Директор харьковского метростроя – о новых станциях, атомной бомбе и стоимости жилья
http://vecherniy.kharkov.ua/news/48130/
24 января 2011 г.
автор: Ирина Стрельник
Гость «Прямой телефонной линии» – генеральный директор ОАО «Южспецстрой», председатель правления ОАО ССМУ «Тоннельстрой», заслуженный строитель Украины Николай Гаврилович Шевякин.
«Несмотря на трудности, работать было интересно»
– Здравствуйте, меня зовут Наталья Георгиевна. Николай Гаврилович, хочу выразить вам огромную благодарность за то, что наконец-то открылась станция метро «Алексеевская», которую мы так долго ждали. Скажите, с какими трудностями и проблемами пришлось столкнуться при ее строительстве?
– Определенные сложности, конечно, были. Но, несмотря на это, работать было очень интересно. Оборудование, которое там монтировалось (особенно это касается тяговой подстанции – сердца всего движения метрополитена), проектировалось еще в 1990 годах. И было принято решение сделать станцию более современной, с применением новых технологий. В связи с этим сдвинулись сроки, сократилось время, отведенное на монтаж, пуско-наладочные работы и обкатку оборудования.
Приведу еще пример. В свое время «Харьковметростроем», который начинал строительство, не были закончены некоторые необходимые сооружения в тоннеле: вентиляционные установки, водоотливная и насосная станции. Поэтому нам пришлось это делать не закрытым, а открытым способом в течение трех месяцев. Но мы справились. Кроме того, в том месте, где тоннель проходил по балке, были проблемы с просадкой грунта, которые мы ликвидировали.
Хочу отметить в этой связи высокую квалификацию специалистов «Харьковметропроекта» и сильный коллектив эксплуатации, благодаря которым мы нормально ввели этот объект в эксплуатацию.
– Добрый день. Юрий беспокоит. Николай Гаврилович, скажите, какой срок эксплуатации новых станций?
– Вообще-то они практически вечны. Метрополитен – это классическое сооружение, которое имеет самую высокую степень опасности нахождения там человека. Поэтому к нему применяются очень жесткие нормативы. Например, наша подземка, по нормативам, должна выдержать взрыв атомной бомбы. А новые станции сделаны еще более качественно, чем все остальные.
На «Проспекте Победы» уже ведутся работы
– Николай Гаврилович, хочу поздравить вас, коллектив «Южспецстроя» и всех харьковчан со сдачей станции «Алексеевская»! А когда появится метро на проспекте Победы? Мэр обещал уже в 2012 году. Успеем? Меня зовут Марина Валерьевна.
– Сегодня там полным ходом ведутся подготовительные работы. Идет оформление земельного участка, разрешения на строительство. Котлован, который там был, пришел в аварийное состояние и сейчас мы выполняем работы по укреплению его стен, выносу сетей. Думаю, что в течение пяти дней новое руководство заказчика – Департамента транспорта и связи Харьковского городского совета – получит все необходимые разрешительные документы в Киеве и мы приступим к реализации проекта.
Сроки сдачи объекта зависят от финансирования. По идее, в этом году мы должны из госбюджета получить 280 миллионов гривен – это позволит нам интенсивно работать в две-три смены, закупить необходимое оборудование и смонтировать его. Город самостоятельно не в состоянии решить эту проблему – у него достаточно своих вопросов, которые необходимо решить, – по энергообеспечению, выносу сетей, благоустройству, новой схеме городского электротранспорта и др.
Если будут улажены все организационные и финансовые вопросы, перед нами стоит задача запустить станцию «Проспект победы» в 2012 году.
– А сколько выходов из метро планируется на этой станции?
– Четыре. Причем один выход будет проходить «сквозняком» через двухуровневую станцию – по второму этажу. То есть можно будет перейти с одного проспекта на другой через станцию, не спускаясь в подземку и не используя жетон. Эскиз уже есть. Но раскрыть тайну и рассказать, как будет выглядеть станция, пока он не утвержден градсоветом, не могу. Скажу лишь, что станция будет современная, очень красивая, вся в стекле.
Метро на Одесской появится в 2015 году
– Николай Гаврилович, здравствуйте. Меня зовут Ирина. Слышала, что после Евро-2012 продолжится строительство метро в сторону аэропорта. Я живу на Одесской, и меня этот вопрос очень волнует.
– Действительно, после окончания Евро-2012 планируется строительство метро в сторону аэропорта. Здесь гидрогеологические условия очень сложные, потому что трасса метрополитена расположена в зоне подтопления и плывунов. На глубине от 1,8 м до 2 метров находятся заболоченные местности, где работать обычным способом не получится, придется применить новую технологию – так называемые щиты непрерывного действия. Это, грубо говоря, цилиндр диаметром 6,8 метра, в котором расположен весь комплекс механизмов, оборудования для самостоятельного прохождения под землей. Такая технология даст возможность работать независимо от гидрологических и внешних условий.
Со станции «Державинская» работы будут проведены открытым способом (порядка 400 метров), а со стороны Одесской (от стоянки напротив рынка) мы сделаем котлован. Потом запустим туда один-два щита, которые пойдут либо параллельно, либо навстречу друг другу.
Вопросы технологии, ведения работ и приобретения техники в лизинг нами отработаны. Мы два года занимались этими проблемами.
– Когда же нам все-таки ждать открытия станции метро на Одесской?
– Линия метро в сторону аэропорта включает в себя четыре станции – «Державинскую», «Одесскую», «Мотель Дружба» и «Аэропорт». Если будет финансирование, руководство города ставит задачу за два с половиной года сдать в эксплуатацию две станции. То есть «Одесская» может открыться до середины 2015 года при наличии финансирования.
[skip]
Личное дело
Шевякин Николай Гаврилович – генеральный директор ОАО «Южспецстрой», председатель правления ОАО ССМУ «Тоннельстрой», заслуженный строитель Украины.
Родился 5 августа 1949 года.
В 1980 году окончил Харьковский инженерно строительный институт по специальности водоснабжение и канализация, инженер-строитель. В 1967 г. начал свою трудовую деятельность рабочим в тресте «Южспецстрой». В 1984 г. руководил Краснопавловским СМУ-608 треста «Южспецстрой». В 1984 работал замуправляющего трестом, а с 2002 г. и по настоящее время – генеральный директор ОАО «Южспецстрой». С 2008 г. и по настоящее время – председатель правления ОАО ССМУ «Тоннельстрой».