"Газета по-киевски" № 153, 12.07.2006
ФАБРИКА СКАНДАЛОВ
Очередной скандал был запущен в понедельник на пресс-конференции по проблемам строительства столичного метро
«Всеукраинская организация «Молодежь против коррупции» добавила новую порцию обвинений в адрес «Киевметробуда» – единственной организации, которая выступает генподрядчиком строительства метро в Киеве.
Лидер организации «Молодежь против коррупции» Александр Лялька заявил, что по инициативе «Киевметробуда» были утверждены так называемые ВСН – ведомственные строительные нормы, выполнение которых, якобы поданным «Киевгосэкспертизы», превысило расход государственных средств на 151 млн. грн. (около 30 млн. долларов). Кроме того, Лялька обвинил руководство «Метробуда» в «кумовстве», которое, по его мнению, проявляется в выборе организаций-подрядчиков и поставщиков. Наконец, по его словам, фактически монопольное положение компании на рынке привело к недостаточному контролю за качеством работ. Итог, в частности, был виден во время аварии на станции «Вырлица». Вывод лидера «противников коррупции» был следующим: помимо «Метробуда», есть еще несколько компаний, которые способны и готовы строить метро в столице...
Что считать нормой
Как удалось узнать автору, инициаторы пресс-конференции метростроителями не являются. Насчет лидера общественной организации на пресс-конференции несколько раз прозвучало, будто он член комиссии горадминистрации по изучению эффективности работы Киевского метрополитена в вопросах технической политики, строительства и' финансов. Однако на сайте
http://kmv.gov.ua никакой информации о должностном лице по фамилии Лялька мы не обнаружили. Что же касается рядовых членов организации, мэр Киева Леонид Черновецкий как-то сказал о них: «Видел только молодых людей, которые никакого отношения к строительству метро не имеют и которые, скорее всего, пришли сюда за денежное вознаграждение в 50 грн» (УНИАН, 16 июня 2006 г.).
Поэтому мы обратились за комментариями к специалистам.
Как рассказали нам источники в руководстве «Киевметробуда», до недавнего времени каждая организация определяла размер денежного вознаграждения своим работникам по-своему. Надо было ходить на поклон к заказчику, доказывая свою правоту. «А зачем, собственно, кланяться?» – решили метростроевцы. И в 2004 году, поддержанные Кабмином и главным строительным ведомством, разработали ведомственные строительные нормы. С принятием ВСН метропроходчики начали стабильно получать более высокую зарплату, потому что работа под землей – это работа под землей – тяжелая и небезопасная и поэтому она должна соответственно вознаграждаться. С этим трудно не согласиться, и все было спокойно, пока одна из строительных компаний не захотела попробовать себя в «метроделе».
Юрист «Метробуда» Татьяна Полякова на пресс-конференции назвала компанию – «Планета-буд». В том контексте, что Александр Лялька якобы выполняет заказ «Планеты-буд» по дискриминации «Киевметробуда». Он лишь пожал плечами: «Я отказываюсь комментировать эту информацию».
Что же касается норм строительства метрополитена, нам удалось узнать следующее: 4 июля в адрес ОАО «Киевметробуд» пришел увесистый фолиант из ГлавКРУ, в котором отмечалось, что нарушений «при разработке, заказе, согласовании, утверждении и применении ведомственных строительных норм (ВСН)... нет». Остается только удивляться, почему на пресс-конференции журналистам цитировали не этот документ, а справку и выводы, не подписанные членами комиссии КГГА.
Уместно будет добавить, что выводы ГлавКРУ базируются на письме Минстроя от 12 мая 2006 года и определении Апелляционного суда Киева от 25 мая 2006 года. К тому же, еще 3 апреля Печерский райсуд вынес постановление о прекращении уголовного дела по факту растраты «Киевметробудом» бюджетных средств путем злоупотребления служебным положением.
В судебном решении есть, в частности, такие слова: «Постановление о возбуждении уголовного дела является полностью необоснованным. Уголовное дело возбуждено преждевременно по результатам поверхностной и односторонней проверки, при отсутствии достаточных признаков преступления в деяниях должностных лиц указанных предприятий, вынесение данного постановления базируется на ненадлежащем документе...».
Заметьте, суд сказал свое слово, еще не зная о выводах ГлавКРУ. Они появились позже.
Как известно, у нас практически ни один суд не обходится без апелляции «обиженной» стороны. Но тем, кого не устраивает решение суда, придется ставить под сомнение и компетенцию работников КРУ.
Уравниловка умерла вместе с «совком»
В принципе, лидер общественной организации выступал, на первый взгляд, за правильные веши: деньги метростроевцам нужно начислять по всеобщим государственным стандартам. Однако перед глазами сразу всплыла картина из прошлого.
Однажды автору довелось побывать в угольной шахте. Представьте, только до забоя пришлось добираться часа три, столько же обратно, по колено в воде, при перепадах температуры: от -15 до +37 градусов. И это только дорога к рабочему месту. А ведь еще надо и уголек давать! Вспоминаю об этом потому, что труд метростроевца сродни шахтерскому. И поэтому повторяю: за работу в особо сложных условиях и платить надо адекватно.
Виктор ПИВОВАРОВ
Со своим уставом – в чужой монастырь
Некоторые из вопросов, поднятых на пресс конференции, мы адресовали юристу ОАО «Метробуда» Татьяне Поляковой:
– Почему глава «Киевметробуда» возглавляет и корпорацию «Укрметротоннельбуд», утвердившую ВСН?
– Это логично. Кабмин еще в 1991 году постановлением № 394 закрепил за участниками корпорации право избирать на собрании и президента, и вице-президента. С последующим утверждением кандидатур Кабмином. А уставом корпорации, который, кстати, тоже утвердил Кабмин, определено, что возглавлять ее может руководитель одного из предприятий или организаций, входящих в ее состав. Собрание решило, что это должен быть глава «Киевметробуда», Кабмин поддержал. Точка!
– А почему стандарты разрабатывала сама корпорация?
– А куда деваться, если на то время профильного министерства, ведающего метростроем, не существовало в при роде? Именно по этой причине законодатель предоставил такое право профессиональной корпорации. И при внесении изменений в законодательство каждый раз подтверждал это.
Но, кстати, эти стандарты вступают в силу, если заказчик принимает их добровольно. Не с момента их утверждения корпорацией, а с момента подписания соответствующего договора с заказчиком. Та же Киевская горадминистрация, в лице первого заместителя ее председателя Валерия Борисова, и направила ВСН для руководства в работе и генподрядчику, и генпроектировщику, и заказчику.
– Почему же Киевгосэкспертиза, тоже структура городской администрации, сделав «обмеры», нашла нарушения в ВСН?
– Начнем с того, что это не их компетенция – обмеры делать. По этому поводу есть разъяснения Минюста и Госкомитета по регуляторной политике. К тому же среди подрядчиков давно ходит байка, будто эти «специалисты» из всех чисел помнят только одно – 20. Именно на столько процентов они практически всегда срезают стоимость произведенных работ. Да и вообще, что можно сказать о профессионализме их сотрудников, если они на официальной бумаге, этих самых «обмерах», забыли печать поставить, зарегистрировать, как положено, у начальства утвердить... Так что подобный «документ» и всерьез принимать нельзя