Двадцать седьмого декабря исполнится 4 года, как не стало министра транспорта Георгия Кирпы, покончившего с собой (или убитого?) в 2004 г.
[left]
http://www.segodnya.ua/img/ui/_e55efa49 ... ff472c.jpg[/left]Кирпа был неоднозначной, но, несомненно, сильной личностью, со стратегическими далеко идущими планами развития транспортной отрасли Украины. За 2,5 года, которые Кирпа провел в кресле министра, он многое успел сделать: запустить скоростные поезда из Киева в Харьков и Днепропетровск, реконструировать несколько десятков крупных и небольших вокзалов, возродить украинское тепловозостроение и даже обустроить остров Змеиный и погранпост на косе Тузла. Увы, Кирпа ушел от нас, оставив после себя ряд незавершенных мега-проектов.
Наш рассказ о судьбе четырех из них, по разным причинам ставших долгостроями: это автобан Киев—Одесса, канал Дунай—Черное море, автомобильно-железнодорожный мост через Днепр и Дарницкий вокзал на Левобережье в Киеве. «Сегодня» побывала на этих объектах, дабы воочию увидеть положение дел и сравнить «планов громадье» с «реаліями сьогодення».
Хуже всего ситуация с мостом и вокзалом: неоднократно объявленные сроки ввода их в эксплуатацию (так, например, поезда должны были пойти по мосту еще 9 месяцев назад) в очередной раз сорваны. Но если есть надежды, что мост рано или поздно достроят, то гигантский железнодорожный вокзал на Левом берегу столицы, похоже, попросту никому не нужен.
Мост через Днепр — ждем до 2012 года
Длина пролетов — 1066 м, двухпутная железнодорожная колея, шесть полос автодороги, наконец — просто изящное архитектурное сооружение, протянувшееся между берегами Днепра. Всё это сокращенно именуется ЖДАМ (железнодорожно-автомобильный мостовой переход), который киевляне прозвали «мост имени Кирпы». С тех пор, как в дно Днепра была забита первая 40-метровая свая под будущие опоры, прошло более четырех лет, а мост и по-прежнему недостроен. К сожалению, сыграли свою негативную роль смена власти с «кучмовской» на «помаранчевую» и банальная спешка.
2005 год, июль. Возводят опоры для нового моста, а левее - действующий железнодорожный и наплавной
Напомним: заказчиком проектирования и строительства моста выступила Юго-Западная железная дорога (ЮЗЖД). Правительство Виктора Януковича привлекло под это $700-миллионный кредит Дойчебанка. В декабре 2004 года Кирпа погиб, а уже в марте 2005 года новое («помаранчевое») руководство Минтранса заявило о нецелевом использовании части кредита (читай: «бело-голубые» потратили эти деньги на выборы) и до выяснения, кто виноват, приостановили строительство. Но расследование окончилось ничем. А когда возвели семь опор моста из 17-ти, оказалось, что проектировщики ошиблись в 10 раз, рассчитывая, сколько нужно заложить металлической арматуры в железобетон «быков». Долго думали, как поступить: сносить опоры и строить новые или укреплять — наконец, заручившись поддержкой ученых из Академии наук, решили укреплять. На исправление халтуры почти полгода и 3 млн. гривен. Остальные 10 опор изготовили уже по откорректированному проекту.
Подъезды для машин не готовы
Начальник ЮЗЖД Алексей Кривопишин сообщил «Сегодня»: ввод моста в эксплуатацию намечен на 2012 год, хотя первоначальные планы предусматривали 2007-й, потом март 2008-го. Выходит, что миллиону киевских автомобилистов и сотням тысяч приезжих водителей придется мучиться в пробках на днепровских мостах еще 4 года. А, возможно, и больше. «С ноября опять приостановили финансирование из госбюджета, видно не очень нужен этот объект стране», — сказал нам Кривопишин. И с горечью добавил: «Эх, был бы жив Кирпа — давно бы уже ездили по мосту и поезда, и автомобили».
2008 год, ноябрь. По мосту "имени Кирпы" пошли пробные поезда. Для машин обещают открыть в 2012 году
Тем временем ЖДАМ дорожает на глазах: если в 2004-м он стоил 3,9 млрд. гривен, то ныне — более 9 млрд. По словам Кривопишина, строители освоили примерно половину этих денег. Сегодня на мосту практически завершены работы по монтажу пролетных строений, осталось менее 100 м — и сомкнется правый берег с левым. К концу декабря все же планируют открыть рабочее движение поездов, что позволит подавать на платформах тяжелую технику для прокладки автомобильной части моста, строить подъездные дороги