Частный бизнес неплохо заработал на модернизации путей для скоростного трамвая в Киеве. А вот местным жителям такой вид транспорта не особенно поможет в их ежедневных поездках на работу
На киевском жилом массиве Троещина начал работать новый вид транспорта — скоростной трамвай. Технику 24 октября лично протестировал премьер Николай Азаров. Трамваи двух маршрутов, №4 и №5, доставят горожан с улиц Милославская и Сабурова до станции городской электрички «Троещина-2». Премьер на собственном опыте убедился: на преодоление всего маршрута трамваям понадобится около десяти минут. Интервал между составами городские власти обещают выдерживать в пределах 4–12 минут. «Пока мы будем возводить метро на Троещину, трамвай с пересадкой на кольцевую электричку возьмет на себя основную нагрузку пассажирских перевозок на жилом массиве», — уверяет глава Киевской городской государственной администрации (КГГА) Александр Попов. Власти надеются разгрузить Московский мост, на котором, по данным предприятия «Киевпасстранс», в часы пик фактическая интенсивность движения автотранспорта превышает пропускную способность в 3,2 раза.
Максимальная скорость, которую может развить трамвай, — 70 км/ч. С ноября жители Троещины смогут добираться до правобережной части Киева, пользуясь комбинированным билетом на трамвай и электричку стоимостью две гривни.
Правда, электричка по Киеву ездит только в часы пик. Поэтому в остальное время скоростной трамвай станет ходить лишь до станции «Генерала Ватутина», откуда пойдет новый троллейбусный маршрут №28 ускоренного режима движения. Троллейбус будет курсировать до железнодорожной станции «Зенит» через станцию метро «Петровка».
«Азур Групп» всемогущий
Еще полтора года назад власти намеревались пустить наземное метро по линии трамвая — от станции Радужная по ул. Бальзака до ул. Милославская. Это был самый недорогой и быстрый проект строительства. Планы изменились: метрополитен пойдет под землей, причем из-за сложных геологических условий станции второго участка Подольско-Выгуровской линии (от Радужного массива до ул. Цветаевой) будут глубокого заложения (ветка пройдет под проспектом Маяковского). Это выгодно строителям — они освоят 7,1 млрд против 3,6 млрд гривен (сметная стоимость первоначального варианта). В середине 2013 года власти обещают провести тендер на выбор главного копателя.За год «укладчики рельсов» освоили почти 250 млн гривен. Линия скоростного трамвая прошла по уже существующему маршруту трамвая обычного
А вот строителям трамвайных путей уже удалось неплохо заработать. Всего за год — ровно столько понадобилось подрядчикам, чтобы модернизировать линию трамвая, построить две новые станции и восстановить пять существующих, — «укладчики рельсов» освоили почти 250 млн гривен.
Линия скоростного трамвая прошла по уже существующему маршруту трамвая обычного, которого жители Троещины метко прозвали «трамваем в никуда». Ее модернизировали: построили обычные остановки с пластмассовым навесом, установили освещение и контактную сеть. Новые рельсы получил только отрезок протяженностью 2,4 километра от проспекта Ватутина до бывшей железнодорожной станции «Огородная» (теперь она гордо именуется «Троещина»). Общая длина линии — 14,8 км.
При этом история трамвайных тендеров вызывает недоумение. Последний конкурс, которое проводило в начале октября нынешнего года коммунальное предприятие по вопросам строительства жилых домов «Житлоінвестбуд-УКБ», выиграло ООО «Строительная компания ”Азур Групп”». Сметная стоимость проекта на завершение реконструкции трамвайной линии — 127 млн гривен. В чём заключались завершающие работы, неизвестно, поскольку техническая документация, которая должна сопровождать данный тендер, отсутствовала. Тендер прошел по процедуре «закупка у одного участника». Якобы из-за срочности. Компания «Азур Групп» с уставным фондом в 360 тыс. гривен не была ранее замечена в каких-либо серьезных инфраструктурных проектах. Но нынешний год для нее оказался знаковым: она получила подряды на сумму свыше 500 млн гривен.
Основателем «Азур Групп» является Киевская жилищно-строительная компания (КЖСК), учредителями которой, в свою очередь, являются Надежда Ярош и Виктор Пузийчук. Государственные тендеры КЖСК начала выигрывать еще в 2008 году, получив портфель заказов в общей сложности на сумму 604,6 млн гривен.
Впрочем, малоизвестные компании и ранее принимали участие в проекте «троещинский скоростной трамвай». Генподрядчиком в апреле этого года было признано ООО «Центрспецмонтаж-7», получившее заказ на сумму более 185 млн гривен. И тоже по процедуре закупки «у одного участника».
По информации «Эксперта», основателями ООО «Центрспецмонтаж-7» являются Вадим и Надежда Лемиш. Вадим — сын бывшего народного депутата первого созыва Верховной Рады Валентина Лемиша, который возглавлял государственную корпорацию «Украгропромбуд» и входил в совет Службы безопасности Украины. Примечательно, что в октябре этого года компания «Азур Групп» выиграла тендер на строительство жилья для сотрудников СБУ на сумму около 390 млн гривен.
Вагон желаний
Успели неплохо заработать на скоростном трамвае и производители техники. Но не днепропетровское совместное предприятие «Татра-Юг» и не иностранные корпорации, как например, Skoda, Siemens или Alstom, а ЧАО «Киевский завод электротранспорта» (КЗЭТ). В нынешнем году оно поставило городу пять трамвайных вагонов, еще столько же — до января-2013.
Технику киевских электротранспортников Александр Попов предложил назвать «Каштан». Всего готовых «каштанов» шесть — еще один был собран в конце 2011 года на мощностях Дарницкого трамвайно-ремонтного депо.
На скоростной линии трамвая, по информации КГГА, будет курсировать 15 трамваев — десять новых односоставных и пять двусоставных, которые прошли капремонт на КЗЭТ.
Техника киевского завода дешевле вагонов СП «Татра-Юг» почти на 20% и стоит почти в четыре раза меньше, чем продукция европейских концернов, и как уверяют городские чиновники, по качеству не хуже. Правда, в советское время предприятие специализировалось на выпуске троллейбусов. А трамваи пыталось делать аж в 1920-х годах. Однако в 2009 году КЗЭТ выиграл тендер на поставку столице 20 трамваев с ценовым предложением в 300 млн гривен. Тогда СП «Татра-Юг» возмутилось: оно было готово продать свои трамваи на 145 млн гривен дешевле. Межведомственная комиссия, созданная по поручению Кабмина, и Контрольно-ревизионное управление проверили КЗЭТ. Обе структуры резюмировали: на предприятии отсутствует необходимое оборудование и кадровый состав для производства трамвайной техники, оно может заниматься только текущим и капитальным ремонтом трамвайных вагонов. Тендер отменили.
Сейчас, по всей вероятности, на КЗЭТ решили подстраховаться. Недавно одним из его акционеров стало ООО «Торгово-сервисный дом ”Богдан”», получив 50% акций. В декабре 2011 года «Богдан», белорусский «Белкоммунмаш» и компания «Росукрэлпром» создали консорциум для совместного производства низкопольных трамвайных вагонов. А в сентябре 2012 года «Автосборочный завод №1» (Луцк) компании «Богдан Моторс» выиграл тендер на поставку Киеву четырех трехсекционных трамвайных вагонов.
Еще одним акционером киевского завода электротранспорта пресса называет Николая Ламбуцкого, генерального директора коммунального предприятия «Киевпасстранс».
Отправиться в рейс
Особой нужды в этом скоростном трамвае нет. Киевляне, проживающие на Троещине, как правило, добираются на правый берег прямым транспортом (в основном — маршрутками). Делать три пересадки, чтобы добраться до метро, жители Деснянского района вряд ли захотят.
Даже городская электричка, которую с таким пафосом запустили три года назад, мало востребована. По данным Юго-Западной железной дороги, ежедневно ею пользуются около 35 тыс. жителей Киева, а это менее десяти процентов населения Троещины.
Надобность в скоростном трамвае почти отпадет после запуска Подольско-Выгуровской линии метро, которую городские власти обещают начать строить уже в следующем году. Вот только достроят станцию «Теремки» на Куреневско-Красноармейской линии (станция «Ипподром» открылась 25 октября).
Мы были первыми
В Киеве есть еще одна линия скоростного трамвая, которая идет от железнодорожного вокзала на жилой массив Борщаговка. Она была открыта в 1978 году и стала первой в СССР. В преддверии Евро-2012 линию закрыли на реконструкцию.
Не обошлось без скандалов. Так, летом 2010 года против Александра Падалко, председателя ОАО «Экспериментальный завод железобетонных шпал», было возбуждено уголовное дело по подозрению в присвоении 31 млн гривен.
В Кривом Роге тоже есть скоростной трамвай, который запустили в декабре 1986 года. Длина линии — 18,7 км. На ней расположено 15 станций, включая участок под землей — 6,8 км с четырьмя станциями.