Ураган троллейбусных писем
[
Валентина СИМКОВИЧ, Татьяна МАМАЛЫГА | «Киевские ведомости» 21-02-2008 ]
Болезненным, однако, фактором оказались южмашевские троллейбусы для столичных транспортников. В прошлую субботу [16-02-2008, статьи на сайте нет] мы сообщили, что эти еще работающие машины собираются списать и порезать на металлолом, поскольку киевские власти теперь любят исключительно низкопольные ЛАЗы. И вот реакция
В ДЕПО СОБИРАЛИ ПОДПИСИ
«Статья «Расправа над южмашевским троллейбусом» рассмотрена на собрании работников троллейбусного депо №3. Позиция г-на Вильковича А. А. (инженер, ветеран электротранспорта, который и поведал «Ведомостям» историю о списании южмашевских троллейбусов. — Прим. ред.) является его личной точкой зрения, которую он со специалистами и руководством депо не согласовывал.
Выступавшие на собрании не соглашаются с суждениями г-на Вильковича и своими личными подписями это засвидетельствовали (три листа с ксерокопиями 69 подписей, в том числе и таких специалистов, как маляры, приложены к письму. — Прим. ред.).
Специалисты депо не согласны с тем, чтобы троллейбусы ЮМЗ Т2 эксплуатировались свыше установленного руководящими документами срока — 10 лет. Ведь элементы кузова и рамы первых, полученных в 1996 году троллейбусов, в значительной степени разрушены коррозией, поскольку южмашевский производитель не сделал достаточной защиты. К тому же указанный тип троллейбуса на сегодня является морально устаревшим, изготовленным по технической документации 60-х годов прошлого века.
Технические его параметры по сравнению с современными троллейбусами, к которым принадлежит ЛАЗ Е-183D1, значительно хуже: его система управления тяговым электродвигателем потребляет электроэнергии на 30—40% больше, вспомогательные электродвигатели постоянного тока менее надежны и требуют больше времени на техническое обслуживание, чем двигатели переменного тока, что устанавливаются на последних моделях. На троллейбусе не предусмотрена система диагностики электрооборудования.
По комфортности для пассажиров и дизайну общего вида этот троллейбус не идет ни в какое сравнение с троллейбусом ЛАЗ Е-183D».
Словом, коллектив депо просит нас «опровергнуть предыдущую публикацию, которая отражает взгляд только одного человека». Сам коллектив и директор депо Иван Петренко, подписавший это официальное письмо, выступают за «современные надежные в эксплуатации троллейбусы», то есть ЛАЗы.
В «КИЕВПАССТРАНСЕ» ИСКАЛИ ЛОББИСТОВ
Второе официальное письмо пришло к нам из «Киевпасстранса» за подписью главного инженера Ю. П. Бомбандьорова. К доводам специалистов депо Юрий Петрович добавил, что высота пола южмашевского троллейбуса (780 мм) более чем вдвое превышает аналогичный параметр ЛАЗа (360мм).
«На балансе КП «Киевпасстранс», — пишет нам главный инженер, — сейчас находится 90 единиц троллейбусов типа ЮМЗ Т2, из них 71 единица эксплуатируется более 5 лет, а 14 единиц — более 10 лет. Согласно требованиям Стандарта Госжилкоммунхоза, установленный срок службы троллейбуса — 10 лет. Списание и выбраковка проводится не по окончании установленного срока, а исключительно в случае невозможности возобновления их работоспособности или при полном разрушении.
Специалисты «Киевпасстранса» определили ремонтно-пригодные модели. К ним относятся 14ТР «Шкода», по которым выполнено 77 капитальных ремонтов с продлением срока эксплуатации не менее 7 лет. Троллейбусы типа ЮМЗ Т2 не относятся к ремонтно-пригодным — из-за коррозии кузова и рамы.
Производитель троллейбусов ЮМЗ Т2 не предложил качественно новых моделей, отвечающих современным требованиям. Поэтому статья носит характер лоббирования интересов производителя троллейбусов типа ЮМЗ Т2»
Вот так уважаемый г-н Бомбандьоров записал нас в лоббисты. И ошибся он лишь в том, что лоббируем мы интересы не производителей троллейбусов-трамваев-автобусов, а интересы пассажиров. И тут у нас остаются вопросы к транспортным руководителям.
ДУШЕГУБКА ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ
Неужто «Киевпасстранс» уже забыл жаркое лето-2007 и доводящую до обмороков духоту в этих самых «комфортных» ЛАЗах? Кондиционеров нет, на весь длиннющий салон предусмотрено всего четыре малюсеньких фрамуги — и это, по-вашему, дорогие начальнички, современный транспорт?! Помнится, летом киевпасстрансовское начальство тоже писало нам официальные ответы — мол, установим кондиционеры. Где они, дорогой вы наш г-н Бомбандьоров? Ведь Киев продолжает закупать эти троллейбусы-душегубки — так кого же лоббирует «Киевпасстранс»?
В Украине три производителя троллейбусов. Кроме ЛАЗа и «Южмаша», прекрасные троллейбусы выпускает Киевский авиазавод. Его троллейбусы обкатывались у нас, понравились киевлянам и при прежнем мэре делали ставку именно на них — ведь у них срок службы вдвое больше, чем у тех же южмашевских, и не ржавеют, ибо сделаны по авиационным технологиям.
Почему Киев отказался от них: потому что дороже (за счет высоких технологий) или потому что ЛАЗ кому-то приглянулся?
Но дело даже не в том, чью модель выбирать, а в том, что сейчас в Киеве троллейбусов вообще, не хватает. Вон, 14-й маршрут до Ботсада ходит раз в 20–30 минут. «Киевпасстрансу» уже не стыдно даже писать такой интервал на табло. И это в центре, на Печерске! Так зачем же списывать, резать машины, которые еще могут поездить, кому это выгодно — вот в чем вопрос. Южмашевцы ведь составляют 20% киевского троллейбусного парка.
И последнее. В той публикации от 16 февраля, которая подняла депо на сбор подписей, а г-на Бомбандьорова на обвинения в адрес «Ведомостей», был также рассказ о том, что в «проклятые» советские годы троллейбусы ходили, как метро — с интервалом в полторы минуты. Интересно, господа транспортные начальники, почему на это вы нам ответа не дали, почему не сообщаете, когда снова так будет? Пусть такой интервал движения выдерживают исключительно ЛАЗы (но с кондиционерами) — мы не против.
КОММЕНТАРИЙ ДЛЯ «КВ»
«Южмашевцы» смогут ездить еще 10 лет
Раз нет в Киеве «троллейбусного консенсуса», «ВЕДОМОСТИ» решили подняться на уровень выше и узнать, что думают об этом в Министерстве по вопросам ЖКХ, где есть отдел городского электротранспорта.
С его начальником Владимиром ВИРЧЕНКО мы и беседовали.
— Если говорить о троллейбусах ЮМЗ Т2, то там электроэнергия греет окружающую среду, — сказал нам Владимир Васильевич. — Но у этой марки есть и свой позитив. За 17 лет его эксплуатации этот троллейбус хорошо отработан. Конечно, модель вчерашняя, сегодня «Южмаш» уже идет другим путем и делает троллейбусы с низким полом.
При одних и тех же габаритах ЛАЗы используют на 30% меньше электроэнергии. Цена машин практически одинаковая. ЛАЗы приспособлены к перевозке людей с ограниченными физическими возможностями. У этих троллейбусов выше эксплуатационная скорость.
Мы должны менять транспортную инфраструктуру так, чтобы ею могли пользоваться инвалиды. Сегодня использование электроэнергии — критерий независимости страны, поэтому энерго-эффективные модели должны быть впереди.
Я считаю, что ЮМЗ Т2 нужно постепенно менять на более современные.
— Но каким образом менять: резать на металлолом?
— Пускай они живут, доживают свое время. Наверное, целесообразно тратить деньги на капитальные ремонты, поскольку сегодня размеры финансирования не позволяют закупить необходимое количество машин. Кроме того, нужен еще и переходной период, чтобы начали работать люди, которые осваивали бы новые электронные системы.
— А сколько еще смогут ЮМЗ Т2 поездить?
— Еще лет 10 они смогут выполнять свои функции. Естественно, с ремонтами.
— То есть, резать их на металлолом еще рано?
— Ну, если бы мы были более богатой страной и могли бы сразу купить необходимое количество новых машин, то можно было бы и резать. Возможно, для Киева, который в финансовом плане сильно отличается от других регионов, правильным путем было бы продать их по небольшой цене и закупить новые. Но в целом по Украине они должны работать до тех пор, пока не придут другие на замену.