ДОРОГИЕ СТУДЕНТЫ
http://www.metro.kharkov.ua/rus/view.php?n=newsid&id=49
Внедрение персонифицированных электронных карточек для льготного проезда студентов продолжает оставаться проблемой транспортников
Как сообщает газета «События» (№23 от 21.06.07.), 8 июня 2007 года на совещании проректоров всех харьковских вузов вопрос о применении бесконтактных электронных карт для проезда в метрополитене обсуждался второй раз (полтора месяца назад об этом было сообщено ректорам высших учебных заведений Харькова). На совещании присутствовали директор Департамента транспорта и связи горисполкома Евгений Водовозов, начальник ГП «Харьковский метрополитен» Сергей Мусеев и генеральный директор ХКП «Горэлектротранс» Алексей Палант. Руководители предприятий транспорта безрезультатно пытались добиться от вузов понимания и плодотворного сотрудничества.
Сегодня всю работу и финансовое бремя по предоставлению льготы студентам несут на себе транспортники, что противоречит законодательству и автоматически становится уголовно наказуемым деянием. Предприятия, фактически перевозя льготников за половину стоимости проезда, наносят ущерб государству, ведь по закону доплату за льготу должны осуществлять областной и государственный бюджеты. Тем не менее, вузовское руководство даже не интересует, к кому попадают льготные студенческие карточки. Периодические рейды в метрополитене в течение часа-двух, по данным С. Мусеева, выявляют от 140 до 200 человек, которые пользуются студенческими карточками, не являясь при этом студентами и, соответственно, не имея права на льготный проезд. Кроме того, ныне действующая карточка не дает возможности контролировать количество совершенных по ней поездок.
Прекрасно понимая масштабы злоупотреблений льготами, Минобразования и местные бюджеты не торопятся компенсировать метрополитену и горэлектротраспорту вторую половину стоимости проезда, а тем временем задолженность транспортникам
уже перевалила за 400 млн. грн. Из-за этого многомиллионного долга транспортники в итоге не смогли отремонтировать и выпустить на линию подвижной состав, произвести ремонт пути, энергооборудования, выплатить зарплаты и т.д.
Бесконтактные персонифицированные карточки – маленький штрих в развитии транспортной системы города. В персонифицированную карточку впишутся фамилия, имя и отчество студента, наименование учебного заведения, курс и группа, где учится студент. Карточки будут изготовлены и выданы студенту, пользующемуся льготой, на время учебы, а в случае окончания учебы, карточки могут стать обычными электронными картами, без каких-либо льгот.
Как сообщил проректорам Евгений Водовозов, у карточки большое будущее: внедрение ее пройдет вначале в системе метрополитена, а в дальнейшем - и в городском электротранспорте. "Кроме того, по этой карточке скоро можно будет рассчитываться и в кафе, и в магазинах, осуществлять социальные и коммунальные платежи", - убежден С.Мусеев. - "Мы сможем видеть каждый проход - проезд студента, время, станцию. Если возникнет необходимость, вы можете обратиться, и мы вам скажем, сколько, где и когда передвигался студент, например в учебное время", - сказал Сергей Зинятович.
"В данный момент уже прошли переговоры с фирмой Visa, банковскими структурами. Поэтому мы говорим сейчас о первом шаге и обращаемся к вам: сделайте первый шаг – передайте наконец-то данные для оформления студенческих карточек", - обратился Сергей Мусеев к проректорам. Эта карточка может стать даже официальным студенческим билетом, если возникнет такая необходимость.
Так, нововведение удобно всем: и вузу, и студенту, и транспортникам.
Вуз, как и собственно студент, таким образом, навсегда освобождается от проблемы ежемесячного сбора/сдачи денег и получения карточек, перевозчик же будет иметь четкую картину своих пассажироперевозок, в частности – льготного контингента. Правоохранительным органам также намного легче будет вычислить нарушителя закона, который передал свое право на льготу постороннему лицу.
Метрополитен направил письма во все учебные заведения с просьбой повернуться лицом к студентам. Шаг, которого ждут руководители транспорта - данные о студентах, которые в учебном году пользовались услугами городского транспорта. Эти данные нужны в ближайшее время. Получив такую базу данных, необходимо немедленно приступить к подготовке бесконтактных электронных карточек для студентов, быть готовым к 1 сентябрю. К существующей базе данных в сентябре останется добавить только вновь поступивших в вузы студентов и периодически проводить сверку отчисленных студентов. О пополнении счета карточки будет заботиться сам студент.
Однако вузы и в этом, казалось бы, элементарном вопросе пытаются уйти в сторону, тем самым спровоцировать студентов на активные претензии к транспортникам. Даже дискета с данными – непосильная задача. "Зачем нам это надо?», «У нас нет точных списков», «Пусть каждый студент сам обращается к вам за картой», - такие вопросы и предложения поступили от проректоров. Некоторые приводили пример железной дороги – она, мол, не требует никаких списков и баз. "Старая система электронных карточек благополучно умрет, и очень скоро. От вашей бездеятельности могут пострадать студенты ", - предупредил Сергей Мусеев. Ему пришлось объяснять даже тот очевидный факт, что услугами железной дороги студенты пользуются намного реже, чем метро. Поэтому и механизмы оплаты проезда совершенно разные.
Не говоря уже о цифрах: метро ежедневно обеспечивает около 300 000 поездок студентов. Возможно ли сравнивать такой объем перевозок с приобретением один раз в месяц билета на поезд?
Евгений Водовозов предложил руководству вузов более ответственно подойти к этим вопросам. Передать в кратчайшие сроки списки студентов транспортным предприятиям. Инициировать обращение от имени совета ректоров к губернатору и министру.
Действительно, может быть пришло время сравнить, в конце концов, состояние трамвая и мраморного вестибюля учебного заведения, еще раз обратиться к закону и понять - на чьей же совести и ответственности лежат льготные обязательства…и хотя бы поблагодарить транспортников за «незаконную деятельность» по льготным перевозкам.
В настоящее время метрополитен и горэлектротранспорт перевозят более 30% пассажиров бесплатно, что неминуемо приводит к глубоким убыткам, страдают от которых в первую очередь транспортники и сразу же – граждане города. Кроме угроз о выводе студентов на площадь, особых конструктивных предложений от нашей интеллигенции не поступало.
Печально. После подобных совещаний возникает вопрос: кто, как ни представители интеллигенции, которые грезят жизнью по европейским стандартам и учат этому нас, должны быть заинтересованы в приближении этих же стандартов уже сегодня? Когда же мы научимся слышать и понимать друг друга, не уходить от решения проблем, не перекладывать их на других?
Резюме совещания:
Складывается впечатление, что руководители вузов, декларирующие свою заботу о студентах при каждом удобном случае, просто забывают о том, что их моральная обязанность - способствовать разрешению всех социальных проблем своих «подопечных». Им легче занять позицию «…моя хата скраю…»: устранить себя от решения такого важного для студента – финансового вопроса (просто отказаться от подачи списков студентов, пользовавшихся льготой в прошлом году),
и совсем не вникать в проблему законного возмещения льготы на проезд студентов. Ведь проще манипулировать активностью молодежи, угрожая «бузой», и делать виноватыми транспортные предприятия города.
(По материалам газет «События» №23 от 21.06.07. и «Харьковские Известия» №56 от 16.06.07.)
Світ на всіх у нас один, ба живемо кожний сам...
And we have just one world, but we live in different ones... © Dire Straits