Подземная «бомба» взорвется в августе?
В конце нынешнего лета столичные метрополитеновцы планируют снова повышать стоимость оказанных услуг. Выдержит ли бюджет простого киевлянина эти якобы «международные стандарты»?
Мы еще, наверное, долго будем помнить прошлогоднее пикетирование столичной мэрии перевозчиками, основную часть которых составляли метрополитеновцы. Совпадение, но я знаком с машинистом метро, принимавшим участие в той акции. О ежемесячном вознаграждении за труд не было нужды расспрашивать. Все киевские столбы пестрели объявлениями: нужны машинисты метро, ежемесячная зарплата от ТРЕХ тысяч гривен.
— Что тебя заставляет стоять под зданием городской администрации с плакатом, чего еще не хватает? — не выдержав однажды, спросил я у парня. — Ведь такой, как у тебя, зарплатой даже в нашем 120-квартирном доме разве что один из десяти жителей похвастается….
— Чудак, а еще в газете работаешь… Во-первых, премиальные за «активность» мне не помешают, во-вторых, попробуй моему начальству не подчинись! В-третьих, действительно, почему и вправду я обязан катать вас в метро по Киеву за 50 копеек? Вот ближе к осени все узнают, как «на шару шариться»…
Узнали. Зарплату не увеличили ни на копейку. Цену на хлеб подняли в три раза. На проезд и того больше. После нескольких недель то ли баталий, то ли показухи по сдерживанию цен руководство подземки наконец-то пошло на уступки: проезд подешевел на 30 копеек. Метрополитеновцы прекрасно понимали: этот странный счет приведет к столпотворению у касс и недовольству пассажиров. Заранее предположили: чем черт не шутит, а вдруг народ из-за пустой траты времени и толкотни откажется от этой копеечной подачки: мол, берите уже по ровному счету, только оставьте в покое!
Итак, что же изменилось к лучшему? Какие обещанные золотые горы увидели и ощутили мы после повышения стоимости проезда в четыре раза? Утром спокойно садимся в обещанные еще три года назад отечественные поезда особой комфортности, где каждому за уплаченные деньги положено по сидячему месту? Размечтались! Мы берем штурмом вагоны еще советского производства. И очень рады не тому, что нашлось где присесть, а простой возможности стоять на одной ноге и висеть на одной руке! А скажите, скольким из нас кошмаром снится мышиная норка утренне-вечернего перехода со станции «Театральной» на «Золотые ворота»?!
Но вернемся к теме расценок за УСЛУГИ и зарплате метрополитеновцев. По сообщению УНИАН, прибыль столичной подземки в нынешнем году составляет 41–42 миллиона гривен в месяц. Из них 38 (без плюс–минус) расходуются на зарплату рабочим и служащим, а пять–шесть миллионов идут на оплату электроэнергии. В цифрах явно просматривается некоторая нестыковочка. Но нынче нас интересует кое-что другое.
Дело в том, что Коммунальное предприятие «Киевский метрополитен» насчитывает около ВОСЬМИ тысяч сотрудников, начиная от «капитана» Петра Мирошникова и заканчивая уборщицей бабой Настей. Несложно подсчитать, что после повышения цен на проезд эта самая баба Настя со шваброй в руках должна получать почти ЧЕТЫРЕ С ПОЛОВИНОЙ тысячи гривен в месяц. Сколько получает фактически? Анастасия Ивановна, ну что же вы шарахнулись от меня, когда я задал этот наивный вопрос?
— Вы что, хотите, чтобы за разглашение информации о теперешних зарплатах меня уволили с работы?! — устало вопросом на вопрос ответила дежурная одной станции.
А вот по данным уже другого издания, журнала «Корреспондент» (а ему, естественно, цифры были переданы метрополитеновским руководством), только за январь нынешнего года было перевезено хоть и на треть меньше, по сравнению с тем же месяцем 2008-го, но ни много ни мало 38 миллионов 200 тысяч пассажиров. Что же это выходит? С нас брали только по гривне? Или почти половина пассажиров — льготники? И это еще не самая сложная задачка!
Вот чуть сложнее: согласно украинской статистике в остальные месяцы у нас ежесуточно пользовались услугами подземки два миллиона 300 тысяч человек. Умножьте это число на тридцать дней. А потом еще на гривню 70 копеек. Как видим, получается, что «около восьми тысяч» метрополитеновцев (а может, двадцатка руководящих?) без особого напряга зарабатывают не только на хлеб.
Анализируя создавшуюся ситуацию, генеральный директор компании «Кард-системс» Анатолий Долинный пришел к выводу: «Мы опережаем по ценам Москву и Санкт-Петербург на три–четыре года».
Дискутировать не будем. Тем более, что нынешние тарифы подземных перевозчиков не устраивают, а теплая погода так и подстегивает снова выйти с гневными плакатами к столичной мэрии. А почему бы и не потусоваться, если за это пообещают хорошие премиальные?
***
Итак, с августа текущего года (согласно данным «РБК Украина») четырехмиллионную украинскую столицу ожидает очередной метроподгон к «евростандартам». Прощайте, голубые жетоны! Вместо вас придется покупать особые пластиковые карточки. Линии маршрутов будут разделены на три зоны дальности. И будет учтено время пребывания под землей. Не более 40 минут, и баста! А то, что безропотный пассажир в плотной толпе целый час то ли стоял, то ли висел, пытаясь вовремя добраться на работу из конца в конец города, что «взял» вагон с третьей попытки, что работает один эскалатор, а не два, поэтому образовалась пробка, — КОГО ЭТО ВОЛНУЕТ?!
Я подсчитал: с августа пять гривен 10 копеек нужно будет моей жене только для того, чтобы добраться на работу на метро. Столько же — вернуться домой. Плюс шесть гривен на маршрутку и троллейбус. Итого, только на дорогу ежемесячно пойдет 385 гривен при зарплате, поднятой с 1 апреля аж до 625 гривен. (И это, если успеть выйти из метро через 39 минут 59 секунд. — Прим. авт.)
В ЗАДАЧЕ СПРАШИВАЕТСЯ: СКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ ТЫСЯЧ ЛЮДЕЙ ПРИ НЫНЕШНЕЙ БЕЗРАБОТИЦЕ ЖЕЛАЕТ ЗАГНАТЬ В ПОЛНУЮ НИЩЕТУ МЕТРОПОЛИТЕН, ПЫТАЯСЬ РАЗЖИРЕТЬ НА НАШИХ ПОСЛЕДНИХ КОПЕЙКАХ?
***
Чтобы нас не обвинили в однобокости, попытаемся понять и «подземных» руководителей, и экономистов. Не забудьте, у них все на учете. Жаль только, за семью замками секретности остались от СМИ «копеечки», стабильно получаемые от рекламы и аренды площади под киоски, которых на каждой станции в среднем по 30 штук. Видимо все это «мелочевка», которая оседает неизвестно в чьих карманах. Потому что в интервью изданию «Власть денег» глава столичного метро посетовал, что от вдруг заполонивших все платформы метростанций «льготников» к концу года предприятие будет иметь 120 миллионов убытка. Мол, ранее бесплатный проезд «всяких там разных «героев»» (215,7 млн грн.) госбюджет покрывал, а нынче, этакий скупердяй, выделил только какие-то крохи (22 с половиной миллиона из запрошенных 127!)…
Любопытства ради так и хочется снова прибегнуть к арифметике. Кем и насколько точно вычислено, что ежегодно подземка перевозит льготников на 215,7 млн грн.? И это, простите, в ценах «до того (0,5 грн.)» или «после того (1,7 грн.)»? Или, может, действительно, как нам пишет постоянный читатель, бывший налоговик Степан Четный, всей этой «циферии» с повышением стоимости проезда, а заодно и «попрошайничеством» у государства, нужен хороший аудит?
Вместо эпилога.
Мы хорошо помним, как метрополитеновцы откровенно не желали рассказывать о своих доходах. Расходы? О–о–о! Здесь они готовы все сказать и высказать. Так вот, уважаемый читатель, до 2012 года наша глубокоуважаемая столичная подземка желает получить ОДИН МИЛЛИАРД 116 миллионов гривен, которые якобы нужны на техническое переоснащение. Из них, к примеру, 242 миллиона пойдут на установку видеокамер, следящих за «спорными ситуациями» на турникетах, а также реагирующих на «резкие движения и звуки». Эту денежку с августа начнут доставать из нашего кармана. Чтобы мы, образно говоря, накаленные добела, не возмущались возле этих самых турникетов и, само собой, не делали резких движений. Тем более, зажатые в утренней давке, не издавали резких звуков.
И зачем вам знать, почему с 2006-го особый «фешенебельный» электропоезд украинского производства все никак не выйдет на линию? Лучше толкайтесь по утрам и вечерам в действительно «мышиных норах» подземных переходов и радуйтесь, что пока не отключили эскалаторы.
Скорее всего, без коррупции здесь не обошлось. Не знаем, под чьим крылом находится такой доходный бизнес. Но только независимого аудита мы с вами не дождемся, как и европейского сервиса, невзирая на очередное повышение стоимости проезда.
Иван ГРОМНИЦКИЙ