[ Сергей Одаренко | «Газета по-киевски» 24-11-2009 01:35 ]
Плавкран построен специально для возведения Подольско-Воскресенского перехода. Подсчитали, что такая махина позволит сэкономить уйму времени и денег. Плавучий кран разработан проектным центром и технической службой завода «Ленкузня» под руководством зам. гендиректора по подготовке производства – главного конструктора Сергея Белозубенко, и начальника центра Евгения Журавлева. Этот уникальный механизм способен за раз поднять груз, равный по весу 600 легковым автомобилям, дюжине тысяч мешков картошки или полутора киевским монументам «Родина-мать». Такая грузоподъемность нужна для водружения мостовых балок на высоту до 75 метров. Когда стрела крана поднята максимально вверх, под ней свободно могут поместиться две статуи Свободы, поставленные одна на другую.
– Вообще-то речных кранов полно, вот только никто до нас не строил их для возведения мостов, – рассказывает Сергей Белозубенко. – Обычный речной плавкран способен поднять 100-150 тонн, а наш – в шесть раз больше.
Нам его заказала компания «СМК «Планета-Мост» специально для возведения Подольско-Воскресенского мостового перехода. В сентябре мы провели испытания и передали его заказчику. Однако, поскольку деньги на строительство моста сейчас не выделяются, кран продолжает стоять у нас в гавани. Пока плату за простой не берем, а там – посмотрим.
По словам главного конструктора, киевский кран – единственный в своем роде на всю Европу. Поэтому и аналогов для него изначально не было. Данные в основном черпали из научных публикаций, что-то из интернета... А в остальном полагались исключительно на собственные опыт, знания, инженерное чутье.
Кран «від Сяну до Дону»
Плавкран состоит из трех понтонов: основного и двух вспомогательных (малых). На палубе среднего понтона расположено все оборудование и механизмы, необходимые для подъема груза и работы экипажа.
Вспомогательные понтоны, по размерам соизмеримые с теннисным кортом, призваны обеспечить остойчивость судна при работе. Они могут устанавливаться как в носовом, так и в кормовом положении. Это связано с особенностями мостов – шириной между их опорами, куда кран должен поместиться. Именно в этом главное отличие речного крана от морского.
Морские подъемники уже давно существуют, в том числе и в Украине. И их грузоподъемность куда выше, чем у речных (может достигать 3 тысяч тонн). Однако такие краны не способны работать на реке. Ни один из них просто не «впишется» между опорами моста.
А кроме того, они дают большую осадку, что тоже усложняет работы.
Параметры киевского плавкрана впечатляют и размерами, и нюансами. Его ширина – 16,5 м – легко позволит судну обойти все препятствия на пути, а осадка в 1,4 м позволит ему подойти почти вплотную к любому берегу. При таких показателях плавкран сможет работать «від Сяну до Дону», т. е. на всех крупных реках страны.
Кран сконструирован таким образом, что может поднимать груз как с поверхности воды, так и с берега. А если привлечь водолазов – то и затопленные «артефакты» с речного дна. Если возле берега глубоко, кран способен самостоятельно подойти к берегу и взять груз весом до 400 тонн.
Если же приблизиться к берегу невозможно или нужно поднять что-то потяжелее, для подъемника строится специальный причал-залив с углублением дна. Кроме того, иногда сооружают специальные «быки» на воде, на которых, например, собирают груз. Кран подплывает и сгружает его на себя, а затем с помощью буксиров транспортирует к месту установки.
– Именно возможность строить «с воды» экономит время и деньги, – рассказывает Сергей Белозубенко. – Не нужно заказывать дорогостоящие гидравлические подъемники, к тому же перемещение груза с воды при строительстве моста значительно упрощает многие технические аспекты. Не нужно строить, к примеру, колею для рельсового подъемника.
По словам Сергея Андреевича, в Киеве проектируется еще один новый мост ( к сожалению, пока неизвестно, где именно. – Ред.), причем проектируется он именно под использование этого плавкрана.
Единственный минус киевского речного подъемника – он несамоходный. Передвигается лишь с помощью буксиров. Но если бы кран наделили способностью самостоятельно двигаться, это увеличило бы его стоимость вдвое, говорит главный конструктор. Правда, на вопрос о стоимости своего «детища» Сергей Белозубенко ответить отказался. «Коммерческая тайна», – сказал он.
Кстати, киевский рекорд продержится недолго. Сейчас в Севастополе достраивают речной подъемник с грузоподъемностью 1200 тонн – для строительства моста в Запорожье.
Главный здесь – кранмейстер
Во время испытаний, когда кран поднял бетонные плиты общим весом 680 тонн, стрела крана согнулась на 1,4 м, и казалось, что она вот-вот лопнет. Однако на самом деле все деформации просчитаны и никакой опасности не несут, уверяет Сергей Андреевич. В этот ответственный момент он лично управлял многотонной махиной.
– Тут ведь – как и при испытаниях моста, когда архитектор становится под его пролет. Вот и я, как один из создателей крана, стоял, так сказать, под стрелой, – говорит он.
Управляет краном из рубки, расположенной на верхней палубе, всего один крановщик. А вот работу в целом обеспечивают восемь человек, включая кока. Экипаж состоит из капитана-кранмейстера, боцмана, электромеханика, машиниста крана, двух мотористов-лебедчиков, матроса-стропальщика и кока.
Даже сейчас, когда плавкран простаивает без дела, экипаж постоянно находится на борту судна. С этим без проблем – в жилом блоке расположены две 4-местные каюты, два санузла, общий салон и кухня. Обустройство судна продумано вплоть до полушерстяной обивки мягкой мебели, занавеси и покрывала – из декоративной хлопчатобумажной ткани с огнестойкой пропиткой.
Область применения монтаж мостовых конструкций
Длина габаритная (со стрелой в походном положении) 151 м
Длина корпуса 97,2 м
Ширина габаритная (среднего понтона) 16,5 м
Ширина габаритная в сборе 46,3 м
Высота габаритная (над ватерлинией)
(со стрелой в походном положении) 13,4 м
Осадка в полном грузу 1,4 м
Грузоподъемность крана 680 т
Высота подъема груза 75 м
Водоизмещение при плотности воды 1,005 т/м2 2153 т
Максимальная грузоподъемность разных механизмов и транспортных средств
Спецавтомобили – 100 т
Железнодорожный вагон –120 т
Самолет Ан-225 «Мрия» – 250 т
Плавкран «Ленкузни» – 680 т
Грузовые корабли – 25 000 т
Крупные морские танкеры – 300 000 т