Электробусы, что ли...

Городской наземный транспорт

Модераторы: dimentiy, Администраторы

Ответить
Аватара пользователя
Kozak
Машинист
Машинист
Сообщения: 469
Зарегистрирован: 04 апр 2003, 13:34
Откуда: Запорожье / Киев

Re: Электробусы, что ли...

Сообщение Kozak »

Одно из исследований по электрическим автобусам для городских линий
(Абсолютные цифры на сейчас поменялись, тенденция сохранилась)
Много графиков, в т.ч по экологии.
Potential_Electrification_Bus_Lines.zip - 814 KB

Выводы оттуда (кратко в переводе):
1.Муниципалитеты не в состоянии вкладывать много в транспорт, будут сохранятся старые автобусы, пока не будет общефедеральные программы инвестиций (в которые обязательно надо включать затраты на инфраструктуру).
Экономически технология IMC при использовании двухсочлененных (длина 24 м) ТС выгоднее трамвая.
2.Трудности внедрения.
- Обслуживание одновременно разных типов транспорта в переходной период.
- Изменение специализаций сотрудникам, необходимо обширное обучение для старого персонала; эти усилия гораздо меньше, если оператор ОТ уже использует электрические средства транспорта (трамвай или троллейбус).
- Прекращение отношений с производителем ТС если постоянный поставщик не предлагает электробусы, сегодня единственная компания в Германии - Solaris, нет немецкого производителя (на момент статьи, 2016 год)
3.Дизельный автобус остается самым выгодным экономически до 2025 года (п.п без учёта экологии, без учёта пассажиропотока, без учёта резкого повышения цен на топливо) до тех пор, пока нормативы (законы) неизменны, с прогрессом в течении времени электрические автобусы станут более выгодными.
В сравнении технологий электробусов IMC самые экономичные для "толстых" линий (малый интервал, высокая емкость
ТС) или линий с высоким энергопотреблением (п.п например холмистая местность), поэтому IMC рекомендуется как необходимая часть стратегии электрификации для городского ОТ.

Аватара пользователя
Kozak
Машинист
Машинист
Сообщения: 469
Зарегистрирован: 04 апр 2003, 13:34
Откуда: Запорожье / Киев

Re: Электробусы, что ли...

Сообщение Kozak »

Производитель Солярис, на примере одного из городов (Польша), модели Solaris 12 IV MD & Electric.

Запас хода ~45 км, аккумулятор ~160 кВтч, Opportunity Charging (№01, заряжается пантографом):
Изображение
Стоят на троллейбусной конечной, как видим №01 зарядится не может, в отличии от №42:
Изображение
Запас хода ~30 км, аккумулятор ~100 кВтч, In-Motion Charging (№42, едет на батареях):
Изображение
При этом в городе от дизельных не отказываются - электротранспорта 30 шт, автобусов >~110 шт.

Аватара пользователя
Jyraff
Машинист
Машинист
Сообщения: 489
Зарегистрирован: 16 окт 2009, 11:24
Откуда: Poltava/Kyiv

Re: Электробусы, что ли...

Сообщение Jyraff »

А приблизна вартість цих варіантів відома? І скілька часу необхідно електробусу з Opportunity Charging для повної зарядки?

Аватара пользователя
Kozak
Машинист
Машинист
Сообщения: 469
Зарегистрирован: 04 апр 2003, 13:34
Откуда: Запорожье / Киев

Re: Электробусы, что ли...

Сообщение Kozak »

Примерные стоимости 12-метровых Солярис ,за 1 шт., гривны:
Электробус (100-160 кВтч) - 12-22 млн.
Электробус (300 кВтч) - 32 млн.
Зарядная станция - 4-5 млн.

Для сравнения, Solaris в том же кузове (12м, двери 2-2-2):
Троллейбус (автономный ход до 4 км) - 10 млн.
Автобус (дизель евро 5) - 8-9 млн.

Аватара пользователя
Kozak
Машинист
Машинист
Сообщения: 469
Зарегистрирован: 04 апр 2003, 13:34
Откуда: Запорожье / Киев

Re: Электробусы, что ли...

Сообщение Kozak »

Время найти не удалось, прикинем через мощность.
Максимальная мощность пантографа (который фото выше) 200 кВт.
Время полного заряда OC (№01) ~ 48 минут
Для штанг (взял отсюда) ток 550 А, мощность 550А*0,6кВ= 330 кВт.
Время полного заряда IMC (№42) ~ 18 минут.

Получилось немного нечестно, у №42 меньше ёмкость, тогда посчитаем заряд от 0 до 50 кВтч:
Время 50кВтч заряда OC (№01) - 15 минут
Время 50кВтч заряда IMC (№42) - 9 минут

Кроме вышеуказанного пантографа существуют мощнее (другой конструкции и дороже) до 600 кВт, с ним:
Время 50кВтч заряда OC (№01) - 5 минут
Время полного заряда OC (№01) - 16 минут

Время выше для №42 такое, т.к на нём стоят аккумуляторы LTO, аналогично №01.
Обычно в других городах (по желанию заказчика) ставят подешевле, NCA например с током заряда 250А:
Время 50кВтч заряда обычного IMC (пример "Дніпро Т203") ~ 50кВтч/(250А*0,6кВ)= 20 минут

Аватара пользователя
Kozak
Машинист
Машинист
Сообщения: 469
Зарегистрирован: 04 апр 2003, 13:34
Откуда: Запорожье / Киев

Re: Электробусы, что ли...

Сообщение Kozak »

Kozak писал(а):
26 окт 2021, 15:16
... из классификации западноевропейских пассажирских шинных ТС с электродвигателями.
ТС делятся на такие типы:
1. Электробусы (Electrobus):
1) С ночной медленной зарядкой в депо (ONC, OverNight Charging).
Запас автономного хода минимум 150 км, зарядка штепселем, вес аккумуляторов ~ 4 тонны.
2) C быстрой и ультрабыстрой зарядкой на точках маршрута (OC, Opportunity Charging).
Запас автономного хода 30-60 км, зарядка пантографом, вес батарей до 1,5 тонн.
Аккумуляторы LTO, для больших токов зарядки, стоят ~3 раза дороже NCA (которые в п.1) и п.3)).
3) C динамической зарядкой в движении (IMC, In-Motion Charging).
Запас автономного хода от 15 до 50 км, зарядка штангами в движении, вес аккамуляторов до 1 тонны.
Длина "заряжающей" части от всего маршрута 30-60 %.
2. Троллейбусы (Trolleybus):
1) Простые, только с питанием штангами от троллей, самые дешевые.
2) С автономным ходом, от 1 до 5 км, скорость движения невысока (до 40 кмч), батареи дешевые NiCd.
Автономный режим - для объезда аварий и манёвров в/из/внутри депо. Комплектация по умолчанию европейских производителей (наличие батарей часто на сайтах не пишут, а они есть).
При регистрации электробусов в Украине получаем такое:
1.1 - "Автобусы", тут понятно.
1.3, 2.1 и 2.2 - "Троллейбусы", т.к питаются от контактной сети.
Изображение
Самое интересное с п.1.2:
если зарядная станция соединяется с электробусом, это "автобус"
Изображение
если электробус соединяется сам, это "троллейбус"
Изображение Изображение
есть лазейка, если Opportunity Charging может заряжатся и от розетки в депо, "забываем" про пантограф и регистрируем "автобус"

Термины из ДСТУ:
Тролейбус - Безрейковий транспорт із електричною тягою, з надземною контактною мережею та з використанням тягових і причіпних одиниць на дорогах загального користування
Надземна контактна мережа - Контактна мережа, проводи якої розташовані вище чи сбоку верхньої лінії габариту рухомого складу
Контактна мережа - Електрична лінія для живлення рухомого складу електричною енергією через струмоприймач
Струмоприймач - Тяговий електричний апарат, встановлений на рухомому складі, призначений для створення електричного контакту електроустатковання рухомого складу з контактною мережею

Аватара пользователя
Kozak
Машинист
Машинист
Сообщения: 469
Зарегистрирован: 04 апр 2003, 13:34
Откуда: Запорожье / Киев

Re: Электробусы, что ли...

Сообщение Kozak »

Энергоснабжение для электробусов Opportunity Charging.

Когда электробус заряжаются станциями по маршруту, зарядка должна быть завершена как можно быстрее, за несколько минут. Потому ток зарядки с быстрыми зарядными устройствами высок и пиковая нагрузка для электрической сети составляет несколько сотен киловатт. Мощность подводящей сети необходимо рассчитывать в соответствии с этими пиками, чтобы система энергоснабжения "не загнулась". Дальнейшее увеличение количества электробусов и быстрых зарядных станций приведёт к серьезным проблемам для распределения электроэнергии, особенно когда маршруты электробусов распространятся на районы, которые не рассчитаны на такие высокие электронагрузки.

Для примера - график за 1 час одной из двух зарядных станций на маршруте с 6 электробусами Opportunity Charging.
Изображение

Наиболее выгрышны при развитии сети таких электробусов города, где присутствует промышленные районы, к которым всегда подводятся мощные электросети. Также города, в которых присутствует трамвай, могут легче модернизировать подстанции для питания зарядных станций, чем города, в которых обслуживание происходит только дизельными автобусами.

Аватара пользователя
Kozak
Машинист
Машинист
Сообщения: 469
Зарегистрирован: 04 апр 2003, 13:34
Откуда: Запорожье / Киев

Re: Электробусы, что ли...

Сообщение Kozak »

Понятная картинка для энергопотребления от станций разных электробусов (вес батарей не учтён):
Изображение
Стоимость подстанций (и зарядных устройств) ~ пропорциональна мощности (Power)

Аватара пользователя
Kozak
Машинист
Машинист
Сообщения: 469
Зарегистрирован: 04 апр 2003, 13:34
Откуда: Запорожье / Киев

Re: Электробусы, что ли...

Сообщение Kozak »

Трансформация дизельных автобусных линий в электробусные (с помощью существующей троллейбусной):
Изображение
Влияние задержек дорожного движения на эксплуатацию электоробусов - во время "пробок" (реального трафика) соблюдение графика движения приводит к уменьшению времени остановки, что недозаряжает электробус, как запланировано теоретически:
Изображение

Аватара пользователя
Kozak
Машинист
Машинист
Сообщения: 469
Зарегистрирован: 04 апр 2003, 13:34
Откуда: Запорожье / Киев

Re: Электробусы, что ли...

Сообщение Kozak »

Рекомендованные в ЕС типы аккумуляторов для бусов, с ключевыми отличиями:
Изображение

Аватара пользователя
Kozak
Машинист
Машинист
Сообщения: 469
Зарегистрирован: 04 апр 2003, 13:34
Откуда: Запорожье / Киев

Re: Электробусы, что ли...

Сообщение Kozak »

Постройка систем электробусов и других автобусов, стоимость владения, диапазон расстояний, технологический риски, стартовые капитальные вложения (анализ для ЕБРР):
Изображение
Описание технологий бусов (дизельный, газовый, гибридные, електро, гибрид, троллейбус, водородный):
Изображение

Аватара пользователя
Kozak
Машинист
Машинист
Сообщения: 469
Зарегистрирован: 04 апр 2003, 13:34
Откуда: Запорожье / Киев

Re: Электробусы, что ли...

Сообщение Kozak »

Упрощенная пошаговая модель (европейская) для разработки (выбора) и запуска транспорта (в тч электробусов):
Изображение
В Украине же половина схемы (там где расчеты целесообразности маршрутов, рассчеты финансов использования, и пр.) просто не используют. Не удивительно, что горожане (платежеспособные) отказываются от ОТ в пользу автомобиля, и ОТ убыточнее, чем мог быть (прибыльным он не обязан, но расходы без ухудшения условий для пассажиров должны минимизироваться, для конкретного города).

TANK
пра-пра-правнук Лыбеди
пра-пра-правнук Лыбеди
Сообщения: 9698
Зарегистрирован: 20 июл 2006, 16:42
Откуда: Киев

Re: Электробусы, что ли...

Сообщение TANK »

Красивые картинки, не спорю. Но вопрос даже не виде ПС, а в мозгах.

Писал уже - холодно, вечер, скоростной трамвай, песа. На каждой остановке дебил в кабине открывает ВСЕ двери (при наличии кнопок ондивидуального открывания) и стоит все время остановки с открытыми дверями.

Лето - кондей не включают - а зачем, все равно сейчас через двери все выйдет.

и т.д. и т.п.
Удачи на дорогах!
(В т.ч.железных!!)

Аватара пользователя
Kozak
Машинист
Машинист
Сообщения: 469
Зарегистрирован: 04 апр 2003, 13:34
Откуда: Запорожье / Киев

Re: Электробусы, что ли...

Сообщение Kozak »

К последней картинке прилагается еще и текст описания на 20 страницах :)
Просто самое интересное выкладываю, что в западноевропейских странах становится практикой.

Ответить