«Трупы» под забором
[
Дмитрий Гончаров | "Еженедельник 2000" № 26 (467) 25-06-2009 ]
Обычно добро на разговор с многочисленными начальниками среднего звена КП «Киевпастранс» дает главный инженер этой организации Юрий Бомбандеров. Однако, когда встал вопрос о написании материала о ремонте троллейбусов, а также их вынужденном простое, Юрий Петрович сказал, что должен посоветоваться со своим руководством. Две недели после этого дозвониться к нему оказалось невозможным. То занят, то вышел, то в командировку уехал. Связаться удалось лишь с пресс-секретарем «Киевпастранса» Викторией Литвиненко, которая пообещала помочь. И действительно, не прошло и несколько часов, как Виктория Владимировна сообщила, что все необходимые комментарии Юрий Петрович даст нам лично. И незачем для этого по всяким там троллейбусным паркам лазить.
Странно, ведь я просил у Бомбандерова всего лишь разрешение на встречу с директором Куреневского троллейбусного депо Николаем Задорожным. И вовсе не собирался отнимать время у такого занятого человека, как главный инженер предприятия. Может, в «Киевпастрансе» решили, что Николай Алексеевич мог что-то не то сказать? А то ведь нехорошо как-то получается — город тратит деньги на закупку новых троллейбусов, а они, не отъездив иной раз и пары лет, становятся под забор. Не списываются при этом, но и не эксплуатируются. А лишь потихоньку разукомплектовываются. На транспортном жаргоне такие машины называют «трупами».
Особенно интересной выглядит судьба экспериментальных машин, эксплуатируемых в Куреневском депо. В 2008 г. были получены три новых троллейбуса Богдан E231. Проработали все меньше года, затем дружно стали на прикол. Понятно, машина новая, ранее не выпускалась и не эксплуатировалась. А значит, и схема могла быть сырой, и сборка некачественной. Да и в самом депо могли не знать, что и как с ней делать. Но такие же машины одновременно с Киевом закупал и Луцк. И вы знаете, там они ездят по сей день. Хотя, возможно, тамошние троллейбусы спасает близость завода-изготовителя.
Такая же ситуация и с новым творением днепропетровского «Южмаша», низкопольным ЮМЗ Е186. Из семи машин этой модели на линию сейчас выходят лишь две. Причем по-настоящему серьезная поломка была лишь на одной из них, там повело раму и нужен ремонт в заводских условиях. Остальные стали из-за каких-то мелочей, обусловленных конструктивными недоработками, но впоследствии были полностью разукомплектованы. Сейчас для восстановления троллейбусов требуются немалые средства. А ведь закуплены они были в 2005—2006 гг. — некоторые и по году не отработали!
Из более массовых моделей стоит упомянуть ЛАЗ E301. Эти машины закупали в 2007—2008 гг. Из 37 не на ходу сейчас 10. У одних действительно серьезные поломки, у иных не очень. Их, может, отремонтируют, может, разукомплектуют — как это не раз происходило с ЮМЗ Т2, поставляемыми в 2001 г. Среди них тоже были такие, что отъездили лишь по 3—4 года, а потом стали под забор. Официально этот металлолом никто списать не решается, так как положенный срок еще не истек. Но и на линию такие машины уже не выйдут. Впрочем, Киев город богатый — новые купит.
Только не подумайте, что я огульно обвиняю всех и вся. На то она и железяка, чтобы ломаться. Но ведь по Киеву ходит еще немало «Шкод 14тр», которых закупали еще в 80-х. А тут два года откатался — и на свалку?! Просто не верится, что мы настолько богаты.
Первые образцы любой техники почти всегда имеют проблемы с качеством. Так, может, стоило бы попросить завод-изготовитель погонять их по городу за свой счет? Тогда бы и недоработки быстрее устранили. Кстати, когда речь шла о закупке новых трамваев, именно так и сделали. И по результатам испытаний не закупили ничего.
«Качество действительно слишком низкое», — говорит Юрий Бомбандеров. С ним мы все-таки встретились, но, к сожалению, говорить на диктофон Юрий Петрович не пожелал. Как и не дал разрешения на посещение Куреневского депо и фотосъемку троллейбусов. Хотя к написанию материала отнесся в общем с пониманием.
— Модели-то экспериментальные. Изначально в них мало верили. Потому и закупили немного.
— Но коль уж закупили, надо их или чинить, или списывать, а то что же — они и место занимают, и не работают.
— Списать их мы не можем. Поскольку в электротранспорте износ считают по бухгалтерской норме, а не по техническому состоянию. А чинить обязательно будем. Все они еще выйдут на линию.
Юрий Петрович не слишком хочет развивать эту тему, но известно, что в текущем году «Киевпастрансу» горадминистрацией не было выделено ни копейки на проведение ремонта подвижного состава. А при отсутствии средств о чем можно говорить? Если так и дальше дело пойдет, то эти троллейбусы тихо-мирно и сгниют под забором. А городские власти даже и не вспомнят об их существовании.
Но Юрий Бомбандеров моего пессимизма не разделяет. Он вообще считает, что современные СМИ чересчур сгущают краски по любому поводу. «Надо положительные направления развивать — говорит Юрий Петрович, — вот, например, система энергосбережения на экологически чистом виде транспорта. Запас автономного хода для троллейбуса».
Замечательные темы и очень актуальные для нашего города — только слишком уж на научную фантастику смахивающие. Это в Беларуси могут себе позволить создавать троллейбусы, способные до 5 км проходить с опущенными штангами. У нас же это пока фантастика. Куда там, старое ремонтировать не за что.