Подземный Донецк
16 мая 2012 09:06
Автор: Ирина Гавриленко
Донецк – шахтерская столица и буквально испещрен шахтами: как действующими, так и запечатанными. Он похож на огромный муравейник: множество ходов, ответвлений и тайных камер…
Ученые исследовали эту особенность Донецка и обнаружили, что в связи с большим количеством грунтовых вод, которые то и дело затапливают туннели и шахтные стволы, существует угроза обвала верхних слоев почвы.
Эта вероятность увеличивается еще и благодаря нечистым не руку «дядям», которые не беспокоятся о правильном закрытии старых шахтных стволов, руководствуясь лишь принципом: «сделаю подешевле, остальное - себе в карман…»
Донецкое метро и камни преткновения в его строительстве
Проблема затопления грунтовыми водами стала известной гражданам в связи с неудачным строительством донецкого метро. Еще в 2009 году, когда рабочие ООО «Донецкшахтометрострой» отказались выйти на работу в связи с невыплатой им заработной платы, остро стал вопрос о грозящем подтоплении трех районов города: Буденновского, Ворошиловского и Пролетарского.
Кроме того, говорили и о появлении разломов на поверхности земли из-за грунтовых вод, постоянно поступающих в выработки метрополитена: их никто не откачивал в течение четырех дней. Сейчас строительство донецкого метро заморожено, но о проблеме грунтовых вод уже никто не говорит. Неужели они тоже замерзли?
Журналисты Донецкого портала провели свое небольшое расследование. В апреле текущего года состоялась пресс-конференция на тему строительства донецкого метро. Тогда, в частности, выяснилось, что принято решение о строительстве наземного метро вместо нынешнего подземного, где на службе сейчас около 15 рабочих.
Подземный Донецк
Уже в течение полугода эти люди регулярно не получают заработную плату, а по скромным подсчетам губернатора Донецкой области Андрея Шишацкого, помимо погашения им задолженности, необходимо еще 40 млн гривен на консервацию подземного метро.
Мэр Донецка Александр Лукьянченко не называет точных цифр, он считает, что прежде чем что-то решать, необходимо утвердить новый проект строительства. Городской голова оптимистично предположил, что есть возможность строительства наземного метро с использованием уже готовых подземных участков и станций.
Станция «Мушкетовская» и неподдельный интерес к ней
Мы отправились на самый разработанный участок метрополитена - в районе Мушкетовского кладбища, чтоб собственными глазами увидеть, пригодны ли разработанные участки метрополитена для сдачи в эксплуатацию.
Туннель тянется всего на 900 метров и находится на глубине 44 метра. В нем нет ни вентиляции, ни отопления, лишь тускло светят лампы, а свисающие с потолка и стен провода напоминают вековую паутину гигантских пауков, живущих в темных подземельях с незапамятных времен. В воздухе повисла безмолвно-тревожная тишина. От этого живописного пейзажа мороз пробежал по коже.
Между тем, выяснилось, что вход в метро охраняется, видимо, из-за местных диггеров. Диггеры – это люди, интерес которых к подземным сооружениям искусственного происхождения становится стилем жизни и любимым времяпрепровождением.
Диггеры изучают сооружения, возведенные человеком с применением различных строительных материалов и технологий, в развлекательных или познавательных целях, поэтому условно их можно разделить на любопытных и идейных. Именно идейные представители лагеря диггеров составляют карты объектов, нанося на них все опасные зоны, обозначая возможные ходы и лазы.
Живые подземелья
Те, кто хоть раз спустился в подземелье, утверждают, что оно все время манит их назад. Невозможно спокойно передвигаться по городу, потому что постоянно ищешь возможность попасть туда, где темно и сыро. Оно - словно таинственное существо, которое безмолвно ходит по пятам, подмигивая из сточных труб, вентиляционных решеток и канализационных люков.
Подземелье обладает заманчивой возможностью узнать то, что не доступно другим, познать свой родной город с изнанки со всеми его швами, прорехами и кровоточащими ранами.
Шахты затапливаются грунтовыми водами
Однако своих посетителей подземелья встречают по разному. Одни – с полным равнодушием, ведь им, по сути, нет никакого дела до маленьких людишек, снующих туда-сюда по их организму, другие стараются напугать своих гостей. Нет, не со зла, а чтоб их запомнили, и закипел адреналин в крови молодого, еще горячего для приключений исследователя, который как раз за тем и отправился в подземелье, дабы получить бурю новых впечатлений и ощущений, и, наконец, третьи – вовсе не хотят пускать к себе посетителей, видимо, храня многовековую тайну своего происхождения.
Знакомство с диггером
Именно у входа в метро, у предполагаемой станции «Мушкетовская», мы познакомились с местным жителем. Парень рассказал нам, что он – диггер, и что данная ветвь метро является очень интересной и ценной. Почему? Да просто в Донецке не так много подобных объектов для исследования.
В нашем относительно недолгом разговоре он упомянул еще об одном популярном объекте среди диггеров – подземной реке, существование которой уже давно перестало быть мифом. На вопрос, пригодны ли готовые участки метро для сдачи в эксплуатацию, парень пожал плечами и ответил, что не пользовался бы этой подземкой, поскольку там все давно проржавело и вряд ли выдержит большие нагрузки и скорости.
На этом общение закончилось: молодой диггер поспешил попасть внутрь, пока менялась охрана у входа в метрополитен. Он сообщил нам, что сейчас это единственный шанс.
Мы попытались составить ему компанию, но парень предупредил: в это время года туннель подтоплен, а у нас нет даже сапог-алладинов (специальные высокие резиновые сапоги для рыбалки – ред.).
У нас не оставалось иного выхода, кроме как обменяться контактами и ждать фото-отчета. Но что откровенно удивило - в туннели недостроенного метрополитена молодой исследователь подземелий отправился совершенно один, хотя у диггеров есть негласное правило идти как минимум вдвоем, чтобы в случае необходимости было кому помочь.
Кроме того, всегда обязательно сообщить тому, кто остается на поверхности, какой объект планируешь исследовать и сколько времени там пробудешь: мобильная связь под землей зачастую не работает.
Основные правила диггеров
Необходимо иметь с собой три исправных фонаря: обычный в руки, налобный и запасной.
Обязательно брать альпинистское снаряжение, но при условии, что вы умеете им пользоваться.
Затопленная шахта
Не ходить в одиночку.
Всегда сообщать о месте заброски тому, кто остается на поверхности.
Надевать хорошую не промокаемую и не скользкую обувь: ботинки, сапоги.
Удобная одежда.
Не бояться темноты, тишины, замкнутого и плохо проветриваемого пространства.
Быть трезвым и не употреблять никаких энергетических напитков.
Руки должны быть свободными.
Необходимо уметь хорошо ориентироваться.
Перед заброской на объект желательно попытаться найти его план, составленный уже опытными диггерами, или же просто максимально изучить всю информацию об объекте, которую можно найти в Интернете, старых газетах и других источниках.
Ничего не разрушать и не разграблять.
А пока журналисты сайта города Донецка ждали фото-отчет своего нового знакомого, вспомнили легенды о секретном метро для эвакуации первых руководителей. А еще - о подземном туннеле, проходящем под рекой Кальмиус… Но об этом читайте в следующем материале, посвященном теме «Подземного Донецка».
http://062.ua/news/v-donecke/podzemnyy-doneck