Почему строители должны встречать Новый год на Трухановом острове
Одна из главных тем киевских разговоров сегодня — начало строительных работ на трассе будущего Подольского мостового перехода, о необходимости которого в городе твердят уже 13 лет. Только вот мнения о том, где, как и за какие средства строить этот мост, разделились.
Разбудили дачников
Замечено: когда у нас в столице хотят что-то срочно соорудить, то, по примеру корчагинцев, обязательно создают боевой штаб. Такой городской штаб по строительству метромоста возглавил первый зампред горгосадминистрации Иван Фоменко. И это несмотря на то, что определены и официальный заказчик объекта — "Киевавтодор", и генеральный подрядчик — "Мостострой". А еще у нас есть специальное коммунальное предприятие — "Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений города Киева"...
Одно из первых своих заседаний новосозданный штаб провел на Трухановом острове, у прислоненной к деревьям огромной карте-схеме будущего моста.
Его решили строить с середины: первые две сборно-монолитные сваи принялись забивать на Трухашке, где будет центр гигантского семикилометрового сооружения. Почему начали именно отсюда? Да потому, что здесь все готово для строительства, есть необходимые подъездные пути (в 1993-м строить мост уже начинали), которые проложили еще много лет назад. Сюда уже завезены мощные буровые установки, необходимое оборудование и материалы.
Начальник мостоотряда № 2 Иван Редько заверил руководство города, что у строителей "есть опыт, есть инженерная возможность выполнить поставленную задачу, но все зависит от финансирования работ и кадров. Будут деньги — вернутся наши кадры из России, и мы задачу выполним". А председатель правления ООО "Мостострой" Юрий Иржицкий доложил штабу, что на сооружении Подольского метромоста будут работать киевские и броварской мостоотряды, при необходимости привлекут специалистов из Днепропетровска, Харькова, Одессы и Луцка.
Начавшаяся стройка разбудила дачников на Русановских садах. С плакатами "Мост по нашим дачам не пройдет!", "Не хотим быть бомжами!" на Крещатик вышли владельцы садовых домов, расположенных на 24-й, 25-й и 26-й линиях, попадающих в зону застройки метромоста.
Корреспонденты "Ведомостей" специально побывали на обреченных под снос дачах и выяснили, что с их владельцами никто из заказчиков и строителей моста даже не удосужился поговорить.
Интересно, кто и какую компенсацию выплатит за снос таких домов на 24-й линии Русановских садов.
Фото Владимира Гонтара
А вот лет десять назад, когда только-только собирались строить сей объект, с ними на этот счет предметно беседовали экологи, представители партии зеленых и руховцев.
— Теперь понятно, почему и в Деснянской райадминистрации, и в "Киевземе" нам все время отказывали в приватизации земельных участков, где мы с таким трудом вырастили свои сады, — возмущается дачница Алла Александровна. — А ведь многие из нас переселились сюда из своих хрущевок, построили дома, теперь вот наконец-то газовые трубы прокладывают. Обидно, но нам ничего не обещают дать взамен.
Удивительно: оказывается, люди здесь до сих пор не знают об обещанных компенсациях.
Левый вариант
Так, может быть, никто с дачниками не встречался по той простой причине, что во время закладки памятной капсулы на Трухановом острове заказчик вдруг предложил иной вариант прокладки трассы? В частности, генеральный директор "Киевавтодора" Владимир Жуков сказал, что перед Русановскими садами мост можно "повернуть влево".
— После того как перейдем Десенку, нам следует уйти на север вдоль прибрежной зоны, — считает г-н Жуков. — Не исключено, что там понадобится построить эстакаду, и тогда мост выйдет на существующую развязку на пересечении проспекта Ватутина с улицей Бальзака, а это уже Троещина.
Гендиректор также заметил, что в обозримой перспективе транспортный поток с улицы Бальзака выведут на Большую Окружную дорогу, которую планируется проложить после возведения еще одного днепровского моста — Северного. Кстати, сейчас уже от Московского моста до улицы Электриков строится участок Набережно-Рыбальской дороги, и она со временем выйдет на новый Подольский мост.
Между прочим, недавно стало известно, что проектировщикам заказана разработка технико-экономического обоснования упомянутого "левого" варианта строительства перехода. "Если он окажется на 200-300 метров длиннее и будет стоить немного дороже, мы пойдем на это, лишь бы удовлетворить людей", — заявил мэр Киева.
Но готовы ли сегодня столичные мостостроители потянуть такой масштабный проект? Если да, то зачем к его сооружению привлекается турецкая фирма? С этими вопросами "Ведомости" обратились к главному инженеру мостовых сооружений Подольского перехода, заместителю управляющего ОАО "Мостострой" Михаилу Корнееву.
— Ситуацию насчет турок я бы не хотел комментировать, — заявил Михаил Михайлович. — Могу сказать одно: турецкая фирма строить мост не будет. Нашим специалистам такая задача вполне по плечу. Ведь "Мостострой", объединяющий 11 мощных организаций, каждая из которых имеет свои заводы, мощные полигоны, соорудил все мосты через Днепр.
Эстакада
Любопытно, что на Подоле будущий мостовой переход "посадят" на высокую, от 13 до 20 метров, эстакаду, которая пройдет над его старой частью. Не добавит ли она дискомфорта в этом районе?
— Вряд ли, - возражает г-н Корнеев. — Тем более что там вдоль трассы нет жилых домов. Она пройдет мимо пивзавода, мельницы, завода "Керамик". Правда, на Набережно-Луговой кто-то недавно поспешил построить жилой дом, которого там не должно было быть. Но проблема защиты от шума хорошо изучена и проработана. В отличие от громыхающей нью-йоркской надземки, у нас будет мягкая езда.
Главный архитектор Подольского перехода академик Николай Демин тоже уверяет, что если все сделать нормально, то особого шума не будет.
— Собственно говоря, обе линии метро как бы подвесят под мостом в двух закрытых коробах, — объяснил Николай Мефодиевич. И добавил, что на опорах моста на Трухановом острове на высоте 96 метров соорудят ресторан и смотровую площадку, куда посетителей будут доставлять несколько скоростных лифтов.
— В некоторых столичных газетах недавно появились сообщения, что мостовой переход собираются завершить за три года. Насколько реальны такие сроки?
— Видите ли, за три года можно только развернуть строительные работы.
При советской власти подобные проекты осуществлялись за семь — восемь лет. Причем каждые восемь лет сооружали один мост. А за последние 15 лет не построили ни одного, что грозит городу катастрофой.
Даешь всеукраинскую стройку
Особую точку зрения на спешно начатое строительство моста имеет недавний зампред Киевской горгосадминистрации, а ныне заместитель министра транспорта Украины Иван Салий.
— Сегодня, увы, нет реальных финансовых возможностей на сооружение этого перехода, - сказал "Ведомостям" Иван Николаевич. — Городская власть подписала соглашение с какой-то турецкой фирмой, уполномочив ее срочно, за полгода, найти по всему миру средства для моста, на который нужно как минимум полмиллиарда долларов.
Иван Николаевич согласен с тем, что надо готовить еще одно технико-экономическое обоснование для нового варианта перехода. Не может город самостоятельно "поднять" такой объект. Это должна быть всеукраинская стройка, ибо стоимость моста вместе с линией метро почти равна годовому бюджету столицы. Вот почему он сомневается в успехе затеи. По сведениям г-на Салия, та самая турецкая фирма, с которой подписано соглашение, имеет годовой оборот всего 30 миллионов долларов. Кто же ей одолжит полмиллиарда?
Но пока в городе идут дебаты по поводу нового варианта Подольского перехода, строители на Трухашке собираются зажечь новогоднюю елку на первой паре опор будущего моста.
[hr]
Узелок на память
Будущий Подольско-Воскресенский переход спроектирован в 1993 году как своеобразный гибрид, приспособленный для движения метропоездов (две колеи) и автотранспорта (шесть полос). Уникальный мост длиной 7,1 километра начнется на пересечении улиц Набережно-Луговой и Межигорской (возле станции метро "Тараса Шевченко"), затем под острым углом перейдет гавань, пройдет по Рыбальскому острову, пересечет 370-метровый участок Днепра, Труханов остров, Десенку, урочище Горбачиху, Русановские сады и выйдет на пересечение бульвара Перова с улицей Сулеймана Стальского.
* * *
Еще в 1957 году Киевский горисполком принял решение об отводе пойменных, прилегающих к Русановскому проливу земель для бессрочного пользования 45 садовым товариществам. Так на карте города появились Русановские сады, где теперь насчитывается 3,2 тысячи участков и где ежегодно отдыхает около 20 тысяч дачников. В зону сооружения нового метромоста может попасть около 300 участков, которые придется сносить. Всем дачникам, на которых "наедет" мост, обещают либо выплатить денежную компенсацию, либо дать равноценные, а то и лучше участки, причем в пределах Киева.
* * *
Сегодня в крещатикских офисах существует еще один, так называемый красный вариант трассы Подольского перехода. В отличие от проекта, который был сделан еще десять лет назад на желтых кальках, его сделали на красных. Этот проект поражает своей масштабностью: трасса перехода начинается эстакадой с улицы Соляной (под Татаркой), идет над улицами Глыбочицкой, Фрунзе и Набережно-Луговой, перешагивает через гавань, улицу Электриков, пересекает Бабино озеро на Трухановом острове, Русановское озеро, ж/д станцию Огородную, выходит на улицу Марка Черемшины и останавливается на улице Петра Запорожца, что на Воскресенке.