Жителей Отрадного и Борщаговки неделю покатают бесплатно на недоделанном трамвае. Пока что пассажиров можно пускать только на шесть из 13 станций
В субботу с утра вокруг конечной станции «Кольцевая дорога» сновали милиционеры и гаишники, готовясь к приезду премьера Азарова и первого заммэра Попова. Меньше чем за час до начала «праздника» количество дворников на квадратный метр в соседних кварталах зашкаливало. С тротуаров спешно выметали опавшие листья, аварийщики теплосетей ведрами вычерпывали воду из канализационных колодцев посреди тротуара.
Открытие — в лучших традициях совка: речи высоких гостей, стенды с перспективными проектами и пригнанные из депо лучшие вагоны — старенькие трамвайчики стыдливо припрятали и выпустили на линию уже после обеда. Местные жители церемонию открытия наблюдали, сбившись в толпу за решеткой — с внешней стороны огражденных ею трамвайных путей.
Когда речи закончились, вручили грамоты отличившимся — слесарям, мастерам путевого хозяйства и другим передовикам реконструкции, все участники вип-митинга еле-еле втиснулись в новехонький питерский вагон (его Киев еще не купил, и не факт, что купит). Во второй трамвай пустили публику.
На открытие из депо пригнали лучшие, красиво разукрашенные трамваи. Но уже после обеда на линию выпустили старенькие
Впечатления жителей от первой поездки в реконструированном трамвае сродни эмоциям в семье, где папа только-только пригнал с авторынка купленный по случаю подержанный автомобиль. С виду вроде ничего, и вроде радует, и ездить можно, но недочеты налицо.
Вот и пассажирам очевидно, что плитка уложена наспех, разваливается, провода какие-то кругом свисают, залепленные скотчем. Не говоря уж о то, что семь станций вовсе не достроили. Сложилось впечатление, что решение об остановке на недостроенной «Политехнической» водители принимали на свое усмотрение. С «Индустриальной» тоже смешно: первые рейсы там останавливались, потом нет, потом снова выпускали пассажиров, но, в конце концов, ее решили открыть через несколько дней.
Но жители Борщаговки все же радовались: «сегодня праздник». А снимков в жанре «я и трамвай» было сделано, пожалуй, больше, чем на фоне Лавры, Софии и Майдана.
Главной точкой сбора интересующихся стал пешеходный мостик на «Гната Юры»: на нем задерживались дети, семейные пары, бабушки с дедушками. «Посмотри, трамвай поехал», «Ты видела, какой водитель красивый, в форме», «Ну и где же оно едет? А, нет, вон люди стоят, ждут», — звучало на переходе.
Все разглядывали сочлененный вагон «Кобра» в цветах «Евро-2012». Одну из бабушек заинтересовала схема маршрутов: карта информативна, но на ней как действующие обозначены… городская электричка от Борщаговки до Дарницы и скоростной трамвай на Троещине. Удивлял людей и новый маршрут №2 (от ул. Симиренко до Кольцевой): «Двойка? Какая двойка?!».
Немало курьезов и в вагонах:
– А как он идет, до «Украины»? А на Лукьяновку нет?
– Хоть бы повесили объявление, какие станции работают!
– Светик, дело в том, что мы в трамвае, а он без остановок. Ты не знаешь, где остановки будут? Наверное, он потому и скоростной, что без остановок. Когда нас выпустят, мы не знаем… Остановился, ой как хорошо…
Впрочем, несмотря на все недоделки, трамвай многим понравился. Наверное, почти так было в Киеве в первые дни работы метро: впервые за десятилетие город получил что-то новое в хозяйстве.
Накануне ночью
«Работы еще недели на две. Откроют линию – потом доделаем»
«Газета…» проверила: в ночь с пятницы на субботу был аврал – на перронах заливали бетон, убирали мусор и клали плитку. Рабочим обещали платить по двойному тарифу.
Неудивительно, что из 13 станций в субботу заработали только шесть. Мы убедились, что на остальных – опасно для жизни. В ночь с пятницы на субботу там только заливали бетон на перронах.
Станцию «Героев Севастополя» закрывают клеенкой, чтобы пассажиры скоростного трамвая не видели, в каком она состоянии
Объезд мы начали в два часа ночи с конечной станции на Окружной дороге. Здесь, как и на станциях «Ромена Роллана», «Гната Юры», «Семьи Сосниных» и «Старовокзальной», платформы выложены плиткой, есть информационное табло, турникеты на входе, готовые подземные переходы. В ночь перед открытием эти станции охраняла милиция. На «Окружной» пара человек занимались уборкой в потемках, человек пять возились в окнах недостроенных офисов на втором и третьем этажах вестибюля. На «Ромена Роллана» ситуация сложнее. С двух сторон в переходах кирпичную кладку в спешном порядке закрывали серой плиткой. Незаконченными выглядят торговые центры, которые строят по обе стороны трамвайной линии. Трудятся над ними человек двадцать.
— Работы осталось недели на две. Линию откроют, а мы потом будем доделывать, — говорит один из строителей. — Нас сегодня попросили выйти ночью, обещали по двойным расценкам заплатить.
На «Гната Юры» и «Семьи Сосниных» ночью убирают по пять человек. А вот на следующих пяти станциях — полный хаос. На «Героев Севастополя» платформы в опалубке, заливают бетон. На «Гарматной» мы застали с десяток рабочих. Из подземного перехода на платформу страшно выйти — свод подпирают три доски, на лестницах протянуты кабеля, по ним разлит раствор бетона. Стены выходов — голые. Платформу забетонировать успели только одну, вторую решили пока не трогать.
— Нам главное — открытие пережить, потом доделаем, — делится планами один из строителей. — Не понимаю, зачем так спешить. Дали бы еще месяц поработать, и всю линию трамвая было бы не стыдно показать.
Пока мы разговаривали, к станции подъехал кран. На прицеп погрузил бытовку, биотуалет, груду мусора. По ночам здесь работают вторую неделю, но, как видно, не успели привести ее в божеский вид.
Смешнее всего «решили проблему» на «Гарматной». Вокруг станции вкопали двухметровые доски и обтянули их клеенкой с загадочной надписью «евробарьер», чтобы проезжающие мимо пассажиры не видели разгромленных выходов из перехода и перрона. Рабочие это объяснили так: «Накрываем станцию под сдачу».
На «Политехнической» вроде все готово. Выглядит станция точно так, как до начала реконструкции, без турникетов и вестибюля — голый перрон.
— Два месяца работаем в три смены, а последние два дня вообще спим по три-четыре часа, зато нам обещали заплатить по повышенному тарифу, — сонно добавляет один строитель.
Не обошлось на линии и без ЧП. В пятницу в 11 утра, по словам рабочих, трамвай на «Старовокзальной» при развороте врезался в платформу. Это как же нужно было проектировать конечную станцию, если состав не может на ней развернуться? Говорят, раньше похожий случай был и на станции «Кольцевая дорога», а на «Героев Севастополя» некоторые трамваи цепляли выход из перехода зеркалами.
Обратите внимание
Какие станции открыты для пассажиров: «Кольцевая дорога», «Ромена Роллана», «Гната Юры», «Семьи Сосниных», «Политехническая» и «Старовокзальная».
Сколько стоит проезд: до 23 октября проезд на маршрутах скоростного трамвая № 1, № 2 и № 3 бесплатный. В дальнейшем — 1,5 грн. Станции оборудованы турникетами, выпущены аналогичные метро бесконтактные карточки, будут действовать и талоны.
Сколько времени занимает поездка: 22 минуты – со всеми остановками на маршруте № 3 от «Кольцевой дороги» до «Старовокзальной». С открытием новых станций время пути увеличится.