02.03.2006 | 13:14
Проезд в метро не подорожает
"Вечерние вести"
Начальник Киевского метрополитена Николай Шавловский в этом уверен, поскольку из госбюджета впервые выделены компенсации 25 категориям льготников
В кабинете начальника Киевского метрополитена, кандидата технических наук Николая Шавловского, помимо прочей аппаратуры, установлена еще и прямая оперативная связь с диспетчерами станций. «Докладывает номер... — слышно из аппарата. — На станции «Святошин» поломка в двери первого вагона. Сместили график на 1,5 минуты». «Ну, прямо космическая точность!» — подумалось мне. Для такого транспортного гиганта, как Киевский метрополитен (48% всех городских перевозок), работает он на удивление четко.
Появились новые евровагоны, открываются новые станции. Чем порадуют нас метростроевцы в будущем?
История с географией
День рождения столичного метро — 6 октября 1960 г. Тогда «запустилась» первая Святошинско-Броварская линия, состоявшая всего из пяти станций. Начав строить туннель со стороны склона на горе (таким образом, метро «Днепр» — первая), советские метростроевцы внедрились в глубь исторической древнерусской земли до станции «Вокзальная». Любопытен сам факт доставки вагонов до станции «Днепр»: с железнодорожной станции «Дарница» их свозили трамвайными мотовозами к специально созданному электродепо. Под эстакадой станции «Днепр» установили вращающийся круг и лифт для подъема вагона до уровня платформы. Таким образом и собирались целые составы первых поездов киевского метро.
Станция «Арсенальная» — самая глубокая в Киеве — 194 м. Всего же столичная «подземка» насчитывает 44 станции, а к 8 марта откроют еще одну — «Вирлица».
Как свидетельствуют ежедневные статистические данные метрополитена, самый «пассажироемкие» станции — «Вокзальная», «Лыбедская», «Петровка», «Святошин», «Харьковская», «Лесная», «Черниговская» и «Минская».
Однако мегаполис разрастается. В проекте развития метро, кроме удлинения уже имеющихся линий, предусмотрено и открытие двух новых, которые должны облегчить дорогу жителям Теремков, Троещины, Виноградаря. Всем известно, с каким трудом горожанам из тех районов приходится добираться на работу в час пик. Построить новые линии должны до 2009 г. Вообще же план развития Киевского метрополитена до 2020 г. уже официально утвержден.
Мы едем, едем, едем...
Как уже говорилось, в этом году будет сдана в эксплуатацию станция «Вирлица» и открыт второй выход из станции «Дарница». В следующем, 2007 г., — «Демеевская», «Голосеевская», «Васильковская» и второй выход из станции «Вокзальная». В 2008 г. — станция «Выставочный центр».
Кроме того, в ближайших планах дирекции метрополитена — основать «День метро» (аналог Дню Киева, Дню молодежи, пр.). Оптимальный сезон для таких гуляний — лето. Вот и метрополитеновцы подумывают радовать нас ежегодно в первое августовское воскресенье своими сюрпризами. Начальнику Киевского метрополитена Николаю Шавловскому транспортные проблемы столицы хорошо известны:
-- Современным состоянием метро мы, в общем, довольны. Правда, инженерно-архитектурные принципы строительства, заложенные еще при Союзе, существенно отличаются от европейских. Так, у нас здание управления метрополитена, инженерный корпус и, собственно, депо находятся в разных частях города. Скажем, в Австрии, в Вене, — это одно сооружение. Так функциональней. Однако наше метро не уступает по надежности, а в цене (если говорить об эксплуатации) — втрое дешевле.
-- Какие новинки приготовлены для нас, пассажиров?
-- Совсем скоро введем в эксплуатацию вагоны еврообразца (они уже готовы). Внешне они более обтекаемы, с герметично закрывающимися дверями. Постепенно ими заменим все старые вагоны: проходя капремонты, те все же выходят из эксплуатации. Кроме того, уже семь столичных станций оборудованы Системой управления работой станции (СУРСТ), в которую входят приборы постоянного теленаблюдения за пассажирами в зонах этих станций, начиная с самого момента прохода пассажира через турникет. Кстати, именно благодаря СУРСТу мы доказываем в экстренных случаях (к счастью, последние — редки) свою невиновность. Так, когда произошел суицид на станции «Дорогожичи» осенью прошлого года, определили, как пассажир часа полтора то входил, то выходил на платформу для совершения задуманного.
-- Ходят слухи, что проезд в метро может подорожать. Это правда?
-- Нет. Во всяком случае, в этом году тариф останется прежним. Зато уже с осени пассажиры будут оплачивать проезд в зависимости от дальности маршрута. При выходе из станций установят турникеты, в которых надо будет зафиксировать карточкой свой проезд. Подобной карточкой можно будет пользоваться много лет, просто пополняя ее стоимость.
Что касается пугающих многих турникетов, то мы постепенно откажемся и от них. На новых станциях проходы оборудованы вертушкой, которая, в свою очередь, снабжена «антиаварийной» кнопкой. Если, не дай бог, случится ЧП, вертушки выключаются и работают в свободном режиме, пропуская непрерывный поток пассажиров.
Подземки в других городах
Метрополитен в Украине существует всего в трех городах: кроме столицы еще в Харькове и Днепропетровске. Харьковский метрополитен работает с 1975 г. и насчитывает на сегодняшний день 27 станций, расположенных на двух линиях. Средства на строительство третьей линии харьковского метро начнут поступать в городской бюджет уже в этом месяце. Об этом, по сообщению корреспондентов «ВВ», заявил первый заместитель председателя Харьковской областной государственной администрации Владимир Бабаев.
На продолжение строительства харьковской «подземки» в 2006 г. государство выделило 50 млн грн. Однако сейчас для продолжения работ необходимо решить некоторые вопросы. В первую очередь, вопрос строительства новой электроподстанции «Победа». Сейчас, по словам специалистов-энергетиков, действующая подстанция «Алексеевская» задействована на полную мощность и дополнительной нагрузки для потребностей метрополитена не выдержит.
Еще одна проблема — электродепо, которое будет расположено на территории Дергачевского района. Как заявил начальник метрополитена Михаил Пилипчук, земля под строительство депо выделена, но возникают сложности с отведением земли, по которой будут проложены подъездные пути. Некоторые участки сданы в аренду, а на некоторых даже развернуто самовольное строительство. Напомним, что 14 октября 2005 г. замначальника Управления культуры Харьковского горсовета Вера Семелинская заявляла о намерении открыть в ближайшие несколько лет две новые станции метро.
Весьма скандальная история произошла в свое время с метрополитеном в Донецке. Его спроектировали, начали строить и... законсервировали. Сейчас и продолжить бы рады, да только мэрия города вынуждена тратить ежегодно миллионы долларов на ликвидацию последствий естественного обветшания объектов недоделанной работы. Или делает вид, что вынуждена...
Строить метро в городах на западе страны очень дорого из-за специфики их грунтов. Были планы запустить подземку в Одессе. Но пока одесситам, как говорится, ничего не светит. До недавнего времени метрополитен входил в систему Минтранса и можно было рассчитывать на госкапвложения. Теперь же он — исключительно забота местных органов власти.
Марта КИСКЕВИЧ, "Вечерние вести"
http://www.kiyany.com.ua/news/2006/3/2/12000.htm