VI международная научно-практическая конференция
"
Терроризм и безопасность на транспорте"
Начальник ГУП «Московский метрополитен»
Гаев Д.В.
«
МЕРЫ ПРИНИМАЕМЫЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПАССАЖИРОПЕРЕВОЗОК И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ НА МОСКОВСКОМ МЕТРОПОЛИТЕНЕ»
г. Москва 2007 г.
Характеристика Московского метрополитена
Количество перевозимых пассажиров - Более 9 млн. человек в сутки
Количество линий - 12
Длина линий в двухпутном исчислении - 276,4 км
Количество станций - 172
Станций с межстанционными переходами - 55
Подуличных переходов - 146
Количество станций имеющих эскалаторы - 121
Всего эскалаторов - 598
Минимальный интервал движения 90 секунд
Количество вагонов - 4400
Количество поездов ежедневно - 10 600
Система вентиляции - принудительная
Количество точек воздухозабора - 442
Блоки служебных помещений,
Имеющие проходы в тоннели - 1 155
Террористические акты, совершенные на Московском метрополитене.
За период с 1935 по 2007 г.г. на метрополитене совершены следующие террористические акты:
1977 год - взрыв в вагоне на перегоне станций: "Первомайская" - "Измайловская" (12 человек погибло, более 60 человек ранено);
1996 год - взрыв в вагоне на перегоне станций "Тульская" - "Нагатинская" (4 человека погибло, 12 ранено);
1998 год - взрывное устройство обнаружено в межстанционном переходе станции "Третьяковская" и эвакуировано в безопасную зону. Сработало до прибытия саперов. Легкие ранения получили 3 человека.
2000 год - взрыв в подземном переходе у станции метрополитена "Пушкинская" (11 человек погибло, 60 ранено);
2001 год - взрыв на платформе станции "Белорусская" кольцевой линии (без последствий);
2004 год - 6 февраля - взрыв в тоннеле на перегоне между станциями "Автозаводская"-"Павелецкая" (погибло 40 человек, ранено 134);
- 31 августа: - взрыв около вестибюля станции "Рижская" (погибло 10 человек, ранено 40).
В трех случаях, благодаря бдительности пассажиров, сотрудников милиции и метрополитена, взрывные устройства были обнаружены и обезврежены:
1989 год - два взрывных устройства (на станциях "Павелецкая" и "ВДНХ").
1996 год - одно взрывное устройство (в вестибюле станции "Цветной бульвар").
Учитывая совершенные террористически акты, администрацией метрополитена определены три главных направления в работе по противодействию терроризму и защите метрополитена от угроз техногенного и природного характера.
Первым направлением является профилактическая работа среди сотрудников и пассажиров метрополитена.
В 2006 году в дежурные части УВД и ГУВД по г. Москве поступило 50 телефонных звонков с предупреждениями о предполагаемом взрыве станций метрополитена. Из правоохранительных органов поступило 6 информаций о возможности совершения террористических актов в г. Москве, в том числе и на метрополитене. Каждая информация тщательно проверялась.
Профилактические мероприятия по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и недопущения совершения террористических актов включают в себя:
Системные инструктажи персонала о повышении бдительности и необходимости срочной передачи информации о событиях, выходящих за рамки стандартных ситуаций.
Ежедневные периодические осмотры пассажирской зоны, служебно-технических помещений, инженерных коммуникаций и транспортных средств.
Проверка вагонов на конечных станциях при отправлении составов в электродепо и отстой на наличие посторонних лиц и бесхозных предметов.
Контроль за складывающейся обстановкой на станциях и в вагонах электропоездов с использованием имеющихся технических средств видеонаблюдения.
Все меры, принимаемые на сегодняшний день базируются именно на бдительности персонала станций и сотрудников милиции. В результате в 2006 году было обнаружено 47 бесхозных предметов.
При осмотре станций и объектов, а также подозрительных предметов в обязательном порядке использовались служебно-розыскные собаки.
Еженедельно проводились проверки (в том числе и ночные) обеспечения пропускного режима на охраняемых объектах метрополитена. Осуществлялся контроль за выполнением антитеррористических мероприятий.
Проводились ежеквартальные совместные комиссионные обследования всех станций, киосков вентиляционных шахт, открытых участков метрополитена силами сотрудников УВД на метрополитене, ОГПН на метрополитене и работников метрополитена.
Проводились инструктажи охранников ЧОПов и работников торговых точек, осуществляющих коммерческую деятельность на метрополитене, о повышении бдительности и оперативной передаче информации работникам метрополитена и работникам милиции о всех обнаруженных бесхозных предметах и подозрительном поведении пассажиров.
Постоянно проверялась надежность функционирования средств радиотрансляции и связи, исправность устройств контроля прохода в тоннель (УКПТ), систем видеонаблюдения на станциях и в вагонах электропоездов, колонн экстренного вызова.
Также реализуется на метрополитене целенаправленная аудио информация для пассажиров на станциях и в поездах о необходимости бдительности при поездке в метрополитене, разъяснение их действий при обнаружении бесхозных предметов и вещей.
С этой целью так же используются средства массовой информации, как печатные, так и электронные.
Вторым направлением в этой работе является внедрение и использование на станциях и объектах метрополитена технических и специальных средств контроля, препятствующих подготовке и осуществлению террористических актов.
Начиная с 2001 года, в Московском метрополитене ведется работа по внедрению дополнительных технических средств контроля за территорией метрополитена за счет собственных средств, а также финансируемых Правительством Москвы.
В 2005 году (впервые на федеральном уровне) Правительством России утверждена «Межведомственная комплексная программа мероприятий по совершенствованию антитеррористической защищенности метрополитена (на 2005-2007 годы)» и выделены средства из Федерального бюджета. На Московском метрополитене осуществлены следующие мероприятия.
В дополнение к имеющимся автоматическим системам контроля прохода в тоннель, селекторной связи «пассажир-машинист», имеющейся в вагоне каждого поезда, проведена работа по оборудованию станций и подуличных переходов системой видеонаблюдения с объемом памяти, сохраняющей видеоинформацию в течение трех суток. Всего оборудовано 162 станции (95%) и 146 подуличных переходов (100%). Вышеуказанная система активно используется правоохранительными органами в раскрытии преступлений и профилактике правонарушений, а также работниками метрополитена при проведении служебных проверок при технических сбоях в работе метрополитена.
В ноябре 2006 года было раскрыто убийство молодого человека на территории Юго-Восточного административного округа г. Москвы. По описаниям свидетелей преступления при просмотре архива видеозаписи на станции «Текстильщики» была получена фотография подозреваемого и установлен номер магнитного билета его прохода в метрополитен. С помощью полученных данных был установлен маршрут передвижения подозреваемого и наиболее часто посещаемые им станции метрополитена. На одной из таких станций подозреваемый был задержан и в последствии изобличен в совершении преступления.
Оборудовано системой теленаблюдения с видеозаписью 73 верхних сходных площадки эскалаторов, что позволяет оперативно реагировать на обстановку, складывающуюся при сходе с эскалаторов вовремя их останавливать.
Так, 27 ноября 2006 года на станции «Площадь Революции» пятилетняя девочка убежала от родителей по эскалатору и упала при сходе. Дежурная у эскалатора увидела эту ситуацию по монитору, оперативно среагировала и в течении 4 секунд остановила движущийся эскалатор, тем самым, предотвратив наступление тяжелых последствий.
Системой санкционированного доступа оборудованы служебные помещения Диспетчерской службы и других, расположенных в Инженерном корпусе метрополитена.
Оборудовано системой контроля доступа с видеонаблюдением здание Службы сбора доходов на площадке электродепо «Северное».
Проходная Спецавтобазы на территории электродепо «Северное» оборудована опытной автоматической системой контроля с видеорегистрацией въезда и выезда автотранспорта.
Станции «Черкизовская», «Фрунзенская», проходные электродепо "Черкизово", "Сокол", "Свиблово" и депо Московской монорельсовой транспортной системы (ММТС) также оборудованы системой контроля и управления доступом (СКУД).
Охранной сигнализацией оборудованы киоски вентиляционных шахт с выводом сигнала на пульт вневедомственной охраны. По истечении 5 лет проведена её модернизация. Всего оборудовано 409 киосков вентиляционных шахт.
Выполнены работы по установке на 21 охраняемом входе электропоездов в тоннель метрополитена устройств контроля прохода в тоннель (УКПТ) с выводом сигнала в помещение охраны с круглосуточным пребыванием дежурного персонала.
Для обеспечения возможности взаимодействия работников метрополитена, сотрудников правоохранительных органов и других ведомств передачи информации о чрезвычайных ситуациях из различных уровней всех сооружений (тоннели, пассажирские платформы и вестибюли станций, посты централизации, комнаты милиции, наклонные ходы эскалаторов, подвижной состав и т.д., а также в радиусе не менее 50-ти метров от наземных вестибюлей метрополитена) все 12 линий метрополитена оборудованы системой единого радиопространства «ЕРИС-М». В настоящее время использование высокоскоростных каналов связи обеспечивает работников метрополитена и сотрудников УВД на метрополитене надежными средствами служебной мобильной связи.
Для обеспечения оперативной связи пассажиров, находящихся на платформах и вестибюлях станций с дежурным персоналом ситуационных центров метрополитена и УВД на метрополитене, с целью передачи тревожной информации о нештатных ситуациях и оперативной работы служб метрополитена, а также предоставлении возможности получения справочной информации по обслуживанию и движению поездов, проезду по метрополитену и др. все 12 линий метрополитена оборудованы системой передачи и оперативной обработки информации. Всего на 171 стации установлено 418 колонн экстренного вызова.
Для передачи из вагонов метрополитена в ситуационные центры метрополитена и УВД на метрополитене видеоизображений обстановки в вагонах поездов, а также параметров, характеризующих режим ведения поезда и состояние поездных устройств и обеспечение контроля за обстановкой в салонах вагонов, а также оперативного принятия мер в случае противоправных действий преступных групп и отдельных элементов. Вагоны электропоездов на Кольцевой линии метрополитена оборудованы системой видеонаблюдения и современной системой связи «пассажир-машинист». Всего оборудовано 213 вагонов в электродепо «Красная Пресня».
Видеокадры и другие данные записываются на вагонах в регистраторе параметров движения поезда. В ситуационные центры метрополитена и УВД на метрополитене они могут передаваться при соответствующем запросе. Кроме этого, при возникновении чрезвычайной ситуации пассажиры по имеющейся в поездах связи "пассажир-машинист" сообщают об этом машинисту поезда. Машинист через устройства системы передачи видео и данных посылает соответствующий сигнал операторам ситуационных центров метрополитена или в УВД на метрополитене.
Операторы в соответствии с полученным сигналом запрашивают требуемый вагон и получают на дисплее видеоизображение о ситуации в вагоне в текущем времени и, кроме этого, имеют возможность вести прямой диалог как с машинистом электропоезда, так и с пассажирами. В зависимости от складывающейся ситуации передавать информацию и объявления о соблюдении спокойствия, а в случае необходимости о порядке эвакуации из состава.
В ситуационные центры метрополитена и УВД на метрополитене могут быть переданы видеокадры и данные, записанные в памяти регистратора до текущего момента времени при нахождении поезда не только на станциях, но и в тоннелях.
Это позволяет обеспечить оперативное принятие решений по локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Оборудование вагонов вышеуказанной системой планируется продолжить. Эта необходимость обусловлена повышенной угрозой совершения террористических актов и является одним из способов реализации антитеррористических мер.
В 2007 году также предусматривается проведение в метрополитене дополнительных технических мероприятий, направленных на повышение антитеррористической защищенности объектов метрополитена.
Реализация в полном объеме вышеперечисленных мероприятий способствует: усилению охраны общественного порядка, обеспечению визуального контроля за ситуацией на станциях и в вагонах электропоездов и позволяет оперативно выявлять и своевременно реагировать на факты подготовки совершения террористических актов, хулиганских проявлений, вандализма и других противоправных действий, а также обеспечивает возможность восстановления реальной картины событий, предшествовавших возникновению чрезвычайных происшествий.
Для осуществления технических мероприятий Московскому метрополитену в 2005-2006 годах из Федерального бюджета было выделено 2 миллиарда 187,2 млн. рублей, которые в соответствии с программой были полностью освоены.
Из городского бюджета было выделено 391 млн. 700 тыс. руб., которые также были полностью освоены.
Метрополитеном из собственных средств было выделено 316 млн. 789 тыс. 400 рублей.
Третьим направлением в нашей работе является обучение, подготовка и поддержание в постоянной готовности дежурного персонала метрополитена нацеленного на работу по эвакуации пассажиров из угрожаемой или пораженной зоны и ликвидации последствий ЧС.
В 2006 году разработана программа учебного курса «Первоначальная подготовка руководящего состава и персонала метрополитена Российской Федерации к действиям по предупреждению и противодействию проявлениям террористического характера», которая согласована и утверждена в МВД РФ и Министерстве транспорта РФ.
Указанная программа направлена главам субъектов Российской Федерации, имеющим метрополитены и руководителям метрополитенов.
В апреле - мае 2006 года руководящий и командный состав Московского метрополитена прошел обучение по данной Программе на базе Российской Академии путей сообщения в количестве 72 человек.
Около 8 тысяч работников имеют соответствующие должностные инструкции, с ними проводятся постоянные командно-штабные и натурные тренировки. Все работники метрополитена, чьи рабочие места находятся в зоне возможных поражений, имеют индивидуальные средства защиты, что должно позволить им четко выполнить свои задачи в условиях кризисной ситуации.
В метрополитене в постоянной боевой готовности находятся мобильные аварийно-восстановительные бригады в составе до 1 тысячи человек, оснащенные необходимым оборудованием, инвентарем, средствами связи.
Системно проводятся совместные командно-штабные и практические учения.
В 2006 году проведено 129 тактико-специальных учений, 1 командно-штабное (комплексное) учение на Серпуховско-Тимирязевской линии 12 пожарно-тактических учений по тушению условного пожара на электроподвижном составе на перегонах между станциями метрополитена и на площадках электродепо, с привлечением Службы пожаротушения ГУ МЧС России по г. Москве и поисково-спасательного отряда «Центроспас» МЧС РФ.
Особое внимание в этой теме уделено вопросам взаимодействия метрополитена с соответствующими службами и организациями города Москвы и специальными службами. Разработаны и периодически обновляются документы, регламентирующие взаимодействия.
В течение 2006 года в целях отработки взаимодействия при поступлении сигнала о проникновении посторонних лиц в киоски вентиляционных шахт, проведено 5 тактико-специальных учений с привлечением работников Электромеханической службы, нарядов милиции Управления вневедомственной охраны при ГУВД по г. Москве, УВД Западного, Восточного, Центрального (2 учения), Юго-Западного, административных округов, УВД на Московском метрополитене.
Учитывая, что основная нагрузка в обеспечении общественного порядка, в борьбе с преступностью и в антитеррористической работе лежит на УВД на Московском метрополитене, Московский метрополитен делает все возможное, чтобы улучшить условия несения службы сотрудниками милиции.
Начиная с 2005 года на станциях метро «Охотный ряд» и «Пушкинская» по новому проекту построены комнаты милиции из прозрачного стеклопластика, позволяющего сотрудникам милиции наблюдать за пассажиропотоком, оборудованные системой цветного теленаблюдения и радиосвязью.
Проведена реконструкция постов милиции на 20 станциях метрополитена.
В полном объеме начал свою работу кинологический центр УВД на метрополитене, получивший от метрополитена современную базу для содержания, подготовки и тренировки до 100 собак, работающих на обнаружение взрывчатых веществ, наркотиков и в режиме патрульно-постовой службы. Кинологи со служебно-розыскными собаками активно используются при осмотре найденных бесхозных предметов, а также в осмотре станций перед проведением массовых мероприятий.
На станциях: «Спортивная», «Динамо», «Черкизовская», «Парк Победы» при проведении массовых мероприятий совместными штабами активно используется система дистанционного управления телекамерами и компьютерной фотосъемкой, что позволяет с упреждением пресекать правонарушения на платформе, эскалаторе.
Учитывая некомплект УВД на Московском метрополитене в 2001 году метрополитеном учрежден ЧОП «Щит-Гарант».
В настоящее время ежедневно на ряде станций в межстанционных и подуличных переходах, в электродепо и на других объектах метрополитена выставляется 162 охранника.
Таким образом, на метрополитене реализуются задачи профилактики, противодействия и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций.
Доклад окончен.