о том же
Маршрут под себя. Чиновники очищают рынок пассажирских перевозок от мелких компаний
[
Дмитрий Сифонов | "Деловая столица" № 6 (300) 05-02-2007 ]
Столичная власть намерена перекроить рынок таксомоторных перевозок. Помогут ей в этом новые правила проведения конкурсов на городские автобусные маршруты, которые планируется утвердить в ближайшее время.
Как говорят в Главном управлении транспорта, информатизации и связи КГГА, в настоящий момент работа над документом завершается. По словам заместителя начальника управления Ивана Новохацкого, документ еще должны завизировать в Госкомпредпринимательства и Минюсте, затем его передадут в профильные комиссии Киеврады. Только после этого его смогут вынести на рассмотрение депутатов городского совета. Чиновники не хотят прогнозировать, когда именно новые правила вступят в силу. Но, по сообщению главы транспортной комиссии Киеврады Николая Ламбуцкого, нардепы могут рассмотреть документ уже 25 февраля. Проект содержит немало новаций.
Кардинальным изменением станет то, что претендовать на право работы в таксомоторном режиме будут только автобусы, имеющие не менее 19 сидячих мест, оборудованные двумя автоматическими дверями и оснащенные двигателем классом не ниже «Евро-0». То есть в конкурсе не смогут участвовать автобусы менее вместительные, чем «Богданы» и «Эталоны» (в том числе относительно новые и комфортные Iveco и Mercedes, не говоря уже о морально устаревших «Газелях»). Это вряд ли придется по вкусу мелким перевозчикам, использующим изношенный подвижной состав.
Впрочем, данный пункт содержит оговорку — все это не касается маршрутов с незначительным пассажиропотоком и сложными дорожными условиями и рельефом местности. В Киеве действительно есть улочки, по которым «Богданам» невозможно проехать. Но выполнение данной нормы будет целиком зависеть от видения конкретных чиновников — при желании под определение «маршрутов со сложными дорожными условиями» можно отнести практически любой.
Еще один пункт затрагивает работу транспорта в центре. В документе говорится, что перевозчики, желающие открыть новые маршруты в центре города (список конкретных улиц определит Главное управление транспорта КГГА), должны оснастить их автобусами большой и особо большой вместимости классом не ниже «Евро-2», например «ЛАЗами» и «МАЗами». Это должно искоренить практику, при которой центр, страдающий от пробок, забит маршрутками-микроавтобусами. По мнению исполнительного директора городской ассоциации перевозчиков-работодателей «Столица» Валерия Липецкого, принятие данной нормы означает усиление монополии КП «Киевпастранс», так как на данный момент только это предприятие располагает техникой такого класса, купленной в основном за счет бюджетных средств. Тем не менее частники смогут найти выход. «Перевозчики понимают, что усиление конкуренции между коммунальными и частными компаниями неизбежно. И многие из них уже финансово готовы к приобретению больших автобусов в кредит — ведь новые «ЛАЗы» всего в два раза дороже «Богданов», которые активно приобретаются уже не первый год. Так что в перспективе часть крупных перевозчиков обязательно сможет претендовать на работу в центре», — считает г-н Липецкий.
Что касается отказа от устаревших микроавтобусов уже на действующих маршрутах, власти заявляют, что этот процесс также активизируется. Добиться этого поможет отказ от системы автоматического продления договоров на перевозку, которая действовала в городе до сих пор. По данным «ДС», уже с марта нынешнего года при окончании срока действия договора на перевозку с конкретной компанией ее маршрут будет выставляться на конкурс. Это, безусловно, может встретить серьезное сопротивление со стороны посредников, которые не имеют своих транспортных парков, а попросту привлекают на работу на маршруте частников с их подвижным составом. Так как приоритет при выборе перевозчика на конкурсе, как заявляют в КГГА, будет отдаваться полноценным транспортным компаниям (имеющим свой транспорт и автопарки).
Лояльное отношение большей части перевозчиков к этим изменениям позволило им добиться уступок со стороны чиновников по другим достаточно противоречивым вопросам. По словам Валерия Липецкого, одним из самых спорных моментов правил был пункт об обязательном оборудовании автобусов устройствами для безналичного расчета за проезд при помощи электронного проездного. Перевозчики возражали против этого, так как установка подобного оборудования требует значительных вложений, не гарантируя при этом победы в тендере. Как результат, в правилах записали, что данная норма не обязательна, а просто дает приоритет претенденту. Также им удалось отбиться от обязательного финансового участия в оборудовании необходимой инфраструктурой автобусных остановок.