В год 50-летнего юбилея столичная подземка решила «поехать» в ногу со временем.
Предприятие запланировало на 2010-й ряд нововведений, которые должны сделать поездки пассажиров интереснее и комфортнее. «Комсомолка» узнала подробности.
Безусловно, вы сразу можете возразить: «О каком удобстве тут говорить, если вагоны старые, ждать их приходится долго, а потом едешь зажатый, как килька в консервной банке?!». С такими аргументами трудно не согласиться. Тысячи горожан ежедневно чувствуют на своей шкуре все «прелести» путешествия в тесноте и духоте. А тут еще вдобавок ко всему то снижают скорость движения поездов, то интервалы между ними увеличивают…
Ситуация сложная. И тем не менее руководство метрополитена порадовало сообщением: вскоре на линию выйдет новый современный состав. А в ближайшем будущем — еще двадцать! Потратят на эту технику в общей сложности почти 256 млн гривен.
— В нынешнем году у нас появятся 105 современных вагонов. Пять из них купим на средства Европейского банка реконструкции и развития и еще сотню — по лизинговой схеме за счет средств местного бюджета, — пояснил директор предприятия Петр Мирошников. — Первый состав мы намерены запустить уже на этой неделе. 25 вагонов для нас собирают на Крюковском вагоностроительном заводе и 80 штук — в Москве и Питере. [
Пошто молчим, что этот новый состав пару лет уже стоит в депо? ]
О качестве вышеупомянутых поездов киевляне могут судить по тому составу, который курсирует по Сырецко-Печерской ветке. Сидячих мест в нем меньше, зато ехать стоя гораздо удобнее, чем в старых вагонах. [
Шоб вы так мине жили 
] Прибавьте сюда кондиционер [
которого нет ] и чистый салон [
потрясающая логика, может нужно просто иногда убирать вагоны? ]. Входные двери работают по другому принципу: они сначала немного выезжают вперед, а затем тихо раздвигаются. [
Писк при этом ни разу не раздражает ] И вообще потрясающая шумоизоляция. Стук колес больше не вынуждает орать в телефон [
Ога, в тоннелях, без мобильного покрытия ] или на ухо соседу.
— Ожидаемый подвижной состав из полусотни вагонов позволит нам восстановить парность движения
(одинаковое количество поездов, движущихся в разных направлениях. — Ред.) 
на Святошинско-Броварской линии, — отметил Петр Владимирович. — Остальные 50 вагонов, которые появятся к концу года, необходимы под сдачу трех новых станций на Куреневско-Красноармейской ветке. [
Забудьте о «трех месяцах на достройку», раньше нового года новых станций не ждите ]
Подземка по-прежнему самый удобный и быстрый вид городского транспорта
Деньги — всему голова
Итак, есть надежда, что в нынешнем году киевляне получат давно обещанные станции. Правда, когда это произойдет, никто точно не знает. Все традиционно зависит от финансирования. Если деньги выделят вовремя и в полном объеме, то двери «Демиевской», «Васильковской» и «Голосеевской» распахнутся уже летом.
— К сожалению, сейчас строительство на данных объектах не ведется, — сокрушается Петр Мирошников. — Ждем поступления средств. Кабмин выделил 200 миллионов гривен, но их мало. Требуется почти 700 миллионов. Если наконец-то примут городской бюджет, то в нем должны быть предусмотрены деньги на окончание работ. Этапы готовности станций разные: от 80% на «Голосеевской» до 95% на «Демиевской»…
Среди других глобальных, но «замерших» проектов — ремонт самого длинного подземного перехода между «Крещатиком» и «Майданом Незалежности». На обещанные травалаторы (движущаяся пешеходная дорожка, как в зарубежных аэропортах. — Ред.) в этом месте опять-таки нет денег. Пока ограничатся заменой асфальтного покрытия на гранитное. [
Как всегда... ]
Помимо прочего, при условии финансовых вливаний со стороны городских властей в подземке неплохо бы создать единый ситуационный центр, куда начнет поступать оперативная информация со всех станций. Для этого нужно установить видеонаблюдение и кнопки SOS на эскалаторах, платформах и в вагонах. Дорогое, но очень полезное удовольствие.
Прочие эксперименты
Что касается ноу-хау «для души», то на предприятии никак не расстанутся с идеей разнообразить голоса дикторов, объявляющих остановки. Опыт ненов: многие помнят, как в вагонах зазвучали голоса детей. Тогда сразу начали поступать жалобы на то, что они вызывают у многих неприятные и даже зловещие ощущения. Теперь эксперимент хотят повторить, только на сей раз собираются воспользоваться голосами политиков, бизнесменов и артистов.
— Наш замысел заключается в том, чтобы остановки объявляли известные люди, — уточняет Мирошников. — Будут они делать это лично или за них поработают актеры-пародисты, мы сейчас решаем. С некоторыми персонами уже договорились, но давайте пока сохраним интригу.
И еще одно нововведение: изменится гардероб сотрудников метро. Форма, по замыслу, должна демонстрировать, что служащая в кассе или машинист в кабине состава — работники именно украинской подземки. Для модельеров дирекция предприятия составила список требований. Среди них и такое — зимой одежда работников должна быть темно-синей, а летом светло-голубого цвета.
Кстати
Рекламу сохранят
Увы, надоевшие «зазывалки» с предложением прикупить лекарство или стиральный порошок ликвидировать не будут. И составы, и фойе станций продолжат оклеивать рекламными плакатами и листовками. Этот бизнес приносит метрополитену дополнительные средства. Правда, как утверждает его руководство, не слишком серьезные: чуть больше 7 млн гривен на год, которых как раз хватает на выдачу недельной зарплаты сотрудникам.
И второй облом: беспроводной Интернет Wi-Fi в подземке не появится. Обсуждалось множество проектов с различными техническими решениями, но дальше разговоров дело не пошло. Зато предприятие располагает системой передачи данных и намерено отдавать свои каналы в пользование разным организациям. Так что в будущем столичное метро может стать одним из ведущих интернет-провайдеров.
Будь в курсе
Музей на колесах
Для тех, кому понравилось ездить в поезде-галерее (был запущен в 2008 году, сейчас курсирует на Сырецко-Печерской линии. — Ред. ), где размещены репродукции картин современных отечественных художников, обещают создать два других специфических вагона: фото— и исторический. Концепция первого пока прорабатывается, а второй киевляне увидят уже 11 марта. Отреставрированный салон образца 1963 года заполнит информация о метрополитене с момента его создания. Музей на колесах будет курсировать по всем веткам подземки.
Отреставрированный вагон будет курсировать по всем веткам метро
В тему
Метро начали строить с пятой попытки
О том, чтобы построить метрополитен, в Киеве задумывались еще в позапрошлом веке. В 1884 году речь шла о туннеле с участком железной дороги от Почтовой площади до Бессарабки, где должен был появиться новый вокзал. Но тогда городская Дума отклонила идею.
Затем в 1916-м с инициативой строительства метро выступило Киевское отделение Русско-Американской торговой палаты. Поскольку денег власти не давали, подземку решили строить за счет американского капитала. Члены палаты развернули в США работу по сбору денег. Но городская управа вновь отказала.
Решительными были и планы гетмана Скоропадского. В 1917 году он задумал строительство трамваев в туннелях, которые перевозили бы всех и все с Бессарабки на Демиевку, со Зверинца на Лукьяновку, с Набережной или Прорезной на Заднепровские Слободки. Однако и этим радужным планам не суждено было осуществиться, так как 14 декабря 1918 года власть от гетмана Скоропадского перешла к Директории Симона Петлюры.
Еще одну попытку предприняли в 1939-м. Президиум горсовета рассмотрел дипломную работу московского инженера Папазова «Проект Киевского метрополитена». Молодого человека премировали 1 тыс. руб. Начавшиеся через два года подготовительные работы прервала война.
Судьба метро решилась лишь после войны. Его строительство входило в план реконструкции разрушенного города. Подземку начали рыть в 1949 году. Первая 5-километровая ветка «Вокзальная» — «Днепр» появилась спустя 11 лет. За 50 лет построено 60 км линий с 50 станциями.
Только цифры
Сколько нужно на развитие
• 250 млн грн. — на открытие станции «Львівська брама».
• 1,7 млрд грн. составляет финансирование из бюджета на 2010 год.
• 350 млн грн. — на строительство второго выхода со станции «Вокзальная».
• $3 млрд требуется для строительства ветки на Троещину и покупки вагонов для нее.
5 наивных вопросов о киевской подземке
Почему при подъезде к перрону в вагонах гаснет свет?
Перед каждой станцией есть разрыв контактного рельса длиной 14 м, и вагон проходит его обесточенным, потому свет и гаснет. В новых вагонах лампы в этот момент питаются от аккумуляторов. Правда, недолго — около 4 секунд.
Почему с дверей на станциях пропали надписи «Немає входу»?
Из-за попыток самоубийства пассажиров. В метро демонтированы намеки на безысходность — надписи заменили на более нейтральные «Притримуйте двері, будь ласка» и «Вхід далі».
Чем примечательна станция «Арсенальная»?
Это единственная ныне существующая станция английского типа в метрополитенах стран СНГ (станция без центрального зала, непосредственно при входе расположены турникеты и эскалатор. — Ред.). Также «Арсенальная» является одной из самых глубоких станций метро в мире — 105 м.
Сколько станций переименовали после развала СССР?
Имена поменяли 11 станций:
«Пионерская» — «Лесная»,
«Комсомольская» — «Черниговская»,
«Ленинская» — «Театральная»,
«Завод «Большевик» — «Шулявская»,
«Жовтневая» — «Берестейская»,
«Проспект Корнейчука» — «Оболонь»,
«Красная площадь» — «Контрактовая площадь»,
«Площадь Октябрьской революции» — «Майдан Незалежности»,
«Красноармейская» — «Дворец Украина»,
«Дзержинская» — «Лыбедская»,
«Мечникова» — «Кловская».
Подорожает ли проезд?
В ближайшие полгода цена жетона расти не будет. Но в «розовых» мечтах руководства метрополитена стоимость одной поездки оценивается в 2,5 грн. Это чтобы метро окупалось. Себестоимость перевозки одного пассажира — 1,8 грн., остальные 0,7 грн. пойдут на заработок и покрытие перевозки льготников.