Реконструкцию линии «скоростного трамвая» от улицы Старовокзальной до Кольцевой дороги словно преследует какой-то злой рок. Городская власть в очередной раз не может определиться со сроком ввода ее в эксплуатацию. Сначала планировали открыть некоторые участки на День Киева, затем дату перенесли на июль, далее – на 24 августа, День Независимости.
На недавнем брифинге первый заместитель председателя КГГА Александр Попов озвучил новый срок – 14 октября, т.е. на Покрову. Однако в «Киевпроекте» его «перенесли» на 6 октября – День освобождения столицы от немецких оккупантов [
вообще-то 6 ноября — календарь нужно иногда читать. А генеральный директор КП «Киевпастранс» Николай Ламбуцкий вообще отказался назвать точную дату: мол, дай Бог, к этому времени выполнить запланированный объем работ. Он подтвердил, что из государственного и городского бюджетов таки выделено 20 и 18 миллионов гривен для окончательного обустройства отрезка, ограниченного остановками «Гната Юры» и «Семьи Сосниных». Но для реконструкции всего маршрута потребуется еще как минимум 60-80 миллионов гривен.
С другой стороны, не улеглись еще скандалы, связанные с технологией и материалами, которые применяются на строительстве. Ранее специалисты сетовали на плохое качество рельсовых креплений. В частности, они забраковали зажимы которыми рельсы крепятся к шпалам, – их, мол, можно выбить ударом обычного молотка. А если к ним и не доберутся вандалы, то такие крепления просто съест ржавчина, ведь срок их годности (два года) давно истек! Кроме того, эксперты предупреждают и о плохой амортизации путей – вместо трех слоев прокладок они обнаружили лишь один. Сейчас уже возникли опасения и по качеству собственно самих рельсов.
- Рельсы первого сорта окрашиваются на срезе зеленым цветом, – поясняет президент ЗАО «Трансроуд Групп» (давно занимающегося производством деталей и механизмов для обустройства железнодорожных путей) Игорь Бучко. – Как правило, они предназначены для железнодорожного пассажирского транспорта. Изделия второго сорта обозначают красной краской – по ним ездят «дизели» на невысокой скорости и на небольшие расстояния. Синей – маркируют промышленный брак. Именно такие рельсы (которые стоят значительно дешевле, чем обычные) и положены на некоторых участках скоростной линии. Думаю, что об экономии бюджетных средств речь пока не идет – они выделяются в полном объеме. Просто кто-то положил «разницу» в собственный карман…
О том, что рельсы бракованные, свидетельствует и их длина. Как правило, для трамваев предусмотрены изделия длиной 12 и 24 метра. Если их качество не удовлетворяет заводских контроллеров, рельсы режут на шестиметровые куски и отправляют на промышленные предприятия – под дрезины и грузовые вагоны, которые двигаются по внутренним территориям со скоростью не более 15 километров в час. Однако почему-то эти промышленные рельсы (РП) применили и для линии «скоростного трамвая». По словам заместителя директора Научно-исследовательского конструкторско-технологического института городского хозяйства Леонида Збарского, разогнать по ним вагон до скорости 80 километров в час (как это обещает руководство «Киевпастранса») будет проблематично, а главное – опасно для пассажиров. На скоростной линии рельсы должны быть сварными – так они лучше «играют», т.е. выдерживают температурный режим. Но те, которые уложены здесь, по длине и конструкции предназначены исключительно для сборки – имеют специальные отверстия для болтов (что, кроме всего, снижает их прочность. К тому же в чертежах указано, что на строительстве используют рельсы Р-65 по государственному стандарту 8161-75, который отменен шесть лет назад. Вместо него действует новый – ДСТУ 4344 [
тот же ГОСТ, только переведенный на рідну мову ©. Оттого и ужасы]. А потому, по мнению специалиста, катастрофа неизбежна…[
без сомнения, от тупого перевода стандарта на рідну мову © безопасность страдает ]
Зато муниципальные специалисты считают эти обвинения «беспочвенными» и призывают представителей фирм, интересы которых столкнулись вокруг объекта, сесть за стол переговоров, а не пугать киевлян очередными «страшилками». Заместитель генерального директора КП «Киевпастранс» Владимир Асадчий сообщил[
Леонид Ильич Брежнев с заключении сказал, что © ], что на строительной площадке используют рельсы Р-65 производства «Азовстали», срезы которых до половины выкрашены синим цветом, по которому идет белая полоса, что означает – первый сорт. Каждая партия подтверждена соответствующими сертификатами. Инсинуации о низком качестве изделий и будущих авариях, периодически появляющиеся в прессе, он связывает с
одной фирмой, получившей 4,4 миллиона гривен предоплаты, а продукцию так и не отгрузившей. Поэтому с ней прекратили сотрудничество, долги же «выбивают» до сих пор.
- На одном участке наш подрядчик действительно предложил использовать промышленные рельсы, – говорит начальник отдела технического надзора дирекции «Киевпастранса» Владимир Митигуров. – Экспертизу по его заказу выполнил научно-исследовательский центр «Энергосталь», который находится в Харькове. Результат был положительный. Лишь после того, как разработчики проекта реконструкции одобрили его, мы дали «добро» на укладку этих рельсов.
Один из разработчиков проекта реконструкции – заместитель директора АК «Киевпроект» Виктор Резников объясняет некоторые расхождения в чертежах тем, что с июля 2008 года в Украине действуют новые правила проектирования. Несмотря на это, разработчики скорректировали чертежи и передали их строителям. Возможно, кому-то в руки попал старый вариант. Но в целом проект выполнен с соблюдением ДБН 2.3 – 18.2007 «Трамвайные и троллейбусные линии. Общие требования».
Сами же строители признают, что успеют полностью сдать только трамвайный путь и четыре станции – от Кольцевой дороги до улицы Лепсе. Ведь надо соединить несколько «разрывов» возле Воздухофлотского и Индустриального мостов, установить барьеры, шумоизоляционные экраны, столбы для электрической линии. Далее трамвай будет курсировать транзитом, без остановок, до Старовокзальной. Остальные восемь станций будут вводить в эксплуатацию постепенно.
Между тем, городское управление по борьбе с экономической преступностью возбудило уголовное дело по факту хищения 32-х миллионов гривен, выделенных на реконструкцию «скоростного трамвая».