В Москве у журналистов тоже видать трава не плохая
Незапрошенные советы Московскому метрополитену
Московский метрополитен последние годы традиционно не справляется с простейшей задачей – быстро и с минимальными очередями обеспечить всех пассажиров билетами на проезд. Частично эту задачу решали торговцы поддельными, но действующими проездными билетами. Драли они с народа втридорога – нестандартную карточку на три поездки продавали, например, за 100 рублей и более.
Метрополитен с этих продаж ничего не получал, неся прямые убытки - по самым скромным подсчётам в прошлом году ущерб от действий мошенников составил более 150 миллионов рублей. Удивительно, но московский метрополитен годами мирился с паразитирующим на нём видом бизнеса. Food-n-Goods, кстати, писал об этом еще в ноябре прошлого года (
«Метрополитен - это прибыльный бизнес», 15.11.2008).
Ситуация радикально изменилась на этой неделе. В понедельник московская милиция провела операцию по задержанию нелегальных торговцев. Операция прошла одновременно на всех станциях метро, всего задержано около ста человек, входивших в интернациональную группировку, занимавшуюся распространением в московском метро поддельных проездных билетов. Как выяснилось, организатором подпольного бизнеса была гражданка Израиля, а торговцами работали граждане СНГ.
Казалось бы, справедливость восторжествовала, и теперь никто до появления следующей группы аферистов не будет отнимать у московского метро честно заработанные на столь необходимой для города услуге деньги. Но тут случилось непредвиденное - и без того огромные в часы пик очереди у касс превратились в неописуемое столпотворение. Особенно ужасной оказалась ситуация на конечных станциях метро и сопряженных с вокзалами. В некоторые вестибюли было просто не войти. Московское метро стало превращаться в ад.
А ведь эта ситуация легко прогнозировалась. По наблюдениям корреспондентов F-n-G (на «Павелецкой - радиальной», «Медведково» и «Речном вокзале»), расторопный торговец поддельными билетами успевал за минуту в час пик продать от 3 до 5 карточек. Как правило, работали аферисты группами по три-пять человек. Таким образом, за минуту эти нелегалы обслуживали около 20 - 25 человек или 1200 - 1500 человек в час. Для сравнения - среднестатистическая вальяжная продавщица билетов в кассах метро продает одну, максимум две карточки в минуту. Стандартное количество работающих касс в любом вестибюле московского метро - 2, редко 3. Вот и считайте - откуда взялся ужас в час пик.
Конечно, сейчас нам скажут - покупайте максимальное количество поездок или пользуйтесь проездными. Это верно - абсолютное большинство постоянно ездящих на метро так и делают. Но! Во-первых, даже эти карточки надо иногда заменять или продлевать. Во-вторых, в метро иногда опускаются и те, кто делает это изредка. В-третьих, на станциях, сопряженных с вокзалами и конечных, множество приезжих. Этих трех категорий более чем достаточно, чтобы система «обилечивания» метрополитена впала в ступор.
Поскольку Московскому метрополитену нет альтернативы, и этот вид транспорта обеспечивает максимально быстрое перемещение по городу, я позволю себе дать руководству нашего метро четыре незапрошенных совета.
1. Логично переименовать Службу сбора доходов Московского метрополитена в Службу реализации услуг и оптимизации продаж и обязать ее следить за приемлемым размером очередей. На наш взгляд, приемлемое время ожидания в очереди к кассе - не более трёх минут.
Возможно, руководители метрополитена полагают, что они ничего не теряют от очередей. Всё равно, мол, народ никуда не денется. Это заблуждение. В час пик сильно спешащие люди вынуждены проходить в метро без оплаты. Способов масса. По нашим наблюдениям, таких - 3 - 5% от общего потока. И никакие дополнительные посты тут не помогут, только расходы повысят. Хотя бы потому, что они вынуждены не обращать на это внимание. А кое-где и сами берут деньги, как бы им ни было страшно от вездесущих видеокамер.
2. Надо материально стимулировать кассиров в зависимости от количества проданных билетов за смену. Это повысит их ежемесячный доход и позволит привлечь более расторопных сотрудниц.
За исходную единицу можно взять существующее сейчас среднее количество продаж карточек за стандартную рабочую смену. Не сумму! Иначе начнется поголовный отказ от продажи карт на небольшое число поездок. Тот, кто умудряется оформить меньшее количество карт, должен штрафоваться, кто большее - премироваться.
3. Вместо справедливо изгнанных нелегальных торговцев надо всего лишь нанять легальных мобильных продавцов. Они будут заранее получать билеты в кассах по стандартной цене, а продавать дороже. Например, сейчас одна поездка стоит 22 руб. Пусть мобильный продавец у дверей или турникетов продаёт ее за 30. Довольны будут все. Метрополитен получит свои 22 рубля. Спешащий пассажир сможет срочно уехать, не стоя в очереди. Другие пассажиры вздохнут свободнее - очереди снова уменьшатся. Охрана будет рада сокращению числа «зайцев», всеми правдами и неправдами проникающих через турникеты. Наконец, сами мобильные продавцы, набранные из безработных, смогут получить хороший приработок - продал 100 - 200 карточек, заработал за день 800 - 1600 рублей, и часть материальных проблем решена.
Кстати, чем-то схожий подход давно использует «Мосгортранс» - там билет можно купить у водителя.
4. Можно, всё-таки, попробовать договориться с «Мосгортрансом» о том, чтобы билеты на метро продавались в киосках «Мосгортранса». Наверное, можно найти оптимальное решение и договориться также с компаниями, владеющими сетями киосков по распространению СМИ.
Если реализовать эти простейшие меры, то очереди за билетами в метро исчезнут.
Дмитрий Васильев, главный редактор Food-n-Goods