Ще стаття
http://stolitsa.glavred.info/archive/20 ... 331-7.html
Контрактовую закроют. На… сомнительную реконструкцию
25.12.09 // 12:05, Мария Лебедева, (фото автора), для «Главреда»
«Нам руины сообщили - можем строить Магистрат…».
Эти строчки как нельзя лучше подходят в качестве эпиграфа к тем градостроительным «новеллам» на Подоле, которые киевская городская власть и архитекторы собираются воплотить в жизнь.
Итак, градостроительный совет Киева, не собиравшийся неприлично долгое время, вчера взялся за самое-самое: львиную долю заседания заняло рассмотрение первых проектных разработок реконструкции Контрактовой площади, улицы Сагайдачного и Андреевского спуска. Зал заседаний был полон народу. Неслучайно – более важный проект для исторического, архитектурного и, как любят выражаться туроператоры, аттрактивного (привлекательного) облика Киева, наверное, сложно представить.
Но… Стремление воссоздать исторические памятники, которых и… не было вовсе, построить что-то новое в охранной зоне, но при этом назвать сие исторически важным (!), выдать желаемое за действительное – в общем, все, как говаривал классик, смешалось в доме Облонских.
Согласно представленным разработкам, на Контрактовой площади таки собираются воздвигнуть огромное здание площадью 20 тысяч кв. м, стоимостью в 2,497 млрд грн – прямехонько напротив Киево-Могилянской академии. В рамках реконструкции площади планируется воссоздать весь комплекс зданий Контрактового дома - по проекту (XIX век) шотландского архитектора Уильяма Гесте. Планируется «передвинуть» и памятник Сковороде, но более конкретно пока об этом речь не идет. Заказчик реконструкции - районная администрация Подольского района.
Разговоры о строительстве комплекса Гесте на самом деле идут уже на протяжении многих лет, но именно сейчас, в преддверии Евро-2012, на знаменитую доску в зале заседаний градсовета водрузили стенды с предпроектными разработками. Одной из причин строительства этого монстра называют отсутствие места для приема иностранных VIPов. Другая – в новом здании может расположиться новый торговый центр.
С самого начала было заявлено, что речь идет не о воссоздании чего-то, а о постройке нового здания и рядом – воссоздании маленького здания Казацкого магистрата, которое было сожжено в 1812 году. То есть речь пошла о новом строительстве.
«Это никуда не годится – не иметь в столице места, где можно принимать столичных гостей, да и площадь нужно привести в божеский вид», - сей аргумент, очевидно, по мнению апологетов реконструкции площади, должен был всех убедить в ее необходимости.
Один из присутствующих в зале представителей общественных организаций все-таки поинтересовался, почему в разработках значится – «восстановление или реконструкция комплекса Гесте», если этого комплекса никогда не существовало? И каким образом появляется воссоздание Козацкого магистрата, если в таком виде, как на рисунке, он никогда не существовал - это был просто деревянный дом?! И почему передвигают знаковый для Подола памятник? Общественность тут же успокоили: мол, не волнуйтесь так, это же только предпроектные предложения, еще не проект.
Никакие напоминания о том, что территория находится в заповедной зоне древнего Киева, не возымели воздействия на присутствующих, среди которых был и Руслан Кухаренко, начальник ГУ охраны культурного наследия Киева. Кстати, когда подошла его очередь высказываться, то из уст Руслана Ивановича полился такой елей, с такими метафорами и гиперболами относительно комплекса, с таким придыханием, что некоторые в зале не удержались от иронических ухмылок. Складывалось впечатление, что Руслан Иванович рассказывает наизусть… поэму на уроке литературы.
«Принимать гостей на Крещатике - это вообще неуважение к нам, ко всем, киевлянам!» - сообщил он, вооружившись указкой, словно выполняющей роль дирижерской палочки. «А после того, как убирается памятник Сковороде, у нас появляется свободная пешеходная площадь, как в Европе!» - продолжал восторженный Кухаренко.
«Что касается Андреевского спуска, домов на Андреевском, то, глядя на них, можно подумать, что у нас Киев - лысый! А у него же была красивая «прическа». Просто были пожары, война - крыши и башни на домах были уничтожены, были мансарды, посмотрите на Львов», - вещал Руслан Иванович. В конце своей пламенной речи он позитивно оценил работу проектантов, добавив, что «виден профессионализм». Закончил Кухаренко тем, что исторические памятники и археологические находки представляют неимоверную ценность, и… именем города нужно воссоздать на Контрактовой Магистрат. Он ведь, по словам Кухаренко, сохранился после пожара в 1812 году и «представлял собой каменное сооружение, которое снесли, чтобы не было и мысли, что в Киеве был Магистрат, самоуправление», - блеснул познаниями в истории Кухаренко. Мол, заложено в старинный проект было строительство всего комплекса, но просто все не успели построить: «Вот пришло время достроить это. А то все эти киоски будут появляться и появляться, если не появится этот объект!»
Немного отрезвила общественность профессор архитектуры Лариса Скорик, изменив тут же выражение лица главы градсовета, а заодно и сдернула все плакаты, закрывавшие главный - с макетом здания по проекту Гесте.
«Только что мы прослушали трогательный спич о Казацком магистрате и услышали о постройке нового здания в стиле того же самого имперского здания. Так вот мне очень трудно это совместить. Желание патриотически «выехать» на Казацком магистрате и - тут же - построить громадину в имперском стиле! Хотите построить новое здание? Но тогда не надо рассказывать, что пытаетесь что-то восстановить!»
По утверждению Скорик, такой Магистрат не существовал никогда, и никакое отношение к памятникам истории не имеет, поэтому о реконструкции тут не может вестись речь, а то, что предлагается, «может присниться только в страшном сне! Здание Магистрата было, но совсем другое, маленькое, а не то, что тут выдается под видом Магистрата или Контрактового дома».
Кстати, студенты Киево-Могилянской академии, участвовавшие в акциях протеста против МАФов и нового проекта реконструкции площади, выдвинули предположение, что МАФы в таком количестве стали появляться неслучайно: их расставляют специально, чтобы «забить» места в новом торговом центре. Действительно, приглядитесь: новые ларьки стоят… пустыми, и все время их количество растет. Правда, ГУ охраны культурного наследия открещивается: дескать, оно не давало разрешения на установку МАФов на территории историко-культурного заповедника.
Как один из вариантов реконструкции было предложение, представленное Центром археологии Киева - создать музей под стеклом. Михаил Сагайдак напомнил, что под Контрактовой площадью в хорошем состоянии сохранились целые усадьбы и даже кварталы старого Киева конца IX - начала X веков. Они исследовались во время строительства метрополитена в 1972-1973 годах, территория эта находится ближе к улице Сагайдачного, и при раскопках там были обнаружены практически целые срубы, дома, все осталось почти целым, и еще с тех пор пытались создать такой музей. И теперь это все предлагают раскопать и, проще говоря, накрыть стеклом. По мнению Сагайдака, при строительстве подземных паркингов на Подоле все подземные находки будут вывезены на помойку КамАЗами! Сагайдак предложил укрыть стеклом участок 30 на 30 метров, опускание территории за счет раскопок и сооружение стеклянного купола – причем все обустроить таким образом, чтобы по этому стеклу можно было ходить и рассматривать раскопки.
К слову, заметна была реакция на выступающих самого «модератора» градостроительного совета - и.о. начальника Главного управления градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды Киева Сергея Броневицкого. Он внимательно, с видимым интересом выслушивал всех, кто пел песни проекту Гесте, а вот при словах «охранные зоны», «заповедник» и т.п. в защиту площади тут же морщил лоб и напоминал о… регламенте: «Регламент. Регламент. У вас 2 минуты…»
А концепцию реконструкции исторической части Подола таки одобрили – по предложению того же Броневицкого. На чем заседание и закончилось.
«В следующем году будет проведен инвестиционный и архитектурный конкурс, который определит инвестора этого здания, - сообщил он «Главреду» уже после заседания. - В конкурсе могут принимать участие и иностранные инвесторы, конечно. Ну и архитектурный конкурс определит внешний вид здания, которое там будет. Приняли концепцию – это значит, что архитекторы имеют право разрабатывать дальше проект согласно этой концепции».
Намек мы поняли. Но все-таки решили уточнить, какую же ценность будет представлять «восстановленный», или реконструированный, или как там его еще назовут, любой старинный дом, который был разрушен и позже построен заново. Можно ли это назвать исторически ценным объектом, равноценным памятникам архитектуры?
«Спросите у каждого венецианца: Компаньелла Джотто на площади перед Сан-Марко – настоящая? Они ответят – настоящая. Хотя она далеко не настоящая. Она упала в начале XX века…» - парировал наше «дознание» начальник ГУ охраны культурного наследия города Киева.
Но все-таки, что же собой представляло НАСТОЯЩЕЕ здание Козацкого магистрата? Разузнать об этом мы решили у историков. И вот что рассказывает известный киевовед Михаил Кальницкий:
«Каменное здание магистрата, о котором идет речь, стояло на месте, где теперь скверик — за нынешним памятником Григорию Сковороде. Оно представляло собой продолговатый корпус, к которому с востока примыкала возведенная в 1697 году 50-метровая граненая башня с часами и шпилем, увенчанным двуглавым орлом. А грандиозный пожар в июле 1811-го, который сжег почти весь Подол, развязал руки киевскому руководству для лучшего обустройства этого района. Царь Александр I решил судьбу Подола, выбрав для его распланировки вариант, предложенный столичным архитектором Вильямом Гесте. Проект Гесте должен был занять пространство между нынешними улицами Константиновской и Межигорской и включал три здания классического стиля: справа — Контрактовый дом, средоточие деловой жизни всего Юго-Западного края, слева — почтамт. А в центре комплекса — новый корпус магистрата, украшенный нарядным портиком и увенчанный башней. Здания объединялись колоннадой, в которой предусматривалось место и для торговых помещений. Стройная шеренга намеченных построек как нельзя лучше смотрелась бы напротив длинного фасада проектированного в том же стиле Гостиного двора.
Увы, прекрасный замысел остался лишь на бумаге. У города не хватило средств на его выполнение. Все необходимые планы и чертежи сохранились, так что историческая достоверность такого решения не вызывает сомнений.
Но что же мы видим? Сначала на остатках подлинных фундаментов был возведен весьма условный древнерусский макет церкви Богородицы Пирогощи. А теперь предлагается соорудить у Гостиного двора – с целью так называемого ренессанса Подола - строение, о котором без малого двести лет назад сказали, что оно «вовсе там не к месту»! Мало того, обессмыслится весь тщательный градостроительный расчет зодчего Гесте. Трудно найти рациональные аргументы в пользу такого решения».
Историки, кстати, любят выражение – «руины говорят». Так вот, руины, видимо, не со всеми одинаково разговаривают. Историкам они одно говорят, чиновникам - другое, архитекторы киевские слышат нечто совсем третье…