В метро – дым без огня
http://pk.kiev.ua/city/2008/01/24/090046.html
24.01.2008
Во время перегона неисправного, но недавно пущенного поезда на станции "Театральная" из-под вагона повалил едкий дым – но пассажиров еще пускали в подземку
Вчера у работников столичной подземки был шанс проявить навыки, полученные на ежегодных "тренировочных пожарах". На этот раз тревога в метро была самая настоящая. Шутка ли: на оживленном пересадочном узле "Театральная – Золотые ворота" из-за неисправного двигателя задымился вагон! Однако вход в метро закрыли не сразу, и в давке никто не пострадал лишь чудом. А руководство метрополитена теперь решает: нужно ли вообще было тащить заведомо неисправный вагон днем, по многолюдной линии?
Рано утром людей, ехавших со станции "Академгородок", на "Святошине" неожиданно попросили покинуть состав.
– Машинист несколько раз повторял просьбу выйти из вагонов каким-то необычным взволнованным голосом, – говорит очевидец Игорь Власюк. – Я обратил внимание, что в воздухе стоял какой-то странный запах горелого, а наш машинист выскочил из кабины, пулей пронесся по платформе в другой конец опустевшего поезда и почему-то повел его обратно на "Академгородок".
Тогда пассажиры удивились, но не придали этому инциденту особого значения. Кто бы мог подумать, что тот самый состав, когда его через некоторое время будут гнать уже без пассажиров в депо "Дарница", спровоцирует масштабное ЧП. Около часа дня пустой поезд, следовавший по "красной" ветке от "Святошина" в сторону "Дарницы", остановился на станции "Театральная". Пассажиры, ожидавшие на платформе, уже было приготовились входить. Но двери все не открывались, и вдруг люди заметили, как из-под одного из вагонов вырываются клубы черного дыма. Гарь понемногу заполняла вестибюль, испуганные пассажиры бросились к эскалаторам. Дежурные по станции пытались справиться с дымом огнетушителями, но ничего не выходило. Дымовая завеса вокруг аварийного состава все разрасталась...
– В это время я как раз стоял на станции "Театральная" – только с другой стороны вестибюля, – рассказывает очевидец Владимир Хмара. – Поезда долго не было, и по громкой связи объявили, что по техническим причинам состав задерживается. Народу на платформе становилось все больше и больше, и тут я почувствовал сначала едва уловимый, но с каждой минутой все нарастающий запах горелой резины. Я обратил внимание, что на другой стороне платформы поезд почему-то долго не уезжал. Вскоре я понял, что дым исходит именно оттуда. Работники станции суетились вокруг с огнетушителями. Поезд так и не пришел, а дежурная вдруг объявила, чтобы люди временно покинули станцию. Тут давки не было, однако, как всегда, в толпе нашлись "горячие головы". Им не терпелось покинуть станцию как можно быстрее, и они буквально перепрыгивали через металлические поручни, расталкивая других, чтобы побыстрее оказаться на ленте эскалатора.
Последствия ЧП – дым и столпотворение – мгновенно распространились на смежные станции – "Крещатик", "Майдан Незалежности", "Университет", "Вокзальную". Даже не в часы пик там очень много пассажиров, а так как ограничения на вход ввели не сразу, то в пожароопасный пересадочный узел, как в мышеловку, собирался народ.
– Какой-то странный химический запах я ощутила, когда мой поезд подходил к станции "Университет", – вспоминает Антонина Коваленко. – Грешным делом подумала, что это "благоухает" сапожный крем на армейских ботинках молодого человека, стоявшего по соседству. Но нет. Люди в другом конце вагона тоже начали морщиться, а на станции "Университет" машинист вообще объявил, что состав дальше не поедет. Вскоре выяснилось, что в сторону "Театральной" движение приостановлено. Кстати, неприятный запах витал и в вестибюле станции. Я вместе с толпой поднялась по эскалатору на поверхность, пешком дошла до "Театральной". На часах было где-то 14.00. К счастью, там уже пускали, но удушающий запах все еще присутствовал.
Постоянные объявления в метро "по техническим причинам движение остановлено" породили самые противоречивые слухи. В суматохе, выбираясь из задымленного метро, одни твердили, что своими глазами видели, будто на "Театральной" загорелся поезд с пассажирами, и, судя по тому, что на "Крещатике" кто-то видел кареты "скорых", есть жертвы. Другие им доказывали, что поезд полыхнул еще в тоннеле, и люди чуть не стали заложниками пожара. К счастью, на самом деле обошлось без потерпевших – да и, собственно говоря, без пожара.
По словам Надежды Шумак, пресс-секретаря КП "Киевский метрополитен", инцидент выглядел так: со станции "Святошин" в депо "Дарница" перегоняли поезд, у которого утром возникли проблемы с двигателем. На "Театральной" неисправный механизм спровоцировал короткое замыкание, и начала дымиться проводка. Открытого огня не было. Сотрудники метро своими силами ликвидировали задымление и отогнали поврежденный вагон на запасную ветку. Пожарные только проверили его в тоннеле и убедились, что горения нет. Из-за инцидента временно был ограничен вход на станцию "Крещатик" и "Театральная". С 12.53 до 13.35 движение по Святошинско-Броварской линии осуществлялось от станции "Академгородок" до "Вокзальной" и от "Лесной" до "Дарницы".
"Скорее всего, это заводской брак"
Владимир ЗЕЛЬ, главный инженер КП "Киевский метрополитен":
– На станции "Святошин" в одном из вагонов выявили неисправность и состав сразу же сняли с движения. Его осмотрели специалисты дарницкого депо и приняли решение перегнать в отстойник электродепо "Дарница". Сейчас у нас проводится служебное расследование: правильно ли поступили, дав "добро" на перегонку поезда? Во время движения неожиданно случилось разрушение обмотки одного из двух парных двигателей. Неисправный механизм начал генерировать лишнюю энергию, и произошло короткое замыкание. Гореть там было нечему, ведь еще по распоряжению Совнаркома обмотку для двигателей поездов метро производят из негорючих материалов. Но из-за высокой температуры обмотка начала обугливаться, и возникло задымление. Сотрудники метрополитена пытались охладить его очаг огнетушителями, но сделать это было не так просто. Кстати, вагон, который спровоцировал это ЧП, недавно поступил с Мытищинского завода. Пробег там совсем небольшой, а по техническим характеристикам подвижной состав без ремонта должен пройти не менее 350 тыс. км. Сейчас неисправный вагон стоит на резервной ветке между Святошинско-Броварской и Куреневско-Красноармейской линиями. Двигатель полили водой, и он понемногу остывает. Будем вызывать специалистов с Мытищинского завода, ведь скорее всего, это заводской брак. Замыкание в обмотке двигателя на моей памяти последний раз было лет 15 назад.
Автор: Андрей ТКАЧ © Газета по-Киевски