Трамваи против пробок
(Аргументы и факты (Украина), № 5, 31 января - 6 февраля 2008)
Как поскорее добраться на работу - головная боль каждого киевлянина. Гендиректор "Киевпасстранса" Николай Ламбуцкий, рассказывая "АиФ" о планах развития городского транспорта, то и дело повторяет: очень скоро передвижение по столице перестанет быть проблемой.
Результаты анализа - новые маршруты
- Киевляне недовольны качеством маршрутных перевозок, но, тем не менее, вынуждены пользоваться этим видом транспорта. Когда они смогут пересесть в более удобный крупногабаритный транспорт?
- Чтобы муниципальный транспорт мог составить более безопасную, комфортную и надежную альтернативу маршруткам, "Киевпасстранс" изучил пассажиропотоки на маршрутных такси, схемы их движения, и выяснил, какие автобусные, троллейбусные и трамвайные маршруты надо усилить, какие - продлить или сократить, где организовать новые. Первые нововведения будут внедрены уже в первом полугодии 2008 года. Изменится и улучшится работа троллейбусов. Маршруты N 3, 8, 14, 16, 17, 18, связывающие жилые массивы с центром города, увеличим на 30 машин. Маршрут N 26 (просп. Свободы - ст. м. "Нивки") продлим до ул. Терещенковской и "догоним" количество троллейбусов с 12 до 28. Это даст возможность жителям Виноградаря без пересадок добираться в центр. А маршрут N 5 (ул. Белицкая - ул. Терещенковская), наоборот, станет короче. Конечная остановка теперь будет у ст. м. "Нивки". Интервал движения на обоих маршрутах уменьшится с 5 мин. до 3-4. Еще восстановим старый маршрут N 2 (Железнодорожный вокзал - Софийская пл.), трассу маршрута N 12 (Софийская пл. - ул. Смолича) продлим до станции метро "Лыбедская", а новый маршрут N 45 пойдет от Ленинградской пл. через мост Патона, ул. Старонаводницкую до Дворца спорта.
- Как изменится автобусное сообщение?
- Мы уже определились, где необходимо пустить новые автобусные маршруты. Осталось установить сроки их пуска. Это будут маршруты N 1 (Бессарабская пл. - Лыбедская пл.), N 4 (площадь Независимости - ст. м. "Лукьяновская"), N 7а (Железнодорожный вокзал - ул. Большая Житомирская), N 8 (Транспортный узел "Караваевы Дачи" - ул. Крещатик) и N 71а (Севастопольская пл. - ул. Крещатик).
- А что будет с трамваями?
- Трамвайное сообщение будет развиваться, и, возможно, на основе двух "разорванных" трамвайных линий в городе будет создана система наземного скоростного рельсового транспорта. Ведь на строительство или реконструкцию трамвайных линий затрат необходимо в 10 раз меньше, чем на строительство новых линий метрополитена, а эффективность перевозок почти такая же, как в метро. В планах на ближайшие 2-3 года - на 70 % обновить старые трамвайные пути, и пустить по ним современный подвижной состав, произведенный в Украине. Уже в IV квартале этого года приобретем первые трамвайные поезда, предназначенные для скоростных линий с большим пассажиропотоком.
Кредит во имя спасения
- Есть у "Киевпасстранса" свой рецепт преодоления пробок в городе?
- Конечно. Первый - это развитие трамвайного сообщения. Второй - насыщение маршрутной сети современным подвижным составом, отвечающим повышенным требованиям киевлян к безопасности и комфорту. Третья - организация движения по такому принципу, который бы позволял общественному транспорту пользоваться преимуществом на дороге. Для этого уже в 2008 году будет внедрена так называемая интеллектуальная система управления транспортом. Она подразумевает движение автобусов и троллейбусов по отдельной полосе.
- Сколько предусматривается средств на обновление подвижного состава?
- Из горбюджета на приобретение подвижного состава в 2008 году будет выделено 273 млн. грн. Еще 60 млн. евро планируем взять в кредит в ЕБРР. На 10 лет под 6 % годовых.
- Означает ли это, что новый крупногабаритный транспорт вытеснит из города маршрутки?
- Это уже будет зависеть от самих перевозчиков: или им придется повышать качество услуг, чтобы конкурировать с муниципальным транспортом, или - сворачивать бизнес.
Водители и компьютеры
- Управление городским транспортом постепенно переводится на электронную систему, работающую с помощью спутниковой связи. Что это дает?
- Пока спутниковая связь помогает нам лишь контролировать график движения автобусов. Но до конца первого полугодия 2008 года ею будут охвачены также троллейбусы и трамваи. Поскольку диспетчер постоянно наблюдает за движением каждого автобуса, в случае необходимости он может выпустить на маршрут дополнительную машину, которая пойдет, например, в объезд возникшей на маршруте пробки. Благодаря компактному бортовому компьютеру водитель в любой момент может сам связаться с диспетчером, а в случае ЧП ему достаточно нажать кнопку "милиция" или "скорая помощь", и диспетчер тут же сделает экстренный вызов нужной службы.
- На нескольких остановках в центре города уже появились электронные табло, извещающие о времени прибытия автобуса. Злые языки поговаривают, что власти это сделали не столько для удобства пассажиров, сколько для создания дополнительных рекламных площадей, которые позволяют "Киевпасстрансу" грести деньги лопатой. Это правда?
- Ни в коем случае! Если за год доходы "Киевпасстранса", учитывая компенсации из горбюджета за проезд льготников и фиксированные тарифы, составляют 560 млн. грн., то реклама на подвижном составе и в транспортной инфраструктуре дает всего 7 млн. грн. Это капля в море. Электронные табло нужны исключительно для оповещения пассажиров.
- Следующий этап - внедрение электронной системы оплаты проезда?
- Да. Проект готов. В этом году пройдет обкатка пилотной версии. А до конца 2009 года весь подвижной состав будет оснащен соответствующим оборудованием. Пассажиру достаточно будет провести карточкой по считывающему устройству, установленному в салоне автобуса, троллейбуса или трамвая, и деньги за проезд с нее сняты. Иногородние пассажиры, а также киевляне, которые не захотят пользоваться новой услугой, смогут рассчитываться за проезд наличными через терминалы, расположенные возле кабины водителя.