Хай-тэк на Васильковской
Генрих СИКОРСКИЙ
"Ведомости"
http://www.kv.com.ua/index.php?rub=46&number_old=3479 (вторая статья)
Наконец-то, судя по всему, поставлена точка в четвертьвековых дискуссиях о том, каким образом будет развиваться Куреневско-Красноармейская линия метрополитена в сторону Теремков.
Недавно специалисты "Укрметротоннельпроекта" предоставили на рассмотрение архитектурно-градостроительного совета при Главкиевархитектуре два варианта так называемой трассировки подземки: вдоль улицы Васильковской и вдоль проспекта 40-летия Октября.
Слов нет, оба варианта смотрелись на цветных планшетах красиво и убедительно. Правда, в случае реализации второго из них под топор может пойти значительная часть Голосеевского парка, что совершенно неприемлемо. Поэтому градсовет отдал предпочтение трассе вдоль Васильковской.
На проектируемом участке метро длиной пять километров собираются "посадить" четыре станции: "Демиевскую", "Голосеевскую", "Васильковскую" (с выходами соответственно на Московскую, Голосеевскую, Амурскую площади) и "Выставочный центр" в районе Университетского городка.
Особый интерес градсовета вызвал интерьер станций. Две из них ("Демиевская" и "Голосеевская") будут с колоннами. Внутреннее оформление, по словам главного архитектора проекта Валерия Гневышева, предлагается выдержать в модном сейчас стиле хай-тэк. Для этого проектировщики предложили покрыть полы современными материалами: грэсс-керамикой, фигурными элементами мощения и, конечно же, знаменитыми отечественными гранитами.
Чтобы визуально облегчить конструкции колонн на Голосеевской, их, например, сделают круглыми и тонкими, а затем облицуют золотистой смальтой и установят над ними особые светильники. Таким образом, колонны словно бы растворятся в воздухе. А вот большую часть стен на "Выставочном центре" намерены оставить и вовсе без облицовки, обнажив, так сказать, технологическую структуру тоннеля: тюбинги, трубопроводы, кабели и прочую инженерию. В таком, дескать, стиле недавно построен новый участок лондонского метро.
Обсуждая проект, градостроители всерьез озаботились тем, что многие станции Киевского метрополитена не рассчитаны на перспективное развитие и проектировались, увы, вопреки мировой практике и правилам безопасности, с одним выходом. А теперь придется все-таки развязывать эти тугие узлы.
- По всему видать, что наши проектировщики давненько не читали труды друга метростроевцев товарища Сталина, - грустно пошутил замначальника "Главкиевархитектуры" Эдуард ЛЕЩЕНКО. - А ведь в Москве еще с 1934 года железно соблюдают нормы, сооружая на каждой станции по два выхода. Давайте к расчету пассажиропотоков подходить серьезней, чем это делалось раньше, так как прогрессивней транспорта в ближайшие сто лет в Киеве не будет. Новые станции окажут определяющее влияние на формирование Московской, Голосеевской и Амурской площадей.
"А могут и угробить три площади сразу", - отозвался член градсовета Янош Виг. Что и говорить, проект сооружения нового участка метро задел многих градостроителей за живое. Почти все их критические стрелы попадали в десятку.
- Не понимаю, - удивлялся начальник "Киевгосэкспертизы" Анатоль КАРМИНСКИЙ, - почему станция "Выставочный центр" на проекте "не дотягивает" 800 метров до выставки и университета? Ее надо перенести поближе к ним. А все эти ваши станционные интерьеры, господа, вскоре после пуска линии будут сплошь залеплены рекламой.
Большие сомнения у архитекторов Осипа Кривоглаза и Виктора Дубка вызвали пестрые, по их словам, и беспокойные полы. "Они будут настолько бить в глаза, что, того и гляди, человек под поезд попадет".
Известный зодчий Валентин Ежов (он проектировал киевские станции метро "Вокзальная" и "Лыбедская") считает, что новым станциям нужны художественность и выразительность. "Я не против хай-тэка, - говорит архитектор, - но зачем вешать под потолком примитивные стальные фермы и вместо колонн ставить какие-то спички?"
- Надо хотя бы на двух станциях разыграть архитектурную композицию, - предложил член градсовета Сергей ЦЕЛОВАЛЬНИК. - Насчет же хай-тэка скажу, что он будет отнюдь не таким, как в лондонском метро: там все-таки работали ведущие зодчие мира и вложены громадные средства. У нас все упростят, вместо конструкций из нержавейки установят крашеный металл. В итоге получится жалкая стилизация.
"Чтобы повысить славу Киевского метро, - вторили своему коллеге Николай Жариков и Анатолий Цветков, - нужны новые архитекторы и новые идеи. Ведь каждая станция должна стать событием в жизни города. И посему надо их рассматривать на градсовете не все вместе, а каждую в отдельности!"
- Все, что вы здесь предлагали, - очень интересно и важно, но эти проблемы обсуждались еще в 1980 году, - отрезвил возбужденных градостроителей глава правления ОАО "Киевметрострой" Владимир ПЕТРЕНКО. - Сооружение нового участка Куреневско-Красноармейской линии уже идет полным ходом, поэтому прошу вас, согласуйте проект!
И градсовет таки дал зеленую улицу подземному хай-тэку! А вот каким образом его материализуют - покажет время.
ЦИФРА
5 км - длина участка строящейся линии метро от станции "Лыбедская" до станции "Выставочный центр".
613 млн. грн. - ориентировочная стоимость строительства этого участка.
(Из Комплексной схемы развития транспорта Киева до 2020 года.)