Юрий Градов: «Мы не первая жертва — институты захватывают по всей стране»
[
Юрий Зубченко | Цензор.нет, 16-10-2015 ]
Институт Укрметротоннельпроект до последнего времени был известен только узкому кругу специалистов, которые занимаются подземными коммуникациями. Еще многие слышали о принципиальном решении трудового коллектива института прекратить сотрудничество с заказчиками по строительству Московского метрополитена после агрессии России. Все. Но за последний месяц проектное учреждение уверенно фигурирует в новостях.
То сообщается о попытке вывезти архивы с государственными тайнами, то рассказывают о том, что здания института в престижном районе столицы заложили в банке за 5 млн гривен, чтобы передать под застройку очень дорогие участки. Чтобы разобраться в ситуации и расставить точки над і, мы обратились к заместителю директора по экономике Юрию Градову.
— Какая сейчас ситуация на предприятии?
— На сегодняшний день институт "Укрметротоннельпроект" находится практически на осадном положении. Сотрудники предприятия и администрация вместе приняли решение бороться за институт и не дать его уничтожить.
Институт "Укрметротоннельпроект" занимается проектированием метро, тоннелей, всех подземных коммуникаций. Все киевское метро спроектировано нашими специалистами. А также метро в Москве, метро в Софии, Праге и Варшаве. Но сейчас оказалось важно, что здания института расположены в историческом центре столицы. Здесь очень дорогая земля и практически нет свободных участков. Это приманка для многих.
— Как у института с заказами — он сейчас востребован?
— Ситуацию нельзя назвать простой. До 2013 года институт был загружен по двум направлениям. Практически 70% работы делались для проектирования метрополитена в Москве. Второе направление — работа для киевского метро. С 2001 года столица вводила в эксплуатацию в среднем одну станцию в год. По Киеву в 2013 году сдали станцию метро "Теремки" и работа над проектами была приостановлена. В то же время после начала российской агрессии директор института Попович, патриот Украины, принял волевое решение прекратить любое сотрудничество с московскими заказчиками. Разорвать все контракты. Решение поддержал коллектив, мы не видели тут других вариантов, но фактически потеряли основной объем работ.
С заказами сложно — за последние два года в Украине для нас не было работы. Практически ничего не строилось, подземная инфраструктура не развивалась. Был ряд небольших заказов, но их не хватало. Перспективы есть. Мы проводили переговоры в Казахстане, в Италии, Франции и Испании. Не все получается сразу, где-то есть прогресс, где-то пока на паузе. Договорились о нашем участии в строительстве метрополитена в Баку, там очень хороший контракт, его перенесли, но наше участие там неоспоримо. В самом Киеве глава КГГА Виталий Кличко принял решение развивать метро на Троещину. Нашлись инвесторы, которые готовы вкладывать средства. И есть вероятность, что уже в этом году начнется корректировка проекта по станции метро "Радужная" — первая станция, которая будет за Подольским мостом. Будет проведен тендер, в котором примем участие мы, еще одна киевская компания, 95% акций которой принадлежат России и европейские проектировщики. Но кто бы ни выиграл тендер, он все равно будет обращаться к нам для работы с архивом. Он уникален, и в открытом доступе этих материалов о проектах подземных коммуникаций в Киеве нет.
— Вы упомянули архив вашего института. На днях в некоторых интернет-изданиях появлялась информация, о том, что отключили сигнализацию, а этот архив чуть не вынесли из института?
— Это ложь. Такого просто не могло случиться. Что значит — отключили сигнализацию и пытались вынести? Институт вообще является режимным объектом. У нас есть спецотдел, который подчиняется напрямую Службе Безопасности Украины. Есть своя охрана, сигнализация — все очень серьезно. Архивы под замками, под печатями. Вынести невозможно. Туда даже попасть никто в одиночку не сможет. Чтобы открыть наши архивы, нужно одновременно присутствие двух уполномоченных на это лиц - работник с соответствующим допуском и начальник профильного отдела. Один человек просто не сможет его открыть — так предусмотрено установленной системой безопасности. То есть похитить архив института не так просто, как написать об этом в интернете. В последнее время очень много негативной и не имеющей никакого отношения к действительности информации поступило.
— Помимо этого была новость о том, что руководство заложило здания института в каком-то банке за 5 млн гривен, чтобы потом отдать землю за эту смешную цену в нужные руки.
— Эта новость тоже проходит по категории чистого вымысла. Мы не можем заложить здания института в банке. И землю не можем заложить. Нам ничего из этого не принадлежит и никогда не принадлежало — земля и помещения находятся в коммунальной собственности киевской громады. Так что ни один банк с нами не стал бы вести переговоры, потому что мы не собственники. Зданиями мы можем только управлять. То есть все, кто хотя бы немного в курсе ситуации, понимают, что это просто фантастические истории кто-то выдумывает про нас. Хотят дискредитировать руководство института, рассказать, что мы тут занимались грабежом и бандитизмом.
— По вашему мнению, кто и зачем распространяет эту информацию?
— Расскажу, как все началось, чтобы видна была вся картина. Месяца два назад на сайте Министерства регионального развития, которому мы подчиняемся, появилось сообщение о том, что на ряде предприятий были допущены нарушения, которые выявила проверка министерства. В том числе и у нас. Мы не придали этому особого значения, наверное, зря. Последняя министерская проверка, которая проводилась на нашем предприятии, была еще в феврале и каких-либо существенных нарушений не выявила. Кроме того нас проверяли не раз другие службы, включая прокуратуру и КРУ. Тоже, существенных нарушений не выявили. Но буквально через неделю у нас начались массовые проверки. Первым со встречной проверкой зашло КРУ, проверяли материалы по проектированию как раз ветки метро на Троещину, по которой в ближайшее время будет тендер. Работы велись с 2005 по 2010 год. Ревизия ничего не выявила, но после этого пришла комплексная проверка, которая начала изучать всю нашу деятельность с 2005 года по сегодняшний день.
Сказали, что работают по жалобам граждан. Вот такая была формулировка у них. Вместе с ними пришла проверка из министерства — финмониторинг. То есть месяц нам вообще не дают работать. Мы заняты исключительно тем, что даем ответы на запросы, проводим ревизии, инвентаризации, показываем документы.
Можно сказать, нас кошмарят по полной программе. И нам постоянно пытаются вменить в вину, что мы что-то скрываем, чего-то не даем, ставят сроки сегодня на вчера и нагоняют новые проверки. Все службы приходят, арестовали счета, мы не можем заплатить за свет, за другие коммунальные услуги, рассчитаться с работниками.
Есть предположение, что нас пытаются подвести к черте, за которой мы не выдержим. И либо институт будет закрыт, либо это сделает уже новое руководство института.
Есть несколько версий происходящего. Первое — цель этих акций поменять руководство института. Строительство ветки метро на Троещину достаточно крупный проект с доступом к бюджетным деньгам. Это выгодный контракт. На нем можно хорошо заработать. И для работы схем кому-то нужен управляемый и послушный директор нашего предприятия. С нами договариваться не рискнули, решили поставить своего человека. Второе — земля. Исторический центр города, земля стоит здесь очень дорого. Стоимость наших зданий на фоне цены участка вообще не играет никакой роли. Подконтрольное руководство института может сыграть свою роль в сценарии, по которому здания выведут из оборота как аварийные. Институт куда-то переведут, а здания снесут. И тогда появится возможность торговать освободившейся землей. Эта версия выглядит самой правдоподобной. И нужного человека на управление институтом уже завели. Это новый заместитель директора Наталья Гойло — бывший продавец в супермаркете и работник бригады "Макдональдс".
— Каким образом?
— Завели человека, про которого можно сказать, что это Фунт. Зиц-председатель из книги Ильфа и Петрова. Человек, который за всю свою жизнь никогда не занимался административной работой и никакого отношения к нашей специализации не имеет.
— Как можно провести человека без опыта и подготовки в руководство предприятием?
— Вся администрация, которая когда-либо работала в нашем институте, проходила строжайший многоступенчатый отбор. Директор у нас заслуженный метростроевец, он построил 12 километров туннелей. Как можно поручить подземные объекты пятой категории опасности неспециалисту? За что он сможет отвечать? Тут нужны знания и опыт. У нас чтобы инженеру первой категории подняться на одну ступеньку и стать ведущим инженером. требуется минимум три года работы. Каждая ступенька — три года. Чтобы полностью изучить свою сферу ответственности, чтобы во всем разбираться. То есть все наши замы, главный инженер — все с профильной специализацией.
29 сентября наш коллектив пригласили в министерство. Перед нами выступил начальник управления подведомственными организациями, произнес красивую речь о том, как будут помогать институту выйти из кризиса. Нарисовал красивые перспективы и представил нового заместителя директора — Наталью Гойло. Сказал, что она опытный специалист и кризисный менеджер и будет временно исполнять обязанности директора. Коллектив воспринял сообщение нормально — мы доверяли министерству и считали, что нам прислали опытного специалиста. Но когда специалист пришел оформляться, мы увидели его трудовую книжку и имели возможность пообщаться с этим кризисным менеджером. Который ничего не знает об администрировании вообще и о нашей специфике в частности. Вот тогда и появилась версия о зиц-председателе.
Мы предложили Наталье Николаевне собрать коллектив и рассказать о перспективах работы института. Она, естественно, отказалась. Видимо, потому что сказать ей по этой теме было нечего. Коллектив собрался отдельно в кабинете главного инженера, куда Наталью Николаевну тоже пригласили и она пришла. По результатам собрания был составлен протокол, в котором трудовой коллектив выразил недоверие новому заместителю директора. Сотрудники считают, что исполнять обязанности директора, пока тот на больничном, должен главный инженер, который проработал в институте более восемнадцати лет и знает метро вдоль и поперек. Опыт трудовой деятельности Натальи Николаевны не позволяет ей занять должность начальника любого отдела в институте. У нее нет ни одного месяца опыта административной работы. Самый длительный стаж — три года уборщицей.
Поэтому выразили недоверие и сделали обращение к министру, к премьеру, в СБУ — мы все-таки режимный объект и сотрудникам администрации необходим доступ к государственной тайне. У Натальи Николаевны такого доступа нет и не предвидится. Министерство уже отреагировало — на нас давят, требуют передать Гойло печать и уставные документы. Прислали специальную комиссию, а нас ежедневно вызывают на беседы в Минрегионстрой. Думаю, в ближайшее время нас постараются отстранить от работы. Всю администрацию или хотя бы тех, кто активно сопротивляется захвату института. Думаю, Наталью Николаевну после скандала уже не рискнут назначать, но для реализации плана найдут другого человека.
Мы написали несколько обращений своему министру, написали премьеру, обратились к депутатам. Остановить это может только огласка. Так что надеемся на журналистов и премьер-министра, который может все это остановить. Сейчас уже известно, что мы не первый институт, который захватывают с помощью таких зиц-председателей. Только по нашему министерству захватывали институты в Одессе и Днепропетровске, была такая попытка и в отношении института по Леси Украинки в Киеве. Это большой процесс и мы далеко не первая жертва из списка. Но огласка им мешает.