Красная цена – 50 копеек
23-10-2008
Обещанное повышение цен на транспорт в Киеве с 1 ноября еще под вопросом. И что получат киевляне за свои деньги – тоже вопрос.
Вот уже восемь лет проезд в киевском метрополитене стоит 50 копеек. Это самый дешевый метрополитен не только в Европе, но и в мире. «Об этом я могу Вам сказать с полной уверенностью», - говорит директор метрополитена Петр Мирошников. Например, в Харькове проезд в метро стоит 75 коп., а в Днепропетровске – 60 коп. Еще более разительный контраст у киевской подземки с соседними государствами. В московском метро проезд стоит 19 руб. (около 4 грн), в минском – 600 руб. (около 1,5 грн). Не говоря уже, например, о венской (1,70 евро) или будапештской подземке (270 форинтов или примерно 1,10 евро). Недешевое метро и в США. В Вашингтоне минимальная стоимость проезда 1,60 доллара, а в Нью-Йорке любая поездка обходится в 2 доллара.
Первая попытка поднять стоимость проезда в киевском метро была предпринята в 2004 году. Но тогда затея, по словам начальника главного управления по вопросам ценовой политики Киевгорадминистрации Василий Яструбинского, не удалась из-за влияния определенных политических сил. «А так бы у нас уже сейчас все в транспорте было, как в Европе», - говорит чиновник. Мол, деньги из городского бюджета шли бы не на покрывание убытков от эксплуатации подземки, а на модернизацию транспорта.
Вопрос, конечно, спорный. Но факт остается фактом – сегодня больше половины расходов метрополитена покрывается бюджетными дотациями. Напомним, 30 сентября Киевсовет своим решением рекомендовал горадминистрации установить тариф в размере 2 грн. за разовую поездку в любом виде городского транспорта. Неизвестно только, когда же именно будут повышены цены. Для этого горадминистрация должна подписать соответствующее распоряжение. Пока готов лишь его проект, который в течении месяца может обсуждать общественность. «Поэтому точной даты назвать мы не можем. Возможно, с 1 ноября, а может и посреди месяца – когда подпишут распоряжение», - говорит Яструбинский.
Несмотря на запланированное повышение тарифов, мэр Леонид Черновецкий уже заверил: киевляне смогут экономить. И незащищенные слои населения будут ездить по 50 коп. «
Купил проездной на год за 365 грн., и ты уже киевлянин» 
, - сказал Черновецкий.
Месячные же проездные будут продаваться уже из расчета по новому тарифу. Но льготы, убеждают власти, будут сохранены в полном объеме и для студентов (половина стоимости обыкновенного месячного проездного), и для школьников (четверть стоимости).
Другой вопрос – насколько эффективно метрополитен работает сегодня, и можно ли ему доверять больше денег, если предприятие не будут работать на максимальный результат. Директор организации «Институт города» Александр Сергиенко убежден, что подземка ежегодно недополучает миллионы гривен из-за непродуманной рекламной политики. «Рекламные плоскости сдаются двум десяткам компаний, среди доходов которых плата за аренду плоскостей занимает лишь 10%», - говорит он.
Жалуется на нехватку денег не только столичный метрополитен. В Харькове руководство подземки также убеждает власти в необходимости поднять тариф, так как денег, по их словам, едва хватает. Больших дотаций из бюджета у них нет, уверили «ПіК України» в пресс-службе харьковского метрополитена. А выживать удается за счет экономии и доходов от не основной деятельности – той же рекламы и сдачи в аренду торговых площадей. Причем рекламой Харьковский метрополитен занимается самостоятельно, без помощи частных компаний.
Понятно, что киевляне будут платить за метро больше. Важно, чтобы они понимали, какие выгоды от этого получат. По словам Мирошникова, киевляне получат повышение качества услуг. Однако в чем именно это будет заключатся – похоже, секрет. По крайней мере, конкретизировать, кроме повышения зарплат работникам, руководство метрополитена затруднилось.
Источник: ПіК України, 23.10.08
Автор: Данил Билык
З.Ы. И такие статье публикуют на оф. сайте.