Харьков
Модераторы: dimentiy, Администраторы
Фоторепортажи с новой станции:
https://www.kharkovforum.com/p57201106
https://www.kharkovforum.com/p57207075
https://www.kharkovforum.com/p57201106
https://www.kharkovforum.com/p57207075
Світ на всіх у нас один, ба живемо кожний сам...
And we have just one world, but we live in different ones... © Dire Straits
And we have just one world, but we live in different ones... © Dire Straits
В Харькове раскрыли главный секрет станции метро «Победа»
http://vecherniy.kharkov.ua/news/122727/
6 августа 2016 г.
автор: Олег Столбецов
фото: Михаил Кучнев
В харьковском метро пустили пробный поезд на станцию «Победа».
4 августа в нем проехались чиновники, сотрудники организаций, причастных к строительству, и журналисты.
Станция «Победа» уже практически готова к открытию. Полностью завершена облицовка стен и укладка пола, на своих местах все указатели. Электронные часы на перроне и в вестибюле показывают точное время синхронно с часами на всех остальных станциях. В вестибюле уже установлены автоматы по продаже проездных билетов и карточек, правда, турникетов для прохода пока еще нет. Не смонтировано и оборудование в кабине дежурных по контрольно-пропускному пункту. На перроне бросается в глаза конструкция, аналогов которой нет ни на одной из 29 действующих станций нашего метро. Это прозрачная лифтовая шахта на две параллельные кабины, которыми могут воспользоваться люди с ограниченными возможностями, чтобы попасть с улицы в переход, а из него — прямо на платформу.
Над выходами на перрон со стороны каждого из двух вестибюлей привлекают внимание красочные художественные панно. Их авторы также были приглашены на это торжественное мероприятие.
— Мы вместе с заслуженным художником Украины Игорем Моргуновым работали над ними пять лет, — говорит заслуженный художник Украины Ольга Ерофеева. — Мы хотели, чтобы это было ощущение победы, ощущение радости, поэтому использовали изображение веток сирени, которые жители Харькова в 1945 году вручали возвращавшимся с фронта победителям. И эта идея в какой-то мере реализована. Мы использовали медные пластины, которые покрываются эмалевыми красками и запекаются при температуре 800 с лишним градусов.
В поданный на перрон состав заходят участники мероприятия. «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция — «Алексеевская», — раздается в динамиках, и поезд трогается. Едет он по тоннелю медленно и перегон протяженностью чуть больше километра (расстояние между центрами станций «Победа» и «Алексеевская» — 1019 метров, а от конца перрона «Победы» до начала перрона «Алексеевской» — всего 830 метров) проходит за пять минут. Выйдя на «Алексеевской», все участники пробного рейса пересаживаются в уже поданный встречный поезд. Он идет до «Победы» еще медленнее — за 8 минут, но никого это не смущает — ведь продолжается техническая обкатка только что построенного участка.
— По технологии первая электричка идет со скоростью пять километров в час, потом скорость увеличивается до семи, до десяти, до тридцати км/ч и т.д. К открытию станции все будет работать в штатном режиме. Интервал движения, несмотря на удлинение линии, мы сохраним прежний (в часы пик он составляет 5 минут), так что пассажиры изменений не почувствуют, — объясняет генеральный директор Харьковского метрополитена Вячеслав Стаматин.
СТАНЦИЯ К РАБОТЕ ГОТОВА
Дата официального открытия «Победы» будет согласована с областной госадминистрацией и сообщена дополнительно. Ориентиром является День города.
Вячеслав Стаматин сообщил, что ожидаемый пассажиропоток на этой станции — порядка 50 тысяч пассажиров в день.
— Здесь громадный жилой массив, жители которого раньше садились на маршрутку, ехали в центр или до «Алексеевской» и только потом заходили в метро. Теперь у них будет возможность уезжать на метро прямо от дома. В ближайшие дни мы начнем устанавливать в вестибюлях турникеты, и к открытию станции все будет готово. Все пусконаладочные работы на «Победе» и в тоннелях между ней и соседней «Алексеевской» планируем завершить до 15 августа, — отмечает руководитель подземки.
У «ПОБЕДЫ» ЕСТЬ СВОИ СЕКРЕТЫ
Станция «Победа», проект которой был разработан проектным институтом «Харьковметропроект», строилась почти четверть века. Ее строительство началось еще в 1992 году одновременно со строительством станций «Ботанический сад», «23 Августа» и «Алексеевская». После этого работы несколько раз останавливались из-за отсутствия финансирования. Стоимость строительства станции составила 555 млн грн., из которых 30% — субвенция из государственного бюджета, остальная сумма — средства городского бюджета. И лифт для инвалидов — далеко не единственная «изюминка» станции «Победа».
— У нас на этой станции предусмотрен балкон, который будет использоваться как подземный переход, — рассказывает начальник дирекции строящегося метропополитена Наталья Линник. — Это люди, которые пользуются услугами метрополитена, а также пешеходы, которым нужно перейти напряженную магистраль — проспект Людвига Свободы или проспект Победы. Этот подземный переход будет работать круглосуточно, обслуживать его будет, как и все подземные переходы в городе, коммунальное предприятие «Подземный город». В промежуток с 0 часов до 5.30 утра двери вестибюлей будут закрыты, а переход будет выполнять функцию обычного уличного подземного перехода.
БЕЗ ШУМА И ПЫЛИ
При строительстве станции впервые в Харькове применена технология, позволяющая поездам метрополитена двигаться по рельсам бесшумно.
— Это польская технология «с кубиками», — поясняет Наталья Линник. — В конструкции данного кубика есть специальные шумопоглощающие и вибросъемные прокладки, которые снимают вибрацию и шум подвижного состава при движении. Такое решение было принято в связи с тем, что данный участок метрополитена находится в густозаселенном жилом массиве. Для того чтобы максимально обеспечить бесшумность движения поездов метрополитена в вечернее и утреннее время, была применена такая технология. Эта технология применена от начала станции и продолжается до конца тупиков, кроме смотровых канав и стрелок, которые смонтированы традиционным методом, как это делается всегда в метрополитене.
ПОЕЗДА БУДЕТ ОБСЛУЖИВАТЬ МИНИ-ДЕПО
Хотя полноценное электродепо за станцией «Победа» построить пока не удалось, но для поездов все равно предусмотрено техобслуживание.
— Мы нашли техническое решение в связи с небольшим финансированием и смогли построить так называемое мини-депо за станцией «Победа». Оно обеспечивает одновременный ремонт и техническое обслуживание одновременно двух составов. То есть в тупиках находятся две смотровые ямы и пункт линейного обслуживания подвижного состава, который будет работать круглосуточно, как работает наш метрополитен, — рассказывает Наталья Линник.
ЧТО В ПЕРСПЕКТИВЕ
В дальнейших перспективах строительства харьковской подземки пока в планах — две большие станции: со стороны станции «Метростроителей» — «Державинской» на перекрестке улицы Державинской и проспекта Гагарина и «Одесской» на перекрестке проспекта Гагарина и улицы Одесской, возле магазина «Класс». Это две большие станции, которые будут обеспечивать продолжение трассы Алексеевской линии.
Кроме того, в планах — строительство электродепо, без которого на сегодняшний день невозможна эксплуатация метрополитена, когда будут введены в действие «Одесская» и «Державинская». Технологически эти два объекта строительных проектов нужно выполнять одномоментно разными исполнителями. Строительство и ввод в эксплуатацию обозначен техническими моментами в срок четыре года (48 месяцев) с учетом ритмичного, стабильного финансировании. На сегодняшний день прорабатывается заключение договора с Европейским банком реконструкции и развития и Европейским инвестиционным банком. Данный проект имеет три составляющие: строительство линии с двумя станциями, строительство электродепо и приобретение подвижного состава.
В целом стоимость проекта составляет €309 млн. Стоимость депо, которое находится за станцией «Победа», составляет порядка €47 млн. Переговоры вели недели три назад в мэрии, консультант — австрийская компания — получила ответы на ряд своих вопросов, и сейчас готовится техническое задание на проведение международных торгов по исполнителю работ. Это будут международные открытые торги, и заявки смогут подавать все строительные компании, которые хотят строить метро в Харькове.
http://vecherniy.kharkov.ua/news/122727/
6 августа 2016 г.
автор: Олег Столбецов
фото: Михаил Кучнев
В харьковском метро пустили пробный поезд на станцию «Победа».
4 августа в нем проехались чиновники, сотрудники организаций, причастных к строительству, и журналисты.
Станция «Победа» уже практически готова к открытию. Полностью завершена облицовка стен и укладка пола, на своих местах все указатели. Электронные часы на перроне и в вестибюле показывают точное время синхронно с часами на всех остальных станциях. В вестибюле уже установлены автоматы по продаже проездных билетов и карточек, правда, турникетов для прохода пока еще нет. Не смонтировано и оборудование в кабине дежурных по контрольно-пропускному пункту. На перроне бросается в глаза конструкция, аналогов которой нет ни на одной из 29 действующих станций нашего метро. Это прозрачная лифтовая шахта на две параллельные кабины, которыми могут воспользоваться люди с ограниченными возможностями, чтобы попасть с улицы в переход, а из него — прямо на платформу.
Над выходами на перрон со стороны каждого из двух вестибюлей привлекают внимание красочные художественные панно. Их авторы также были приглашены на это торжественное мероприятие.
— Мы вместе с заслуженным художником Украины Игорем Моргуновым работали над ними пять лет, — говорит заслуженный художник Украины Ольга Ерофеева. — Мы хотели, чтобы это было ощущение победы, ощущение радости, поэтому использовали изображение веток сирени, которые жители Харькова в 1945 году вручали возвращавшимся с фронта победителям. И эта идея в какой-то мере реализована. Мы использовали медные пластины, которые покрываются эмалевыми красками и запекаются при температуре 800 с лишним градусов.
В поданный на перрон состав заходят участники мероприятия. «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция — «Алексеевская», — раздается в динамиках, и поезд трогается. Едет он по тоннелю медленно и перегон протяженностью чуть больше километра (расстояние между центрами станций «Победа» и «Алексеевская» — 1019 метров, а от конца перрона «Победы» до начала перрона «Алексеевской» — всего 830 метров) проходит за пять минут. Выйдя на «Алексеевской», все участники пробного рейса пересаживаются в уже поданный встречный поезд. Он идет до «Победы» еще медленнее — за 8 минут, но никого это не смущает — ведь продолжается техническая обкатка только что построенного участка.
— По технологии первая электричка идет со скоростью пять километров в час, потом скорость увеличивается до семи, до десяти, до тридцати км/ч и т.д. К открытию станции все будет работать в штатном режиме. Интервал движения, несмотря на удлинение линии, мы сохраним прежний (в часы пик он составляет 5 минут), так что пассажиры изменений не почувствуют, — объясняет генеральный директор Харьковского метрополитена Вячеслав Стаматин.
СТАНЦИЯ К РАБОТЕ ГОТОВА
Дата официального открытия «Победы» будет согласована с областной госадминистрацией и сообщена дополнительно. Ориентиром является День города.
Вячеслав Стаматин сообщил, что ожидаемый пассажиропоток на этой станции — порядка 50 тысяч пассажиров в день.
— Здесь громадный жилой массив, жители которого раньше садились на маршрутку, ехали в центр или до «Алексеевской» и только потом заходили в метро. Теперь у них будет возможность уезжать на метро прямо от дома. В ближайшие дни мы начнем устанавливать в вестибюлях турникеты, и к открытию станции все будет готово. Все пусконаладочные работы на «Победе» и в тоннелях между ней и соседней «Алексеевской» планируем завершить до 15 августа, — отмечает руководитель подземки.
У «ПОБЕДЫ» ЕСТЬ СВОИ СЕКРЕТЫ
Станция «Победа», проект которой был разработан проектным институтом «Харьковметропроект», строилась почти четверть века. Ее строительство началось еще в 1992 году одновременно со строительством станций «Ботанический сад», «23 Августа» и «Алексеевская». После этого работы несколько раз останавливались из-за отсутствия финансирования. Стоимость строительства станции составила 555 млн грн., из которых 30% — субвенция из государственного бюджета, остальная сумма — средства городского бюджета. И лифт для инвалидов — далеко не единственная «изюминка» станции «Победа».
— У нас на этой станции предусмотрен балкон, который будет использоваться как подземный переход, — рассказывает начальник дирекции строящегося метропополитена Наталья Линник. — Это люди, которые пользуются услугами метрополитена, а также пешеходы, которым нужно перейти напряженную магистраль — проспект Людвига Свободы или проспект Победы. Этот подземный переход будет работать круглосуточно, обслуживать его будет, как и все подземные переходы в городе, коммунальное предприятие «Подземный город». В промежуток с 0 часов до 5.30 утра двери вестибюлей будут закрыты, а переход будет выполнять функцию обычного уличного подземного перехода.
БЕЗ ШУМА И ПЫЛИ
При строительстве станции впервые в Харькове применена технология, позволяющая поездам метрополитена двигаться по рельсам бесшумно.
— Это польская технология «с кубиками», — поясняет Наталья Линник. — В конструкции данного кубика есть специальные шумопоглощающие и вибросъемные прокладки, которые снимают вибрацию и шум подвижного состава при движении. Такое решение было принято в связи с тем, что данный участок метрополитена находится в густозаселенном жилом массиве. Для того чтобы максимально обеспечить бесшумность движения поездов метрополитена в вечернее и утреннее время, была применена такая технология. Эта технология применена от начала станции и продолжается до конца тупиков, кроме смотровых канав и стрелок, которые смонтированы традиционным методом, как это делается всегда в метрополитене.
ПОЕЗДА БУДЕТ ОБСЛУЖИВАТЬ МИНИ-ДЕПО
Хотя полноценное электродепо за станцией «Победа» построить пока не удалось, но для поездов все равно предусмотрено техобслуживание.
— Мы нашли техническое решение в связи с небольшим финансированием и смогли построить так называемое мини-депо за станцией «Победа». Оно обеспечивает одновременный ремонт и техническое обслуживание одновременно двух составов. То есть в тупиках находятся две смотровые ямы и пункт линейного обслуживания подвижного состава, который будет работать круглосуточно, как работает наш метрополитен, — рассказывает Наталья Линник.
ЧТО В ПЕРСПЕКТИВЕ
В дальнейших перспективах строительства харьковской подземки пока в планах — две большие станции: со стороны станции «Метростроителей» — «Державинской» на перекрестке улицы Державинской и проспекта Гагарина и «Одесской» на перекрестке проспекта Гагарина и улицы Одесской, возле магазина «Класс». Это две большие станции, которые будут обеспечивать продолжение трассы Алексеевской линии.
Кроме того, в планах — строительство электродепо, без которого на сегодняшний день невозможна эксплуатация метрополитена, когда будут введены в действие «Одесская» и «Державинская». Технологически эти два объекта строительных проектов нужно выполнять одномоментно разными исполнителями. Строительство и ввод в эксплуатацию обозначен техническими моментами в срок четыре года (48 месяцев) с учетом ритмичного, стабильного финансировании. На сегодняшний день прорабатывается заключение договора с Европейским банком реконструкции и развития и Европейским инвестиционным банком. Данный проект имеет три составляющие: строительство линии с двумя станциями, строительство электродепо и приобретение подвижного состава.
В целом стоимость проекта составляет €309 млн. Стоимость депо, которое находится за станцией «Победа», составляет порядка €47 млн. Переговоры вели недели три назад в мэрии, консультант — австрийская компания — получила ответы на ряд своих вопросов, и сейчас готовится техническое задание на проведение международных торгов по исполнителю работ. Это будут международные открытые торги, и заявки смогут подавать все строительные компании, которые хотят строить метро в Харькове.
Світ на всіх у нас один, ба живемо кожний сам...
And we have just one world, but we live in different ones... © Dire Straits
And we have just one world, but we live in different ones... © Dire Straits
Пробный поезд на Победе. Бэкстейдж.
6 авг, 2016 в 20:43
В сегодняшнем посте я покажу, то что вообще не попало в большинство медиа-лент. Дело в том, что нам по окончанию пресс-конференции показали строительство станции изнутри и пустили на служебный балкон. Читать далее...
6 авг, 2016 в 20:43
В сегодняшнем посте я покажу, то что вообще не попало в большинство медиа-лент. Дело в том, что нам по окончанию пресс-конференции показали строительство станции изнутри и пустили на служебный балкон. Читать далее...
Світ на всіх у нас один, ба живемо кожний сам...
And we have just one world, but we live in different ones... © Dire Straits
And we have just one world, but we live in different ones... © Dire Straits
Какой будет станция «Победа» в Харькове
http://vecherniy.kharkov.ua/news/122867/
11 августа 2016 г.
автор: Марина Ефанова
Какой будет станция «Победа» в Харькове 23 августа откроется станция метро «Победа». Ради этого события под землей не один год трудились не только метростроевцы, но и дизайнеры, которые старались придать станции победный образ.
ПОСЛЕ «ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ» ХУДОЖНИКАМ УЖЕ НЕ СТРАШНЫ ЛЮБЫЕ ТЕМЫ
Над оформлением станции метро «Победа» трудились известные харьковские дизайнеры — заслуженные художники Украины Игорь Моргунов и Ольга Ерофеева. У Игоря и Ольги большой опыт в украшении подземки: «Победа» стала четвертой станцией харьковского метро, которую они оформили. Дебют художников в подземке состоялся еще в 1980-х годах со станции «Исторический музей».
— Станция метро «Исторический музей» в проекте называлась «Советской-2», — рассказывает Ольга Ерофеева. — Честно говоря, это было для нас малопривлекательным: мы — художники, живописцы, учились на искусстве эпохи Возрождения, хотели больших интересных работ, а в этой теме очень мало нормальной символики — серп и молот может нарисовать каждый. Зато после работы на «Историческом музее» нас уже ничем не испугаешь — мы больше не боимся никаких тем, знаем, что можем решить абсолютно все. И мне кажется, что нам все-таки удалось сделать мозаику, которая никого не раздражает.
После «Исторического музея» последовал бальзам на творческие раны дизайнеров — они оформляли станцию метро «Ботанический сад». Правда, восстановление бальзамом немного затянулось.
— Когда еще работали на «Историческом музее», главный архитектор проектного института «Харьковметропроект» Александр Спивачук пообещал нам оформление следующей станции — «Ботанического сада», — вспоминает Ольга Ерофеева. — Разница между ними была в 20 лет. Мы, конечно, запомнили это обещание, поэтому к началу строительства «Ботанического сада» эскизы у нас уже были готовы. На градостроительном совете их утвердили, но мы потом сделали другие, и получилось лучше: опыт, который мы приобрели за 20 лет, сыграл свою роль. Я считаю, что Ботанический сад — прекрасная тема, которую мы очень удачно решили. Нам дали разработку не только мраморных выходов, но и всей путевой стены, и за счет выхода небольших кусочков листьев на мрамор получается увеличение всей площади стены, так что она смотрится пропорционально.
В ОФОРМЛЕНИИ УЧИТЫВАЛАСЬ ВИБРАЦИЯ
— Около шести лет назад, когда начиналось строительство станции метро «Победа», мы представили градостроительному совету наши предэскизы и выиграли конкурс, — говорит Ольга Ерофеева. — А потом был длительный процесс создания эскизов, которые разрабатываются вместе с архитектурой: учитывается образ станции, цветовая гамма, архитектурные особенности. Например, на станции есть диагональные колонны, угол которых мы тоже учитывали в росписях.
Дизайнеры работали над созданием двух панно в вестибюле перед входом на платформы и четырех шрифтовых композиций на путевых стенах с названием станции «Перемога» и эмалевыми деталями.
— Нашей задачей было сделать художественную работу — естественное продолжение архитектуры станции, — делится художница. — Сделали очень много эскизов, но один из них особенно пришелся по вкусу. Мы хотели сделать акцент не на войне, а на моменте победы и безграничной радости людей. Поэтому цветовую гамму тоже выбрали очень торжественную: красный гранит и белый верх колонн. В День победы харьковчане, поздравляя друг друга, дарили друг другу сирень, бросали ее в вагоны возвращавшимся с победой бойцам, поэтому мы решили запечатлеть и включить в роспись и ассоциации с харьковской сиренью: вплели ее ветви в декоративные решетки. Кроме того, мы использовали в оформлении листья лавра и дуба, символизирующих славу людей, которые победили и все смогли превозмочь. Мы попытались внести свою лепту в подъем национального духа, и это очень важно: если есть гражданское самолюбие, самообладание, хорошее о себе мнение, в итоге и работается лучше, и растет благосостояние города.
ОТДЕЛОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ В ПОДЗЕМКЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОЧЕНЬ СТОЙКИМ
В оформлении подземного пространства есть тонкости: художникам приходится заботиться не только о дизайне, но и учитывать специфику подземки с ее повышенной влажностью, мощными потоками воздуха и вибрацией от постоянного движения тяжелых составов. Лучшие материалы для оформления метрополитена — мрамор или гранит: они вечны, особенно прочен гранит. Мрамор немножко нежнее, но красивее, считает Ольга Ерофеева. Стены метрополитена отделаны специальным покрытием.
— Это медные пластины, которые покрываются слоем в 1,5 мм эмалевыми красками с добавлением стекла и выпекаются в печи при более чем 800 градусов. Это очень сложная древняя технология, которую применяли и в Древнем Вавилоне, и в Египте, и сейчас применяется в основном при изготовлении ювелирных изделий. Выполненные в такой технике изделия долговечны, легко моются, не подвержены расслоению, не боятся ни огня, ни ветра, ни холода, и для метро, где сыро и неспокойно, есть вибрация от поездов, — это идеальнейшая техника. Особенно тщательно происходит монтаж на путевых стенах. Например, монтаж букв мы делаем намертво, сажая их на клей и используя штыри, которые уходят глубоко в стену, — поясняет Ольга Ерофеева.
Самым сложным в работе на новой станции стал монтаж гранитных букв названия «Перемога» и факела из эмалевых пластин на путевых стенах. Завершить эту работу нужно было четко в срок, поскольку на этом отрезке метрополитена должны были включать ток, чтобы запустить поезда для обкатки путей. Дизайнеры успели смонтировать оформление четко по графику.
САМАЯ СЛОЖНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ ДОСТАЛАСЬ ДОЧЕРИ
Ольга Ерофеева и Игорь Моргунов — супруги. Оба окончили один и тот же факультет монументально-декоративной росписи харьковского худпрома (сейчас — Харьковская государственная академия дизайна и искусств). Они вместе работают уже больше 40 лет, а к оформлению станции метро «Победа» к семейной команде дизайнеров присоединилась и дочь — член Союза дизайнеров и член Союза художников Алена Моргунова, дебютировавшая в дизайне метрополитена. Родители доверили дочери самую сложную часть работы — шрифтовые композиции с названием станции.
— У нас с мужем была полная взаимозаменяемость, а теперь в современных технологиях нам помогает дочь. Бывает, во время работы возникают творческие споры — каждый отстаивает свою позицию. Но, во-первых, если позиция имеет смысл, все соглашаются. Во-вторых, когда нас трое, получается консилиум: если двое — за, третьему ничего не остается, как согласиться. Теперь работа продвигается еще быстрее, — улыбается Ольга Ерофеева.
Дизайн новой станции уже готов, но художница продолжает переживать за семейное детище.
— Хотелось бы, чтобы сбоку панно поставили небольшой прожектор с сильной лампой: мы специально заботились о том, чтобы поверхность панно была неровной, с переливами, и при боковом освещении роспись начинает играть. Это такая красота! — говорит Ольга Ерофеева.
Фоторепортаж
http://vecherniy.kharkov.ua/news/122867/
11 августа 2016 г.
автор: Марина Ефанова
Какой будет станция «Победа» в Харькове 23 августа откроется станция метро «Победа». Ради этого события под землей не один год трудились не только метростроевцы, но и дизайнеры, которые старались придать станции победный образ.
ПОСЛЕ «ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ» ХУДОЖНИКАМ УЖЕ НЕ СТРАШНЫ ЛЮБЫЕ ТЕМЫ
Над оформлением станции метро «Победа» трудились известные харьковские дизайнеры — заслуженные художники Украины Игорь Моргунов и Ольга Ерофеева. У Игоря и Ольги большой опыт в украшении подземки: «Победа» стала четвертой станцией харьковского метро, которую они оформили. Дебют художников в подземке состоялся еще в 1980-х годах со станции «Исторический музей».
— Станция метро «Исторический музей» в проекте называлась «Советской-2», — рассказывает Ольга Ерофеева. — Честно говоря, это было для нас малопривлекательным: мы — художники, живописцы, учились на искусстве эпохи Возрождения, хотели больших интересных работ, а в этой теме очень мало нормальной символики — серп и молот может нарисовать каждый. Зато после работы на «Историческом музее» нас уже ничем не испугаешь — мы больше не боимся никаких тем, знаем, что можем решить абсолютно все. И мне кажется, что нам все-таки удалось сделать мозаику, которая никого не раздражает.
После «Исторического музея» последовал бальзам на творческие раны дизайнеров — они оформляли станцию метро «Ботанический сад». Правда, восстановление бальзамом немного затянулось.
— Когда еще работали на «Историческом музее», главный архитектор проектного института «Харьковметропроект» Александр Спивачук пообещал нам оформление следующей станции — «Ботанического сада», — вспоминает Ольга Ерофеева. — Разница между ними была в 20 лет. Мы, конечно, запомнили это обещание, поэтому к началу строительства «Ботанического сада» эскизы у нас уже были готовы. На градостроительном совете их утвердили, но мы потом сделали другие, и получилось лучше: опыт, который мы приобрели за 20 лет, сыграл свою роль. Я считаю, что Ботанический сад — прекрасная тема, которую мы очень удачно решили. Нам дали разработку не только мраморных выходов, но и всей путевой стены, и за счет выхода небольших кусочков листьев на мрамор получается увеличение всей площади стены, так что она смотрится пропорционально.
В ОФОРМЛЕНИИ УЧИТЫВАЛАСЬ ВИБРАЦИЯ
— Около шести лет назад, когда начиналось строительство станции метро «Победа», мы представили градостроительному совету наши предэскизы и выиграли конкурс, — говорит Ольга Ерофеева. — А потом был длительный процесс создания эскизов, которые разрабатываются вместе с архитектурой: учитывается образ станции, цветовая гамма, архитектурные особенности. Например, на станции есть диагональные колонны, угол которых мы тоже учитывали в росписях.
Дизайнеры работали над созданием двух панно в вестибюле перед входом на платформы и четырех шрифтовых композиций на путевых стенах с названием станции «Перемога» и эмалевыми деталями.
— Нашей задачей было сделать художественную работу — естественное продолжение архитектуры станции, — делится художница. — Сделали очень много эскизов, но один из них особенно пришелся по вкусу. Мы хотели сделать акцент не на войне, а на моменте победы и безграничной радости людей. Поэтому цветовую гамму тоже выбрали очень торжественную: красный гранит и белый верх колонн. В День победы харьковчане, поздравляя друг друга, дарили друг другу сирень, бросали ее в вагоны возвращавшимся с победой бойцам, поэтому мы решили запечатлеть и включить в роспись и ассоциации с харьковской сиренью: вплели ее ветви в декоративные решетки. Кроме того, мы использовали в оформлении листья лавра и дуба, символизирующих славу людей, которые победили и все смогли превозмочь. Мы попытались внести свою лепту в подъем национального духа, и это очень важно: если есть гражданское самолюбие, самообладание, хорошее о себе мнение, в итоге и работается лучше, и растет благосостояние города.
ОТДЕЛОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ В ПОДЗЕМКЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОЧЕНЬ СТОЙКИМ
В оформлении подземного пространства есть тонкости: художникам приходится заботиться не только о дизайне, но и учитывать специфику подземки с ее повышенной влажностью, мощными потоками воздуха и вибрацией от постоянного движения тяжелых составов. Лучшие материалы для оформления метрополитена — мрамор или гранит: они вечны, особенно прочен гранит. Мрамор немножко нежнее, но красивее, считает Ольга Ерофеева. Стены метрополитена отделаны специальным покрытием.
— Это медные пластины, которые покрываются слоем в 1,5 мм эмалевыми красками с добавлением стекла и выпекаются в печи при более чем 800 градусов. Это очень сложная древняя технология, которую применяли и в Древнем Вавилоне, и в Египте, и сейчас применяется в основном при изготовлении ювелирных изделий. Выполненные в такой технике изделия долговечны, легко моются, не подвержены расслоению, не боятся ни огня, ни ветра, ни холода, и для метро, где сыро и неспокойно, есть вибрация от поездов, — это идеальнейшая техника. Особенно тщательно происходит монтаж на путевых стенах. Например, монтаж букв мы делаем намертво, сажая их на клей и используя штыри, которые уходят глубоко в стену, — поясняет Ольга Ерофеева.
Самым сложным в работе на новой станции стал монтаж гранитных букв названия «Перемога» и факела из эмалевых пластин на путевых стенах. Завершить эту работу нужно было четко в срок, поскольку на этом отрезке метрополитена должны были включать ток, чтобы запустить поезда для обкатки путей. Дизайнеры успели смонтировать оформление четко по графику.
САМАЯ СЛОЖНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ ДОСТАЛАСЬ ДОЧЕРИ
Ольга Ерофеева и Игорь Моргунов — супруги. Оба окончили один и тот же факультет монументально-декоративной росписи харьковского худпрома (сейчас — Харьковская государственная академия дизайна и искусств). Они вместе работают уже больше 40 лет, а к оформлению станции метро «Победа» к семейной команде дизайнеров присоединилась и дочь — член Союза дизайнеров и член Союза художников Алена Моргунова, дебютировавшая в дизайне метрополитена. Родители доверили дочери самую сложную часть работы — шрифтовые композиции с названием станции.
— У нас с мужем была полная взаимозаменяемость, а теперь в современных технологиях нам помогает дочь. Бывает, во время работы возникают творческие споры — каждый отстаивает свою позицию. Но, во-первых, если позиция имеет смысл, все соглашаются. Во-вторых, когда нас трое, получается консилиум: если двое — за, третьему ничего не остается, как согласиться. Теперь работа продвигается еще быстрее, — улыбается Ольга Ерофеева.
Дизайн новой станции уже готов, но художница продолжает переживать за семейное детище.
— Хотелось бы, чтобы сбоку панно поставили небольшой прожектор с сильной лампой: мы специально заботились о том, чтобы поверхность панно была неровной, с переливами, и при боковом освещении роспись начинает играть. Это такая красота! — говорит Ольга Ерофеева.
Фоторепортаж
Світ на всіх у нас один, ба живемо кожний сам...
And we have just one world, but we live in different ones... © Dire Straits
And we have just one world, but we live in different ones... © Dire Straits
- Klovsky
- Мэр (городской голова)
- Сообщения: 12640
- Зарегистрирован: 05 апр 2004, 16:02
- Откуда: Localhost sweet home
- Контактная информация:
Такое, вроде, вообще для всей Украины на территории метро в новинку.На перроне бросается в глаза конструкция, аналогов которой нет ни на одной из 29 действующих станций нашего метро. Это прозрачная лифтовая шахта на две параллельные кабины, которыми могут воспользоваться люди с ограниченными возможностями, чтобы попасть с улицы в переход, а из него — прямо на платформу.
*Станція "Мечникова". Вихід до магазину "Киянка".
Закинутий навколометро- та залізничний сайт
Закинутий навколометро- та залізничний сайт
- Klovsky
- Мэр (городской голова)
- Сообщения: 12640
- Зарегистрирован: 05 апр 2004, 16:02
- Откуда: Localhost sweet home
- Контактная информация:
Мне приснилось, что двa лифта с улицы до перехoда, потом пройти или проехать в коляске инвалид может по перeходу к бaлкону, с балкона лифты идут на платформу.
*Станція "Мечникова". Вихід до магазину "Киянка".
Закинутий навколометро- та залізничний сайт
Закинутий навколометро- та залізничний сайт
В мене чомусь закралась ідіотська думка: а чи відповідає ступінь захисту ліфтів від уражуючих факторів зброї массового знищення загальному ступеню захисту метрополітену як обєкту ЦО?
Тобто чи не є ліфти тією "вентиляцією" через яку безперешкодно проникають куди завгодно всілякі монстри в бойовиках та фільмах жахів.
Тобто чи не є ліфти тією "вентиляцією" через яку безперешкодно проникають куди завгодно всілякі монстри в бойовиках та фільмах жахів.