Метро стало черной дырой
27-11-2007
Каждое утро и вечер в часы пик работающие жители столицы претерпевают серию пыток, чудом избегая экстремальных ситуаций. Бесконечный людской поток втягивает их на эскалатор метро, потом втискивает в вагон, напоминающий сказочную рукавичку: люди мостятся разве что не на головах друг у друга.
На пересадочных станциях — «Театральной», «Крещатике», на злополучной «Вокзальной», старой и маленькой, давно уже не вмещающей толпу рвущихся в город жителей пригорода, бурлит человеческое море. Тут тебе и массаж, тут и сауна — добро, если ты уберег в толчее мобильник и кошелек, пуговицы и сумки! Иной раз кажется, что при выходе из вагона с тебя сорвут верхнюю одежду, сломают ребра, что ты попросту задохнешься в давке. И парадокс — чем больше открывают новых станций, тем гуще толпа: теперь пенсионеры ездят в часы пик из Ново-Беличей на «Черниговскую», где дешевый базар. Все, кто пользовался троллейбусами и автобусами, добираясь в центр с Куреневки, Виноградаря, теперь перекочевали в метро.
Тайная и явная угроза
Пропускная способность нашего метрополитена явно не предусматривает такого количества пассажиров. По данным пресс-службы метро, в среднем за сутки 45 станций пропускают около 2,2 миллиона человек (еще в 2005 году это были 1,5 миллиона). При этом нагрузка на конечных станциях, таких как «Лыбидская», составляет 82,5 тысячи человек в сутки!
По словам начальника управления охраны Киевского метрополитена Вадима Маринкевича, это еще не предел. К примеру, после того как со спального массива Троещина к метро «Дарница» стал ходить троллейбус, пассажиропоток на станции возрос до 95 тысяч человек в сутки (а станция рассчитана только на 42 тысячи). Сотрудники управления охраны теперь еще занимаются и организацией движения пассажиров на станциях метро.
— Поезда в час пик двигаются с очень маленьким интервалом — 18–22 секунды, — рассказывает Вадим Маринкевич. — Это минимальный интервал, необходимый для того, чтобы, если кто-то упал на рельсы, машинист мог среагировать. Поэтому наши сотрудники, когда поток людей особенно плотный, ограничивают их вход: работает только половина дверей в метрополитен. Особенно проблемные станции в этом отношении — «Героев Днепра», «Вокзальная», «Лыбидская», «Дарница».
Руководитель пресс-центра ГУ МЧС Украины в г. Киеве Александр Музыченко успокаивает корреспондента «ВВ», мол, метро, конечно, перегружено, однако бояться каких-либо ЧП не стоит.
— Наши сотрудники прибывают на место происшествия за 8–10 минут, — рассказывает Александр Анатольевич. — За это время я бы посоветовал людям не поддаваться панике, чтобы не начиналась давка.
Но как избежать столпотворений в метрополитене, ни охранники, ни эмчеэсники не знают.
Ездим на рухляди
Задумываются ли о безопасности самого популярного вида транспорта наши власти, и что они делают, чтобы мы не боялись спускаться под землю?
Для начала, чтобы усилить «надежность и комфортность перевозок пассажиров», будет обновлен подвижной состав. Это значит, что 541 млн гривен потратят на покупку 635 новых вагонов. При этом уже сегодня у 290 вагонов истек срок эксплуатации. А это 58 поездов! Представляете, на какой рухляди мы ездим?
Зачем же еще 69 поездов? Видимо, затем, чтобы ходили они чаще. Но ведь, как сказал г-н Маринкевич, интервал между ними — и так минимальный. И, как видим, это не особо помогает. Каждое утро наблюдаю, как на пересадочных станциях поезда идут один за другим, а народу не убывает — тесновато и на переходе, и на самих станциях.
Бермудский треугольник пересадочных станций
Уже в конце следующего года обещают запустить в Голосеевском районе столицы три новых станции. Мол, этот участок сможет пропускать 34 тысячи пассажиров в час, что поможет разгрузить «Лыбидскую». Намерения самые что ни на есть благие, кто ж спорит.
Но куда все эти люди будут ехать? Правильно — в центр. Бермудский треугольник пересадочных станций — «Майдан», «Крещатик», «Дворец спорта», «Золотые ворота» — совсем захлебнется от немыслимого наплыва пассажиров. Этого не случится, если дополнить существующую систему линий метрополитена кольцевой сетью. Хотя, помнится, была интересная задумка: использовать имеющуюся железную дорогу как малое кольцо наземного метро…
Пока же метрополитен планирует обратиться в «Киевпасстранс» с инициативой изменить транспортные развязки в районе проблемных станций. В частности, по информации пресс-службы метро, предлагается перенести конечные остановки некоторых маршрутных такси с метро «Лыбидская» на станцию «Дружбы народов» и «Дворец «Украина». Только как это решит проблему пробок на Московской площади, никто не уточняет.
В программе развития КП «Киевский метрополитен» на 2008—2011 годы предусмотрена разгрузка и других проблемных станций. Через четыре года должны появиться вторые выходы на станциях «Вокзальная» и «Республиканский стадион». Только не поздновато ли это будет? Через «Вокзальную» уже сейчас многие не ездят — страшновато в этой тесноте и толчее. Не открыта до сих пор на выход станция «Львовская брама».
Предполагается построить дополнительный переход между станциями «Театральная» и «Золотые ворота». Правда, неизвестно когда. А вот реконструкцию перехода между метро «Крещатик» и «Майдан Незалежности» запланировали закончить к 2009 году. Вроде как появятся два горизонтальных травелатора (движущаяся дорожка), как в аэропортах.
С новыми проездными давка исчезнет?
Руководитель пресс-службы метрополитена Надежда Шумак высказывала мысль о том, что массовые скопления людей возле турникетов происходят из-за старых проездных. А если пассажиры будут пользоваться не карточкой с магнитной лентой, которая часто не срабатывает, а новой, пластиковой, с вмонтированным штрих-кодом (его терминал сможет считывать, даже если карточка спрятана в толстом бумажнике и в сумке), то в метро исчезнет давка. Идея, конечно, неплохая. Особенно учитывая, что на изготовление новых карт, а также на новые терминалы, их установку и налаживание выделят очередную сумму денег…
— Эта идея весьма наивна, — считает инженер-строитель Виктор Назаренко. — Потому что основная давка — не только возле турникетов, а, главным образом, у входа на некоторые станции метро, а также на эскалаторах и перронах.
— Вот бы Черновецкий со мной утром попробовал на той же «Лыбидской» в метро спуститься, — говорит учительница Ольга Коростылева. — Я бы посмотрела на него после такого утреннего массажа!
Многие пассажиры считают, что в метро должны хоть раз проехаться и премьер с Президентом.
Средства ушли в туннель
Пресс-служба Контрольно-ревизионного управления Украины сообщает о масштабных нарушениях в столичном метрополитене. По данным этого ведомства, за прошлый год и первое полугодие 2007-го КП «Киевский метрополитен» незаконно использовало 54,8 миллиона гривен бюджетных средств. К примеру, на сумму около 50 миллионов были закуплены какие-то товары и произведены другие незаконные расходы, которые привели к убыткам в госбюджете на сумму 3,8 миллиона гривен. Интересно также, что за этот период во время закупок товаров метрополитеном были проведены тендерные процедуры. Но с нарушением, которое вылилось в сумму 113,1 миллиона гривен. И это еще не все. От подрядчиков были приняты строительные работы по завышенным ценам. На сегодняшний день на двух должностных лиц метрополитена составлены протоколы, и материалы ревизии переданы в правоохранительные органы.
Так что, судя по всему, порядок в метро будет наведен не скоро, а вот повышение оплаты за проезд — не за горами. Это, возможно, действительно стоит сделать — авось, меньше народу будет кататься просто так. Но… куда пойдут эти деньги? На установку новых эскалаторов, расширение станций, новые входы-выходы из них, облегчающие и делающие более сносным ежедневный проезд в самом демократичном виде транспорта? Что-то не верится. Наши проблемы, как черная дыра: сколько ни плати, все в них канет. Кроме того, одна из главных бед — даже не обилие людей в метро, а их поведение: манера отдельных личностей торчать в дверях, хотя им не время выходить, толкаться локтями и коленями, лезть по головам в «под завязку» переполненный вагон, громко разговаривать. Уважать ближнего надо, граждане! В тесноте, как говорится, да не в обиде.
Источник: "Вечерние Вести"
Автор: Урбанская Татьяна