О былых объемах придется забыть?
Дмитрий Царик работает на Приднепровской железной дороге более десяти лет. Вот уже год он — старший дорожный диспетчер, возглавляет одну из четырех движенческих смен. Ему, как никому другому, хорошо видна динамика изменения объемов перевозок с оккупированным Крымом. В нынешние его должностные обязанности помимо контроля эксплуатационной работы Приднепровской в целом входит организация движения поездов направления Лозовая—Джанкой.
— Правда, — уточняет Дмитрий Владимирович, — уже десяток смен мои контролирующие полномочия ограничиваются станцией Сиваш, расположенной на северном берегу одноименного озера. Далее на юг эксплуатационная работа — в компетенции коллег так называемой Крымской железной дороги.
— Как часто вы контактируете с крымчанами в течение смены?
— До аннексии Крыма за смену осуществлялось минимум два десятка телефонных контактов только с дежурным по Крымской дирекции железнодорожных перевозок. Сейчас — два—три. Плюс после 17.00 — подведение итогов грузовой работы (сколько на конкретных станциях вагонов выгружено и сколько осталось) за отчетные сутки.
— Изменился ли объем поездной работы?
— Да, причем очень существенно. Достаточно сказать, что ранее на станции Мелитополь Запорожская и Крымская дирекции железнодорожных перевозок разменивались 15—20 парами грузовых поездов в сутки. Теперь — максимум двумя.
— Насколько упал объем погрузки крымских станций?
— Среднесуточно с 15 тыс. т до 3. То есть в пять раз. Например, в сутки первого апреля было погружено 3 тыс. 100 т, второго — 4 тыс. 700, а третьего — 2 тыс. 600 т. Аналогичная ситуация и с выгрузкой, вследствие чего фактически на ладан дышат морские порты у станций Мекензиевы Горы, Керчь-Южная и Айвазовская (нефтяной терминал). Например, если ранее суточный грузопоток на Мекензиевы Горы составлял 700—800 вагонов, то сейчас — 100. А порты у станций Камышовая Бухта, Феодосия, Керчь-Порт вообще простаивают без работы.
— Что выгружают припортовые станции?
— Мекензиевы Горы — исключительно экспортный донбасский металл, в то время как поток зерна иссяк вовсе. А Керчь-Южная принимает цистерны со сжиженным газом, транспортируемые с российской станции Кавказ посредством Керченской морской паромной железнодорожной переправы. В обратном направлении паромы везут порожняк.
— Как работает сортировочная станция Джанкой?
— Далеко не на полную мощность. Например, с 17.00 третьего апреля до 11.00 четвертого ее покинули всего три поезда. Груженые отправили на крымские станции Мекензиевы Горы и Красноперекопск, а порожняк — на станцию Запорожье-Левое.
— Что можно сказать о движении пассажирских поездов?
— Данный вид перевозок осуществляется пока в прежнем объеме. При этом пассажиры и багаж досматриваются украинским и российским пограничным и таможенным контролем соответственно на станциях Мелитополь и Джанкой. Естественно, что предусмотренная графиком стоянка поездов увеличивается на этих станциях до 15 мин.
— Какова, по-вашему, перспектива грузовых перевозок на территорию полуострова?
— Грузопоток вряд ли вернется к былым объемам. Бизнесмены не будут рисковать, поскольку реальность свидетельствует о том, что нынешние власти полуострова правила игры могут изменить в любой момент.