Ташкент
Добавлено: 24 янв 2008, 14:02
Подземное чудо
http://www.press-uz.info/index.php?titl ... &my=012008
18.01.2008/18:13
Сейчас, особенно молодые ташкентцы не воспринимают метро каким-либо чудом. Для них это, хоть и надежный, быстрый, комфортабельный, но все же один из видов городского транспорта. Более того, в сознании юношей и девушек, родившихся в годы независимости, прочно укоренилась мысль, что подземка в Ташкенте была всегда. И только люди постарше хорошее помнят, что днем рождения этого уникального, единственного в Центральной Азии сооружения является 6 ноября 1977 года. Надо отметить, что потребность в метрополитене столица Узбекистана начала испытывать уже в 1963 году, когда население города перевалило за один миллион человек. Решение о проектировании и строительстве ташкентского метро руководство республики приняло в 1967 году. Но в силу различных объективных, а порой и субъективных, причин этот проект Союзным правительством был утвержден лишь четыре года спустя. И, безусловно, тогда в 1971 году всем узбекистанцам был преподнесен бесценный подарок.
Конечно, в 1977 году ташкентское метро не было таким протяженным и разветвленным как в наши дни. Первая линия проходила от станции «Сабир Рахимов» до станции «Амир Темур». Вторая, «Амир Темур» - «Буюк ипак йули» вступила в строй в 1980 году. Спустя четыре года жители Ташкента и гости столицы смогли пользоваться линией «Алишер Навои» - «Ташкент», в 1987 году, линией «Ташкент» - «Чкалов», в 1989 году, линией «Алишер Навои» - «Чор-Су». В 1991 году поезда отправились по линии «Чор-Су» - «Беруни, а в сентябре этого года свое семилетие отметит линия «Минг Урик» - «Хабиб Абдуллаев». На сегодняшний день протяженность ташкентского метро составляет 39 с половиной километров.
В проектировании станций ташкентского метро участвовали знаменитые архитекторы, художники и скульпторы. Опираясь на многовековые традиции национального зодчества, они смогли отразить все многообразие узбекской архитектуры. Их стараниями и талантом Ташкентский метрополитен по праву носит имя одного из красивейших в мире.
Ташкентская подземка также считается и уникальным, не имеющим аналогов сооружением. Например, это единственный, действующий метрополитен, устойчиво работающий в зоне высокой сейсмичности. Его сооружения проходят под землей от 8 до 25 метров глубиною, построены очень прочно и способны выдержать землетрясения до 9 баллов по шкале Рихтера. Учтен был и очень жаркий климат Узбекистана. Так, специальные устройства (адиабатическая система вентиляции и охлаждения воздуха) очищая и увлажняя воздух, создают и поддерживают комфортные условия для пассажиров даже в самые знойные дни.
После распада СССР многие сомневались, сможет ли Узбекистан в одиночку содержать свой метрополитен. Но ташкентское метро не только не пришло в упадок (кстати, оно считается одним из самых чистых в мире), но и смогло значительно расшириться.
В настоящее время Ташкентский метрополитен ежедневно оказывает услуги более 300 000 пассажирам. Перевозочная возможность его составляет 1 миллион 300 тысяч человек в сутки. Если за первые пять лет количество перевезенных пассажиров составляло 270 миллионов человек, то на сегодняшний день этот показатель достиг 3,5 миллиарда пассажиров. На «Чиланзарской», «Узбекистанской» и «Юнусабадской» линиях в один день действуют 40 поездов, которые совершают около 950 рейсов.
Как известно - совершенству придела нет. Вот и ташкентское метро не собирается останавливаться на достигнутом. На сегодняшний день подготовлены проекты строительства участков «Х.Абдуллаева» - «Туркистон» и «Минг Урик» - «Южний Вокзал» Юнусабадской линии. Технически и экономически обоснован проект 13-километровой линии «Сергели» - «Ипподром». Эта линия будет строиться с пересадкой со станции «Чоштепа» на станцию «С.Рахимова» и таким образом свяжутся все линии метрополитена. Также будет построено электродепо Сергелийской линии и общее количество электродепо составит четыре. По генеральному проекту запланировано довести протяженность линий метро до 70 километров, а численность станций увеличить с 29 уже имеющихся до, 60-ти.
За свою 30-ти летнюю историю Ташкентский метрополитен стал одной из основных достопримечательностей столицы. Для гостей города наша подземка это не только средство для передвижения, но и то место, которое обязательно необходимо посетить, чтобы получить чисто эстетическое удовольствие. И далеко не случайно, что, находясь в Узбекистане с визитами, многие государственные и политические деятели такие как король Испании, президенты Турции и Ирана, главы государств Кубы, Судана, Малайзии, Болгарии, Лаоса, Польши, Кампучии, Афганистана, Германии, Индии, Йемена считали своим долгом спуститься в ташкентское метро, дабы своими глазами увидеть это «подземное чудо».
Автор: Шоиноят Шоабдурахимов, директор музея Ташкентского метрополитена
http://www.press-uz.info/index.php?titl ... &my=012008
18.01.2008/18:13
Сейчас, особенно молодые ташкентцы не воспринимают метро каким-либо чудом. Для них это, хоть и надежный, быстрый, комфортабельный, но все же один из видов городского транспорта. Более того, в сознании юношей и девушек, родившихся в годы независимости, прочно укоренилась мысль, что подземка в Ташкенте была всегда. И только люди постарше хорошее помнят, что днем рождения этого уникального, единственного в Центральной Азии сооружения является 6 ноября 1977 года. Надо отметить, что потребность в метрополитене столица Узбекистана начала испытывать уже в 1963 году, когда население города перевалило за один миллион человек. Решение о проектировании и строительстве ташкентского метро руководство республики приняло в 1967 году. Но в силу различных объективных, а порой и субъективных, причин этот проект Союзным правительством был утвержден лишь четыре года спустя. И, безусловно, тогда в 1971 году всем узбекистанцам был преподнесен бесценный подарок.
Конечно, в 1977 году ташкентское метро не было таким протяженным и разветвленным как в наши дни. Первая линия проходила от станции «Сабир Рахимов» до станции «Амир Темур». Вторая, «Амир Темур» - «Буюк ипак йули» вступила в строй в 1980 году. Спустя четыре года жители Ташкента и гости столицы смогли пользоваться линией «Алишер Навои» - «Ташкент», в 1987 году, линией «Ташкент» - «Чкалов», в 1989 году, линией «Алишер Навои» - «Чор-Су». В 1991 году поезда отправились по линии «Чор-Су» - «Беруни, а в сентябре этого года свое семилетие отметит линия «Минг Урик» - «Хабиб Абдуллаев». На сегодняшний день протяженность ташкентского метро составляет 39 с половиной километров.
В проектировании станций ташкентского метро участвовали знаменитые архитекторы, художники и скульпторы. Опираясь на многовековые традиции национального зодчества, они смогли отразить все многообразие узбекской архитектуры. Их стараниями и талантом Ташкентский метрополитен по праву носит имя одного из красивейших в мире.
Ташкентская подземка также считается и уникальным, не имеющим аналогов сооружением. Например, это единственный, действующий метрополитен, устойчиво работающий в зоне высокой сейсмичности. Его сооружения проходят под землей от 8 до 25 метров глубиною, построены очень прочно и способны выдержать землетрясения до 9 баллов по шкале Рихтера. Учтен был и очень жаркий климат Узбекистана. Так, специальные устройства (адиабатическая система вентиляции и охлаждения воздуха) очищая и увлажняя воздух, создают и поддерживают комфортные условия для пассажиров даже в самые знойные дни.
После распада СССР многие сомневались, сможет ли Узбекистан в одиночку содержать свой метрополитен. Но ташкентское метро не только не пришло в упадок (кстати, оно считается одним из самых чистых в мире), но и смогло значительно расшириться.
В настоящее время Ташкентский метрополитен ежедневно оказывает услуги более 300 000 пассажирам. Перевозочная возможность его составляет 1 миллион 300 тысяч человек в сутки. Если за первые пять лет количество перевезенных пассажиров составляло 270 миллионов человек, то на сегодняшний день этот показатель достиг 3,5 миллиарда пассажиров. На «Чиланзарской», «Узбекистанской» и «Юнусабадской» линиях в один день действуют 40 поездов, которые совершают около 950 рейсов.
Как известно - совершенству придела нет. Вот и ташкентское метро не собирается останавливаться на достигнутом. На сегодняшний день подготовлены проекты строительства участков «Х.Абдуллаева» - «Туркистон» и «Минг Урик» - «Южний Вокзал» Юнусабадской линии. Технически и экономически обоснован проект 13-километровой линии «Сергели» - «Ипподром». Эта линия будет строиться с пересадкой со станции «Чоштепа» на станцию «С.Рахимова» и таким образом свяжутся все линии метрополитена. Также будет построено электродепо Сергелийской линии и общее количество электродепо составит четыре. По генеральному проекту запланировано довести протяженность линий метро до 70 километров, а численность станций увеличить с 29 уже имеющихся до, 60-ти.
За свою 30-ти летнюю историю Ташкентский метрополитен стал одной из основных достопримечательностей столицы. Для гостей города наша подземка это не только средство для передвижения, но и то место, которое обязательно необходимо посетить, чтобы получить чисто эстетическое удовольствие. И далеко не случайно, что, находясь в Узбекистане с визитами, многие государственные и политические деятели такие как король Испании, президенты Турции и Ирана, главы государств Кубы, Судана, Малайзии, Болгарии, Лаоса, Польши, Кампучии, Афганистана, Германии, Индии, Йемена считали своим долгом спуститься в ташкентское метро, дабы своими глазами увидеть это «подземное чудо».
Автор: Шоиноят Шоабдурахимов, директор музея Ташкентского метрополитена