23.06.2006 | 18:01
Куда уплыли долларовые миллионы
"Киевские ведомости"
В Киеве не утихает скандал с нецелевым использованием кредита $700 миллионов, взятых под государственную гарантию для строительства железнодорожно-автомобильного мостового перехода через Днепр на железнодорожном участке «Киев-Московский — Дарница»
«Президентский мост»
Этот мост в народе метко прозвали «президентским»...
История началась в 2003 году, когда было издано распоряжение Кабинета министров №755-р «О строительстве железнодорожно-автомобильного мостового перехода через Днепр в Киеве на железнодорожном участке «Киев-Московский — Дарница». Распоряжением, в частности, определено, что строительство будет произведено в сроки 2004—2005 годы.
Прибывший 15 июля 2004-го на открытие строительства бывший министр транспорта заявил, что новый объект призван обеспечить условия для развития скоростного пассажирского сообщения — до 200 километров в час — в направлении Полтавы, Харькова, Днепропетровска, Донецка, Симферополя и организации пригородных пассажирских перевозок электричками.
Кроме того, ввод нового объекта должен был обеспечить улучшение сообщения между левым и правым берегами столицы, а также снять проблемы с автотранспортом и поездами на время проведения ремонта действующих авто- и железнодорожных мостов.
Оценивался проект в 4 миллиарда украинских гривен ($792 миллионов).
Найти их собирались за счет кредита в $700 миллионов под государственную гарантию, что 4 июня 2004 года было закреплено специальным законом о привлечении кредитных ресурсов для финансирования, проектирования и строительства мостового перехода.
Уже вдогон, 15 октября 2004 года, было издано распоряжение Кабмина №733-р, одобрившее технико-экономическое обоснование и делегировавшее право утверждения проекта строительства Дарницкого железнодорожно-автомобильного перехода.
Это было странным и настораживало. Строительство началось, деньги выделены — и все без каких-либо технико-экономических обоснований, без проекта. Как говорится, твори, что на душу ляжет, — все потом можно будет назвать законным.
В этот же день Кабинет министров Украины принял постановление, определяющее механизм получения 700-миллионнодолла-рового кредита под госгарантию.
После чего — в этот же день! — бывший министр транспорта и связи заявил, что строительство будет завершено не в 2005 году, как было установлено, а в 2006-м, под выборы. Причин переноса сроков, утвержденных Кабинетом министров, народу внятно не объяснили. «Мы его за 2 года построим и до выборов 2006 года сдадим», — отделался заявлением экс-министр.
И бурным потоком потекло беспрецедентное финансирование. «Планета-Мост» (строительно-монтажная компания. — Прим. ред.) все это благосклонно впитывала.
Парламентарии забили тревогу, направили в разные инстанции депутатские запросы, но их по командам из властных кабинетов прятали «под сукно»...
Скандал разразился в начале 2005 года, когда выяснилось, что работ выполнено всего на 10%, а потрачена половина запланированной на строительство суммы. Народу объяснили примитивно — принято решение по максимуму рассчитаться наперед за конструкции и материалы — более 900 миллионов гривен, проавансировали проектные организации — 50 миллионов гривен и около 1,05 миллиарда гривен раздали подрядчикам. В сумме — как раз 2 миллиарда гривен ($396 миллионов) из запланированных на все строительство 4 миллиардов гривен.
... Концы их и сегодня ищут. Народный депутат Владимир Сивкович утверждает, что осели они в офшорах.
Почему громадные деньжищи в срочном порядке тратились именно в период выборов — вопрос риторический.
Новая власть Президента Ющенко, по инициативе министра транспорта и связи Евгения Червоненко, провела расследование и пришла к выводу, что в ходе президентской выборной кампании имело место нецелевое использование привлеченного под гарантии правительства кредита, полученного в Deutshe Bank. В частности, по завышенным ценам производилась закупка строительной техники. В связи с этим, 25 марта 2005 года Генпрокуратурой был задержан директор Дирекции строительства Дарницкого желдормоста и открыта целая серия уголовных дел по поводу выявленных нарушений в финансово-экономической сфере.
Новое руководство списало все грехи на старое, и «Планета-Мост»... продолжила «обозначать» строительство и «осваивать» миллиарды.
Правда, потребовались новые деньги.
У славян говорят: «Аппетит приходит во время еды». В марте нынешнего года директор проектного института транспортного строительства Владимир Монащенко заявил, что проект строительства железнодорожно-автомобильного моста через Днепр в Киеве требует увеличения утвержденной правительством сметы почти вдвое — до 7,4 миллиарда гривен ($1,465 миллиардов)!
...«Планете-Мост» есть за что бороться.
Нарушая всевозможные строительные нормы
Мягко говоря, строительство Дарницкого железнодорожно-автомобильного мостового перехода вызывает у специалистов удивление. Да иначе и быть не могло, коль проект верстали вдогон уже ведущимся работам, а рабочие чертежи разрабатываются... до сих пор.
Чем это грозит? Только один пример. Новый мост расположен чуть ли ни впритык к старому, действующему. После строительства опор нового моста начали вымываться опоры старого. Тут и до самых непредсказуемых последствий недалеко. Теперь вместо продолжения строительства надо в срочном порядке укреплять опоры действующего моста.
Сам проект — ни в какие ворота не лезет. Поэтому руководство «Укринвестэкспертизы» намерено обратиться в Минстрой, чтобы тот обязал подрядчиков прекратить стройку, а проектировщиков — скорректировать проектную документацию.
Слухами земля полнится. Недавно на строящемся объекте работали специалисты-испытатели. Они рассказывают, что из-за нарушения технологий скважины под сваи проваливаются под нагрузкой аж на 17—19 сантиметров. Ждать катастрофы? Еще по причине недостаточной закладки арматуры есть серьезные опасения, что в опорах пойдут трещины, а некоторые уже сейчас непригодны к использованию. Опять — катастрофа? А еще есть информация, что при строительстве одной из опор было допущено серьезное повреждение железнодорожной насыпи. Теперь машинисты поездов трижды перекрестятся, прежде чем пересекут этот участок на минимальной скорости...
Доигрались до того, что Центральная служба Украинской государственной инвестиционной экспертизы приостановила сооружение практически всех опор мостового перехода.
Что на это ответят спецы из «Планеты-Мост»?
Никто не скажет, когда будет перерезана ленточка
Во-первых, потому, что «Планета-Мост» качает под это строительство все новые и новые миллионы денег. При этом, по разным оценкам специалистов, на сегодня построено лишь от 40 до 50 процентов железнодорожно-автомобильного Перехода.
К тому, что сроки сдачи строения меняются, как погода в октябре, в Киеве уже, кажется, привыкли. Говорят, самые предприимчивые даже делают на этом денежные ставки. Пока не выиграл никто. Вначале «перерезать ленточку» было назначено на 2005 год, потом — на 2006-й, теперь — на 2007-й... Но вряд ли то, что и наполовину не было построено за два года, завершат за полгода.
Во-вторых, «Планета-Мост», поняв, что со своим долгостроем попала в пикантную ситуацию, сегодня любыми путями пытается захватить новые объекты.
Например, в мае взялась доказывать, будто она быстрее и дешевле достроит Подольский мостовой переход, который в Киеве, выиграв тендер, возводит открытое акционерное общество «Мостобуд». Пиар был соответствующим, не гнушались ничем, новые «сенсационные» обвинения ливнем проливались на обывателей и руководство.
Месяц морочили всем голову и мотали нервы. Когда же официальные лица разобрались, оказалось, смета у них («Планета-Мост». — Прим. ред.) оказалась на 192 миллиона гривен ($38 миллионов) больше, чем у «Мостобуда», а технологии невозможно применить к данному объекту. Сроки — те же. И, как показывает практика, — никаких гарантий качества.
Потерпев фиаско, компания тут же подала заявку на участие в тендере на строительство метрополитена... Сейчас идут тяжбы с «Метростроем».
Кто же такой всемогущий стоит за этой компанией? Поговаривают, будто это оставшиеся при власти функционеры из старой гвардии. Факт не доказан. Но то, что «Планете-Мост» до сих пор все сходит с рук, наводит на размышления.
Грустные размышления.
Ник СТАРР, Киев, «Киевские ведомости»