Заключение по аварии на строительстве станции метро «Демеевская»
[22 февраля 2006, 19:02]
HTH | Вчасно
Сегодня экспертная комиссия назвала виновных в том, что в конце прошлого месяца на строительстве станции метро «Демеевская» упал 500-тонный подъёмный кран.
Специалисты вины ни метростроевцев, ни проектировщиков не выявили. Говорят,
аварию вызвало случайное совпадение техногенных и естественных факторов - подземных вод и морозов.
Напомним, что в конце января на проспекте 40-летия Октября, где ведется строительство новой станции метро, в котлован упал многотонный кран. На 25 метров в сторону отлетела стена, которая ограждала стройплощадку. Сломались специальные крепления из металлических труб, которые поддерживали бетонные стены в котловане.
Обошлось без жертв: хотя в кабине сломанной машины находился крановщик, но он не пострадал. Из-за аварии были повреждены коммуникации, проложенные под землей, и почти на неделю ограничено движение транспорта на проспекте.
Объясняли: чтобы не просел асфальт на дороге. Пережив первый шок, метростроевцы говорили, что подобного случая в их практике еще не было.
Средства массовой информации выдвигали версии о том, что 500-тонный кран упал в результате взрыва или из-за плавуна, который сдвинул его с места. Пока комиссия, в состав которой вошли научные работники, архитекторы и метростроевцы проводила расследование причин аварии, метростроевцы разбирали кран и ждали. Не прошло и трех недель, как комиссия отработала официальную версию аварии.
Владимир Петренко, глава правления «Киевметрострой»: «Сошлись на том, что наложились несколько чрезвычайных моментов, которые и спровоцировали ситуацию. Первое – это подземные воды, которые аккумулированы в этом месте, - подземная речка и водопровод под давлением в 10 атмосфер, проложенный еще в 60-е годы. И здесь была проложенная линия
9 и 10 маршрутов трамвая. Это блуждающие потоки, которые действуют на металл. Очевидно, еще свищи появились, которые добавили давление на стену».
К техногенным факторам, говорят метростроевцы, прибавился естественный - 20-градусные морозы. Земля, промерзшая более чем на метр, и давление на стену возросло. Ситуация напоминала эффект бутылки с водой, которая замерзла. Взрыв, который произошел в результате промерзания стены, мол, и вызвал падение крана.
Владимир Петренко, глава правления «Киевметрострой»: «Обвинять своих работников я не имею права как инженер с опытом, так как все было выполнено на высоком уровне. Сказать, что проектировщики ошиблись, я также не могу, так как стена, которая была на противоположной стороне, осталась целой».
Главный метростроевец говорит, что эта авария стала для него полной неожиданностью. Ведь тот день, около 8 утра он лично побывал на объекте. Но ничего, что могло бы насторожить, не заметил. А 2,5 часа спустя он узнал об аварии.
При этом Владимир Петренко не лишен оптимизма: говорит, хорошо, что авария произошла именно в этом месте. Если бы это было на следующей, «Голосеевской» станции, все могло бы закончиться намного хуже. Ведь она будет находиться близ домов, которые имеют недостатки в работе лифтов. Если бы
взрыв произошел там, могли бы пострадать не только подземные коммуникации, но и жители.
Тем временем жизнь на проспекте 40-летия Октября бурлит. Сломанный кран убрали. Метростроевцы продолжают строить станцию. Восстановлено полноценное движение общественного и легкового транспорта.
Кстати, авария, уверяют метростроевцы, не приостановит строительство станции. Не взирая даже на то, что участок, где обрушился кран, сейчас законсервировали в ожидании проекта восстановления разрушенной стены.
«Демеевскую», а вместе с ней и две другие – «Голосеевскую» и «Васильковскую» планируют сдать в эксплуатацию через два года. // Ирина Романова, Сергей Титенко, НТН.
http://ntn.tv/ru/news/ukraine/06/02/221902.html