Совместный фотоотчет с Артемом Костюком про
спуск к забою 11-го ствола
26.03.2007
Спуск в забой происходил после 6-ти часов вечера. За час до этого производились взрывные работы и проводилось проветривание тоннеля.
Перед спуском мы оделись соответствующим образом, натянули сапоги и каски (спасибо проходчикам ствола). В таком обмундировании мы направились к стволу. На 11-м стволе до сих пор нет клетей, поэтому вниз мы спускались в
бадье, которую, как правило, применяют только в самом начале проходки ствола.
Внутри ствола совсем недавно смонтировали
лестничное отделение, которое позволяет спускаться в ствол без бадьи.
В самом низу ствола находится так называемый
зумпф – небольшое продолжение ствола ниже подходных штолен для сбора воды.
В тоннелях сыро, грязно и почти везде капает вода, т.к. швы между тюбингами почти нигде еще нормально не чеканили. Да и раствор за обделку тоже пока не везде загнали. Там же, где это уже сделали, весьма сухо и сверху ничего не капает.
В противоположной части от перегонных тоннелей находится временная
насосная станция. В следствие недостаточного финансирования, в ней установлены «допотопные»
насосы для откачки воды.
Идем дальше. По другую сторону ствола находится
руддвор. Конечно, таковым его назвать сложно, т.к. изначально это должен был быть всего лишь вентиляционный узел, а не комплекс для строительства перегона. Т.к. недавно был взрыв, то вовсю поднимали породу. Доставка породы в бадью делается практически вручную: электровоз до сих пор не приобрели. Для погрузки двое проходчиков подгоняют вагонетку в стволу, закрепляют ее колеса и лебедкой
переворачивают в бадью.
После этого пустая вагонетка отганяется на другой путь и подается в забой для загрузки.
В тоннелях в это время было почти безлюдно: возле ствола два человека и еще трое в забое. Оно и не мудрено, ведь работала вечерняя смена.
Дальше
вдоль руддвора можно заметить короткий аппендикс для
электрокамеры. Здесь предполагается расположить необходимое электроснабжающее оборудование. А пока здесь находится щитки для других «агрегатов» и сушилка для проходчиков.
В конце руддвора половину пути преграждает металлический
герметичный щит (не путать с проходческим щитом), построенный после вывала породы в 1999 году. Позже его вскроют и начнут проходку тоннеля 2-го пути к центру. Напротив щита
герметично закрыт тот же тонель 2-го пути, который ведет прямо на станцию Вокзальная. Это и есть тот тоннель, который пройден еще перед развалом СССР. В
этом месте тоннеля поставлен вентилятор, который подает воздух в забой метростроя.
Попадаем в
межтоннельную сбойку. В ней прежде всего бросается в глаза огромный
гидравлический бур, с помощью
которого забуривают шпуры для взрывчатки.
Далее попадаем в
тоннель 1-го пути (из центра к вокзалу). В сторону центра пока стоит глухая
стена гранита. Рядом с ней можно заметить
агрегат для нагнетания раствора за обделку.
В
сторону вокзала пройдено уже 55 метров. Из них 35 метров уже обшиты тюбингами; оставшиеся метры держатся благодаря мощному своду из гранита.
Вид в сторону забоя
Забой
Чтобы гранит сверху не осыпался на голову, его уже обшили
металлической сеткой.
В
забое вовсю кипит работа: нужно за ночь разобрать весь взорванный гранит (в тоннеле еще даже чувствовался запах от взрывчатки.). К счастью, для этого у проходчиков еще со времен СССР осталась
породопогрузочная машина, которой гранит с помощью ковша подают на транспортировочную ленту, а
затем в вагонетки.
По словам проходчиков, она «самая новая и самая лучшая» у них в забое (причем склепали ее они своими руками). Как и возле ствола, так и в забое вагонетки
толкают вручную.
Иногда лебедками. Кстати, толкают по
самодельным стрелкам. Хотя в прошлом году и закупали заводские, но их пока не хватило.
После разбора породы монтируют тюбинги (сейчас их пока нет). Однако, для монтажа тюбингов пока нет эректора – приходится использовать лебедки… В итоге монтаж одного кольца занимает весь день. Плюс один день на взрывные работы и вывоз гранита.
Проходчики в основном жаловались на плохое финансирование. При этом они согласны работать за гроши лишь бы поступали деньги на материальные ресурсы и технику… На наш вопрос построят ли весь перегон до Центральной до 2010 года, как нам всем обещают власти, проходчики ответили, что таким темпом и с такой техникой как сейчас – нереально. Если нормально финансировать строительство, можно даже отбросить факт использования такой техники, они готовы работать даже так. Тогда вполне реально закончить все в 2010-м.
Сделаем вывод со всего увиденного и услышанного. Власть пока совсем не заинтересована в строительстве метрополитена в Днепропетровске. Достаточно будет увидеть то, в каких условиях работают люди и какую технику они используют. Даже на заре метростроения обрудование было на более высоком уровне, чем сейчас в наших забоях. На самом деле, все оптимистичные статьи о метрополитене, что писались раньше, в большинстве случаев, можно расценивать нереальный прогноз, т.к. финансирование пока не выполняется даже в заявленном объеме. Тем не менее, строительство продолжается и надеемся, что повода для оптимизма дальше будет больше.
P.S. Есть еще немного фоток на
http://metro.dp.ua/foto_build.html