http://life.comments.ua/way/2011/03/19/ ... y-put.html
Лицо Киева: долгий путь на Троещину
Метро на Троещину может навсегда остаться предметом разговоров и шуток, а сам жилой массив так и не вырасти из полу-пригорода в полноценный район столицы
Сегодня упоминания жилого массива Выгуровщина-Троещина чаще всего вызывают ассоциации с неудобным транспортным сообщением массива, расположенного на левом берегу Днепра, с правым берегом Киева. Движение по Московскому мосту, соединяющему правобережную Петровку и левобережную Троещину, в часы пик зачастую просто стоит из-за пробок. А городская электричка «Троещина - Киев-Петровка», запущенная в 2009 году, не особо улучшила ситуацию. Городские власти давно говорят о запуске Подольско-Воскресенского мостового перехода, по которому и должно быть проложено метро на Троещину, планам строительства которого уже не один десяток лет.
Но строительство метро по новому мосту пока не продвинулось дальше обещаний городских властей. Если в последнее время по финансированию достройки моста появились какая-никакая определенность, то перспективы прокладки по мостовому полотну линии метрополитена все еще остаются туманными. Вполне возможно, мэрия в конце концов ограничится запуском городской электрички по полному кольцу вокруг города (не зря же проект громко именуют «Наземным метро») и запуском линии скоростного трамвая к станции «Троещина», которая, кстати, еще два года назад была известна в качестве платформы «Огородная». Более того, ввиду дороговизны, а значит и бесперспективности строительства метро, начали появляться слухи, что вдоль улицы Бальзака, по маршруту уже легендарной наземной линии метрополитена, проложат ответвление той же городской электрички. Пока же идут споры о выборе оптимального для городского бюджета и для жителей жилого массива варианта, не лишним будет вспомнить, что долгожданный мост с Подола на Троещину должен был появиться еще в 1970-х годах.
Если внимательно посмотреть на Генеральный план развития Киева 1966 года, в глаза бросается не только непривычно строго разграниченная уличная сеть массива, но и наличие трех мостов через Днепр (на приведенной карте они обозначены красным цветом). Самый северный – это существующий Московский мост. К слову, в 1966 году его еще не существовало – переход ввели в эксплуатацию в декабре 1976 года.
С первых дней существования вокруг моста крутились самые зловещие слухи: будто бы мост едва не развалился при испытаниях, что он начал рассыпаться после введения в эксплуатацию, и вообще, построен он на территории урочища Черторой – уже сам древнеславянский привкус этого слова не сулит ничего хорошего. Впрочем, такие слухи вполне могла вызвать конструкция моста. Считается, что строительство Московского моста по объему работ и техническим решениям стало событием европейского масштаба. Говорят, что инженеры специально ездили в Венгрию и Румынию перенимать опыт мостового строительства. В итоге, строители сумели перекрыть 300-метровый судоходный пролет – на то время наиболее длинный в СССР – с помощью вантовой системы. Балку пролета удерживает шесть пар вант, которые опираются на А-подобный 115-метровый пилон, размещенный возле левого берега. Может быть, именно асимметричное архитектурное решение моста вызвало перешептывания местных жителей.
Кроме Московского моста на Генплане есть и Петровский железнодорожный мост (посредине). Этот мостовой переход был сооружен из металлических ферм еще во время Первой мировой войны. Его несколько раз подрывали – во время советско-польской и Великой отечественной воен. Третий же, самый южный мост – Подольско-Воскресенский мостовой переход, которого нет до сих пор. Если посмотреть по плану правее – в ту сторону, куда ведет этот мост, то будет виден массив многоэтажной жилой застройки. Такой же, как и Троещина. Сегодня это место именуется «Садово-дачными участками «Русановские сады», обитателей которых пытаются выселить с дач ради прокладки моста. Так что уже в середине 1960-х годов городские чиновники знали, что на левый берег будет вести еще один мост, примыкающий к жилому массиву. Сегодня же на этом месте нет ни моста, ни массива. Да и в обозримом будущем вероятность того, что вместе с мостом на этой территории появится метро (а не городская электричка, весьма слабо интегрированная со станциями настоящего метрополитена) весьма мала. Как и шансы на появление нового жилого микрорайона «Русановские сады». К слову, сама Троещина была заложена только 30 лет назад, – в 1981 году, хотя планы по застройке этой территории гуляли по кабинетам чиновников на Крещатике уже в 1960-е годы.
Ради строительства нового столичного массива была снесена значительная часть села Выгуровщина. Это село, как и расположенное рядом село Троещина, были основаны еще в летописные времена. Позже они стали принадлежать монастырям. Собственно, село Троещина и получило название благодаря принадлежности к Троицкому больничному монастырю (в составе Киево-Печерского монастыря), а Выгуровщина – от имени владельца поселения Яна Выгура, который подарил его в 1574 году киевскому Михайловскому монастырю. К концу XIX века основным занятием местных жителей стало скотоводство, рыболовство и, по большей части, плетение корзин и мебели из лозы, которой в деснянских плавнях предостаточно. Кстати, немногим более 100 лет назад оба села, численность населения в которых составляла 2364 человека, относились к Остерскому уезду Черниговской губернии.
Впрочем, сегодня без собственной ветки метрополитена Выгуровщина-Троещина еще надолго рискует остаться фактически пригородом в городской черте. Эдаким анклавом, обслуживающим правобережный Киев, противоположностью другого анклава - Конча-Заспы.
Фото: с сайта elektraua.livejournal.com
Источник: Comments.UA