексеевской" смонтирован второй козловой кран. Однако в том месте, где он расположился, выемка грунта не начиналась. Вот так выглядит, та часть площадки, заслуживающая хоть какого-то внимания:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image004.jpg 130 кб
и чуть крупнее смонтированные конструкции:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image005.jpg 140 кб
Следующая стройплощадка - в р-не улицы Белогорской. Здесь ведется строительство перегонных тоннелей открытым способом:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image006.jpg 98 кб
Удивило то, что тоннели строятся без использования ЦСО, что было бы намного быстрее и экономичнее, "по-старинке": на лоток устанавливаются несущие стены, на них кладется перекрытие, на перекрытие крепится арматура и заливается бетоном. Затем наступает этап гидроизоляции.
Готовые участки тоннелей в сторону "Алексеевской":
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image007.jpg 131 кб
Тоннели видны, правда, только на переднем плане из-за часто установленных расстрелов котлована.
Портал тоннеля круглого сечения в сторону "Алексеевской":
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image010.jpg 62 кб
Ведется разработка котлована в направлении Алексеевской балки:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image008.jpg 99 кб
Я уж было подумал, что открытым способом тоннели будут строиться до самой балки, но двигаясь в сторону балки, увидел следующее:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image018.jpg 117 кб
Т.е. грунт, вынимаемый на стройплощадке по ул. Белогорской, ссыпается через сотню-другую метров... по трассе будущих тоннелей. Водитель КамАЗа объяснил, что в этом месте пойдут закрытым способом, а котлован разрабатывают для монтажа щита в сторону балки. Длина этого участка ~ 300 м. Мне на ум пришло только одно объяснение этому факту - для того, чтобы выйти к
дну балки, пришлось бы рыть котлован глубиной метров 40-50.
Панорама следующей стройплощадки на дне балки, сделанная с обрыва:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image012.jpg 135 кб
На переднем плане - коллектор для пропуска вот этого ручья:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image025.jpg 165 кб
Длина коллектора небольшая, метров 30. Его северный портал зарешечен:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image026.jpg 102 кб
А южный открыт:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image024.jpg 142 кб
Параллельно коллектору перекладываются коммуникации:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image023.jpg 131 кб
В левой, если стоять по течению, стенке коллектора имеются два отверстия:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image028.jpg 174 кб
Скорее всего, через них будет "подключаться" этот ручеёк,
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image029.jpg 196 кб
сбегающий с левой стороны балки.
Переходим теперь непосредственно к тоннелям, прокладываемым от Алексеевской балки в сторону ст. "23 Августа". Общий вид:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image017.jpg 139 кб
От портала под углом 45 град. к оси тоннеля строится бетонная дорога к будущему горному комплексу. А пока порода грузится в корыто,
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image017.jpg 90 кб
которое вывозится вручную из тоннеля, а затем перегружается в грузовик:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image021.jpg 53 кб
В настоящее время сооружается левый ПТ. Его портал
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image016.jpg 58 кб
собран из чугунных тюбингов производства череповецкого МК:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image045.jpg 108 кб
Проходка правого ПТ начнется только после завершения левого, поскольку тоннели должны находиться совсем близко друг от друга.
В начале тоннеля имеется пикетная отметка ПК 30+49:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image032.jpg 94 кб
Места стыков тюбингов проварены кусками арматуры:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image042.jpg 66 кб
Каждое кольцо, как водится, пронумеровано:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image033.jpg 84 кб
благодаря чему становится понятно, что пройдено 37 метров:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image043.jpg 94 кб
37-е кольцо было при мне обжато в породу двумя такими гидравлическими домкратами:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image044.jpg 100 кб
В нишу между лотковым и обычным тюбингом, где сейчас находится большой бетонный кубик, устанавливается домкрат, который затем включается оператором:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image041.jpg 74 кб
не расжатие. Домкрат раздвигает тюбинги до тех пор, пока небразуются щели, в которые помещаются "малые" кубики. Поскольку тюбинги раздвигаются, как правило, на расстояние бОльшее, чем ход у поршня домкрата, приходится подкладывать металлические пластины:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image038.jpg 62 кб
После этого домкрат вынимается, и на его место устанавливается "большой" кубик. Аналогичный процесс происходит и с другой стороны лоткового тюбинга.
Проходка ведется в одну смену (7 ч) со скоростью 1 м за смену немеханизированным щитом производства, по словам горного мастера, завода им. Малышева. На снимке - горный мастер за рычагами управления породопогрузчиком:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image037.jpg 75 кб
Ни модели щита, ни года его выпуска никто сказать не смог. Зато опять услышал байку про то, что этот щит ещё до войны строил московское метро
А пока шло обжатие кольца, я рассматривал крепь:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image039.jpg 90 кб
Обжатие кольца было окончено, все механизмы щита остановлены и
обесточены, бригада проходчиков потянулась к выходу - смена окончена. На часах 14:30.
На стройплощадке мое внимание привлекло забетонированное отверстие в грунте прямо по оси тоннеля:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image031.jpg 137 кб
Его назначение мне осталось неизвестным.
Согласно проекту, трасса метро должна пройти под садовыми участками на склоне балки, поэтому следующая стройплощадка расположена между действующими оборотным тупиком АЛ и восточной границей этих самых участков:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image047.jpg 137 кб
Стройплощадка абсолютно безлюдная. На ней находится лишь одна единица техники, которая занята обустройством крепи для будущего котлована для приема щита. У меня сложилось впечатление, что в этом месте построенные тоннели лишь присыпаны грунтом. Из "вкусностей" на площадке присутствует лишь обнаженное перекрытие тоннеля. Похоже, что технологическое отверстие в нём заделано кое-как, чтобы легко можно было в нужный момент его открыть.
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image048.jpg 152 кб
До действующих тоннелей отсюда - несколько метров. На снимке, сделанном на перекрытии тоннеля - действующий вентвыход.
Чтож, пришло время бросить прощальный взгяд:
http://euhome.chat.ru/m2005-07-15/image051.jpg 99 кб
От вентвыхода до козлового крана на Белогорской ~ 700 м.
Итак, теперь стала ясной трасса от "23 Августа" до "Алексеевской". Вначале под садами ~ 300 м тоннели пройдут закрытым способом, далее переход через балку ~ 200 м - открытым, подъем к Белогорской ~ 200 м опять закрытым, совсем небольшой участок на Белогорской строится открытым способом и далее до "Алексеевской" вновь прокладываются тоннели круглого сечения.
ЗЫ: Этот материал был написан, как говорится, "по горячим следам для рассылки
[khargortrans]. В дополненном и переработанном виде он доступен также
здесь.