[ Татьяна Батенёва, Николай Морозов | "Известия" 05-03-2008 ]
Кресла в новых вагонах метро неудобны и опасны для здоровья
Долго высидеть на маленьком и низком стуле не получится. Кресло в метро — не исключение. Не зря, осмотрев первые вагоны метро (в 1935 году), члены Политбюро потребовали убрать низкие деревянные сиденья и заменить их мягкими и высокими кожаными диванами, мол, не пристало советскому человеку сидеть на низком и твердом.
— Именно тогда в метро появились роскошные диваны — удобные, приятные на ощупь, а главное, высокие — 45 сантиметров, — вспоминает заместитель главного конструктора завода "Метровагонмаш" Валерий Крючков.
Но с каждым годом сиденья в метро опускаются все ниже. Корреспонденты "Известий" взяли рулетку и несколько часов провели под землей
В начале 70-х годов выпускались вагоны серии "Еж" (с черной полоской на борту). Высота сидений в них 45 сантиметра. В составах следующего поколения (модели с белой полосой) кресла "опустились" еще на сантиметр. В новых вагонах типа "Русич" (они уже курсируют на Филевской и Арбатско-Покровской ветках) высота сидений всего 40 сантиметров. Для высокого пассажира "посадка" на эти сиденья сродни использованию миниатюрного стульчика, что стоят в детских садах. Уже через 10–15 минут начинают ныть спина и затекать ноги.
Конечно, сиденье в вагоне метро предназначено не для работы. Но тем не менее оно должно быть удобным — и в первую очередь для пожилых и не очень здоровых людей.
Остеоартрозом, то есть патологическими изменениями в крупных суставах, испытывающих наибольшую нагрузку, страдают практически все люди старше 70 лет, а многие — начиная с 40. Это самое распространенное заболевание суставов во всем мире. Чаще всего при артрозе поражаются коленные и тазобедренные суставы, а также позвоночник. В них возникают воспаление и боли, которые усиливаются при сгибании-разгибании, наклонах. Движения затруднены, тяжело ходить, особенно вверх и вниз по лестнице.
— Таким больным нередко трудно садиться и особенно вставать с сидений, возникают так называемые стартовые боли, — пояснила "Известиям" доктор медицинских наук из Института ревматологии РАМН Людмила Алексеева. — Подчас они не могут встать без помощи рук, трости или даже других людей. А если сиденье ниже привычного, эта трудность усугубляется. Оптимальным для людей с больными суставами является сиденье, на котором угол между бедром и голенью будет прямым или чуть больше — 90–100 градусов. Если сиденье ниже 45–50 см, то этот угол острый, садиться и вставать больным в этом случае очень тяжело.

На заводе-изготовителе об этих проблемах знают. От пожилых пассажиров регулярно приходят жалобы
— Мы прекрасно понимаем, что чем выше — тем лучше, — говорит заместитель главного конструктора завода "Метровагонмаш" Валерий Крючков. — Согласен, что старые мягкие, на пружинах, сиденья высотой 45 сантиметров были самыми удобными. Но сегодня их эксплуатация крайне накладна. В метро ездит в среднем 9 миллионов человек в день. От таких нагрузок кресла моментально изнашиваются. Поэтому во время модернизации подвижного состава мы заменяем их на прочные антивандальные кресла, где размеры (высота и ширина) "мягкой части" сиденья сведены до минимума. Ставить их выше мы не можем. В таком случае потребуется менять не только "подушку", но и весь каркас дивана, а это уже влетит в копеечку. Может, в будущем мы будем конструировать другие вагоны с другими сиденьями. Но пока мы четко следуем всем ГОСТам. Сказать по правде, мы могли бы сделать эти сиденья еще ниже. Нормы позволяют. Но мы не сделали. Сами пассажиры.