[ Денис Гонтарь, Евгений Дикий, фото Дениса Гонтаря | Газета «Новая» 24-06-2009, 14:12 ]
Неудобства, связанные со скоростным, киевляне ощущают уже много лет — трамвай часто ломался, перекрывая путь следующим за ним составам. В прошлом году, в связи с реконструкцией колеи, неудобства усугубились — изменился маршрут (поворачивая на бул. Лепсе, составы следовали к ж/д вокзалу через Лукьяновку). А почти две недели назад стало еще хуже — на Борщаговке трамваи вообще перестали ходить.
[left]http://novaya.com.ua/images/m-00020264-a-00004049.jpg[/left]Если верить транспортникам, временные неудобства закончатся 21 августа. А пока чиновники предлагают пассажирам пользоваться таксомоторными маршрутами №№ 1-т и 3-т. Правда, и здесь они схитрили не без выгоды — проезд в альтернативном транспорте стоит не 1,5 грн, как в трамвае, а 2. И никуда не денешься. Ну разве что ждать автобуса — на Борщаговку направили вместе с «ЛАЗами» старые «гармошки», купленные в Швеции еще мэром Омельченко.
Вещи из Европы взамен разворота
Исследуем всю линию скоростного трамвая, чтобы воочию убедиться, что же там происходит на самом деле и почему жители огромной Борщаговки недовольны. Начинаем путь от ул. Жилянской. Раньше здесь было разворотное кольцо и конечная остановка трамваев маршрута №3. Но кольцо разобрали, пустив рельсовые полотна к вокзалу. Часть «пятачка» уже занимает магазин б/у одежды из Европы.
[right]http://novaya.com.ua/images/o-00020266-a-00004049.jpg[/right]Проходим вдоль линии. Еще в прошлом году отсюда до Воздухофлотского путепровода установили защитный решетчатый забор, отделяющий трамвайные рельсы от автодороги. Вообще рельсы уложены до ул. Янгеля, после чего несколько десятков метров полотна вообще отсутствует. От Янгеля до Индустриального моста рельсы уложены, но не скреплены специальными болтами. А вот на Индустриальном путепроводе пути вновь обрываются.
От бул. Ивана Лепсе до ул. Гната Юры лишь готовят место для укладки рельсов. Полоса, где будет трамвайное полотно, в нескольких местах перерыта и напоминает огород. На развилке маршрутов еще не убран киоск по продаже талонов, но работа там действительно кипит. По всей длине скоростного наилучшая ситуация на участке от кинотеатра «Лейпциг» до конечной у Кольцевой дороги. Здесь уложены плиты между рельсовыми полотнами, подсыпан щебень и установлены защитные заборы. К тому же, имеются шумоизоляционные плиты, снижающие гул от машин. К слову, трамваи здесь уже бегали несколько месяцев, но пассажиры не отметили каких-либо сверхъестественных удобств. Ну, быстрее немного, меньше стука…
7 грн за столбик
[left]http://novaya.com.ua/images/o-00020267-a-00004049.jpg[/left]Бригады трудятся на расстоянии нескольких сотен метров друг от друга. Не маловато ли рук, если сдать линию планируют в ближайшем будущем?
— Работаем где-то с 8:00 до 19:00, — рассказал «Новой» Виталий у ст. «Политехническая». — Платят нам вовремя, причем каждый день, по вечерам. Деньги дают и на обеды. Сейчас устанавливаем в землю трубы, чтобы закрепить забор.
А работающий первый день паренек признался, что за один зарытый столбик платят 7 грн. В день можно закопать пару десятков.
— Даже не знаю, когда запустят трамвай, все решает начальство, проверяющее работы по нескольку раз в день, — признался собеседник. — Рельсы уже лежат, но нужно еще подсыпать мелкого щебня между рельсами. И плиты уложить, чтобы было красиво и шума меньше.
К слову, реконструкция идет второй год, а на некоторые участки даже рельсы со шпалами не завезены. С путями более-менее ясно, а вот когда возьмутся за переходы и станции, вид которых напоминает снимки послевоенного Киева, непонятно.
Будет, как в мини-метро?
— Ветка (от бул. Лепсе до ул. Гната Юры. — Авт.) перекрыта, ведется полная реконструкция, — заявил «Новой» Владимир Асадчий, замгендиректора КП «Киевпастранс» по вопросам строительства. — К концу августа должны ее закончить, и трамваи №№1 и 3 возобновят движение по обходному пути. Участок от станции «Политехническая», «Полевая» и других тоже в работе. Кроме прочего, нужно реконструировать станции, сделать платформы с навесами, удлиненные — по 60 метров. На станциях появятся турникеты, как в метро. И вообще хотим сделать скоростной трамвай по примеру мини-метро.
Правда, что такое мини-метро в понимании наших чиновников, киевляне так и не услышали. Специалисты от транспорта утверждают, что оно не имеет ничего общего с тем, что строят у нас по трассе скоростного. По словам г-на Асадчего, новые наземные станции построят за счет инвесторов. А до этого реконструируют подземную часть. Увы, проект только разрабатывается.
— Однако уже летом в планах отремонтировать подземную часть на «Политехнической», «Полевой» и некоторых других станциях, — продолжил чиновник. — Запуск этой линии планируется к концу года, однако точных сроков назвать не могу. Все зависит от финансирования. Предусмотрено, что по скоростной ветке пойдут и новые трамваи. Какие именно, сказать трудно, — еще предстоит провести тендер.
Как всегда, планов больше, чем реальных дел. Когда корреспондент «Новой» находился на пустующих рельсах, проходивший невдалеке пенсионер зло пошутил: «Осторожно! Трамвай едет, может задавить».