Строили – строили, а где же метро?
За два года в киевской подземке обещанных новых станций не появилось, а в Харькове, похоже, будет первый частный метрополитен в Украине. Что происходит с главными подземными артериями страны, узнавали корреспонденты «ВВ»
Черновецкий «катает белок»
В этом году столичный метрополитен отмечает свой 50-летний юбилей и по праву считается старейшей и крупнейшей подземной системой пассажирского сообщения в Украине. А вот с нынешним хозяином ему не повезло. За время своего правления одиозный мэр построил всего 1,5 станции. Ну чем не полтора землекопа?
Киевляне уже давно оценивают работу градоначальников по весьма своеобразной «шкале» — сколько тот или иной чиновник построил… станций метро. Так, Ивану Салию, возглавлявшему столичную мэрию в 1992–1993 гг., выпала честь открыть лишь две станции. Следовавший за ним Леонид Косаковский поучаствовал в возведении уже четырех, а Александр Омельченко осчастливил киевлян еще шестью станциями. Естественно, нынешний мэр Леонид Черновецкий тоже желал войти в историю метростроя, однако лавров «Лени-строителя» не снискал. За время каденции Леонид Михайлович так и не удосужился построить в городе хоть что-нибудь похожее на метро. При этом открытые за время его мэрства выход-навес на «Дарнице» и станция «Красный хутор», по мнению опрошенных нами горожан, — не в счет.
В первом случае градоначальник стал свадебным генералом и просто присутствовал на чужом празднике.
— «Хутор» стал самым дорогим и бесполезным объектом за всю историю столичной подземки, — говорит киевлянин Алексей Валов. — Мы окрестили эту станцию «метро для белок»: из-за того, что ее построили в гуще… соснового леса, на самой окраине города. Он их катать намерен?..
— А линия на Троещину? Реальней пустить маршрутки на Марс, чем дождаться в столице новых линий метро, — шутят киевляне.
При этом денег на достройку «Демеевской», «Голосеевской» и «Васильковской» станций нет. Эту поистине жизненно важную «артерию» жители города ждут около 20 лет. Отрезок, который должен соединить спальный район Теремки с центром, сегодня готов на 95%. Власти неоднократно рапортовали о его скором введении в строй, но всякий раз, когда речь заходила о расчетах со строителями, прятали голову в песок.
По словам руководителя пресс-службы «Киевметростроя» Валентина Кейбиса, вина за срыв всех сроков прокладки полностью лежит на КГГА. Более того, из-за простоя станции местами уже начинают разрушаться. Если так пойдет и дальше, за безопасность они не ручаются:
— Город нам должен около 250 млн грн. за уже выполненные работы, но до сих пор денег мы так и не увидели, — рассказывает Кейбис. — Договориться с мэрией мы так и не смогли. Поэтому скоро всю технику перекинем на строительство подземки в Индии.
Зарыв в землю сотни миллионов гривен, но так и не закончив ни один проект, г-н Черновецкий продолжает удивлять горожан своими поистине «космическими» идеями. За бюджетные средства в метро приобретают дорогущие системы видеонаблюдения, оповещения и пропуска пассажиров, меняют дизайн вывесок и табличек, улучшают сайт и устраивают показательные «покупки» 1,5 несчастных составов. Тем временем киевляне трясутся в «мытищинских» вагонах образца прошлого века и с тоской смотрят на «теремковский долгострой». Возможно, именно эта стройка и «метро для белок» навеки войдут в историю.
Справка «ВВ»: Расцвет Киевского метрополитена приходится на 1960-е. Тогда в столице открылись 11 станций. В дальнейшем город обязался сдавать не менее одной в год. Своеобразным толчком в развитии подземки послужили Олимпиада-80 и 1500-летний юбилей столицы (1982 г.). К этим датам Киеву подарили сразу семь станций.
Олег ПОНОМАРЕВ