Криминальный возврат
http://ru.magistral-uz.com.ua/articles/ ... zvrat.html
Обычно, когда пассажир садится в поезд, он не сразу отдает билеты проводнику. Проездные документы работники пассажирского сервиса собирают уже после того, как поезд тронулся и все расселись по своим местам. Что, кстати, предусмотрено п. 7.9 «Правил перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа на железной дороге».
Однако на некоторых маршрутах, благодаря стараниям работавших там последователей Остапа Бендера, были заведены иные правила. Еще до отправления состава проводники не только собирали билеты, но и успевали продать их обратно железной дороге через третьих лиц в кассу возврата на станции Киев-Пассажирский. «Нащупали» и выявили гениальную по своей простоте схему сотрудники Инспекции по обслуживанию пассажиров на вокзалах и в поездах (ЦИК). Это своего рода спецназ при руководстве Укрзализныци, который борется с нарушениями в пассажирском хозяйстве. Затем была организована проверка Главным пассажирским управлением Укрзализныци, которая безоговорочно подтвердила наличие преступной схемы заработка.
Чтобы не вспугнуть мошенников, сотрудники ЦИК 18 августа буквально заскочили в уже отправлявшийся из столицы поезд № 54 Киев—Санкт-Петербург и начали проверку. Причем, как это обычно бывает, охватили одномоментно весь состав. Тут-то и оказалось, что девять пассажиров этого поезда занимают места без проездных документов. Конечно, можно было предположить, что проводники просто посадили в свой вагон «зайцев», которые либо не захотели, либо не успели обратиться в кассу за билетами. Но сами пассажиры, оказавшиеся «зайцами» поневоле, пояснили, причем письменно, что билеты они покупали и сразу при посадке отдали их по требованию проводникам. Правда, такие объяснительные удалось взять только у четверых пассажиров, остальные были или реально безбилетниками, или по каким-то соображениям не стали выдавать проводников.
Проверка же пассажирского главка Укрзализныци показала, что, действительно, билеты на эти места были проданы, но в течение часа после отправления поезда эти четыре билета были возвращены в кассу вокзала Киев-Пассажирский, что допускается нормативными документами железной дороги. Кстати, такой проездной документ стоит 1 тыс. 100 грн, и при возврате мошенники получали по 810 грн за каждый билет. Это только то, что удалось отследить и доказать, а сколько всего за этот рейс выручила билетная мафия? И ладно бы это был разовый случай, но вполне очевидно, что такая схема была налажена на постоянной основе. Ведь даже выборочный анализ, который провели в Укрзализныце только за период с 13 по 20 августа 2012 г., показал, что факты массового возврата билетов на поезда, следующие из Киева в Москву и Санкт-Петербург, случаются систематически. Например, 12 августа на самый престижный поезд № 1/2, следующий до Белокаменной, вернули сразу 14 билетов. За каждый было компенсировано 683 грн. То есть сумма ущерба отрасли без малого — 10 тыс. грн. Через три дня (15 августа) было сдано в кассу возврата сразу 26 билетов на Питер, за каждый из которых получено по 810 грн. Вот и считайте, билетная мафия выручила на этом более 20 тыс. грн. Причем удивляет скорость, с которой сотрудники вокзала обрабатывали заявки от людей, сдающих эти проездные документы. Кассир за 1 мин умудрялся оформлять возврат двух—трех билетов, приобретенных в разное время, на разные поезда и в разных направлениях. Что, конечно, свидетельствует о крайне высокой мотивации этой работы, иными словами, кассир был в доле с теми, кто сдавал чужие, заметим, билеты.
Кто еще участвовал в этой схеме, теперь будет выяснять прокуратура. Ведь руководство Укрзализныци обратилось к правоохранителям с просьбой тщательнейшим образом расследовать такую преступную деятельность. И в отличие от Остапа Бендера, который чтил криминальный кодекс, мошенникам, обкрадывающим государственную железную дорогу, грозит весьма конкретное уголовное наказание. И только увольнением с железной дороги они не отделаются. А многие головы уже полетели. Да и без дисциплинарного взыскания, как первой превентивной меры, не остался никто из причастных: кто знал, кто не знал, но не проконтролировал, кто мог знать.
Сейчас остается догадываться: как долго действовала эта немудреная схема и только ли на главном вокзале страны такое проворачивали. В Укрзализныце надеются, что ответить на все эти вопросы помогут компетентные структуры.
Безусловно, незамедлительно был принят ряд организационных и технических мер, которые должны воспрепятствовать подобной практике. Помимо увольнений и выговоров, о выявлении схемы уведомлены все структурные подразделения пассажирского хозяйства отрасли, руководство дорог и предприятий обязали оперативно направлять в правоохранительные органы материалы о финансовых нарушениях, в том числе подобных. Направлено также обращение в Госпогранслужбу с просьбой ежедневно предоставлять информацию по каждому поезду о количестве людей, следующих в нем через государственную границу. Чтобы знать героев в лицо, у касс возврата будут установлены камеры видеонаблюдения и, конечно же, особо бдительно теперь будут анализировать случаи массового возврата билетов.