Самому быстрому транспорту в городе через три дня исполняется 47 лет. Накануне дня рождения киевского метро корреспонденты «24» побывали в кабине машиниста, а также разузнали у информированных поклонников метро, как выглядят тоннели, куда ведет секретный лаз, и есть ли в столице метро-2.
Фото: Дмитрий Стойков, "24"
Тоннельные крысы не съедят
Самые преданные поклонники киевского метро – сталкеры. Не подумайте, они не имеют ничего общего с героями модной компьютерной игры. Просто лучшее развлечение для крошечной компании киевлян – это бродить по тоннелям метро и прилегающим к нему помещениям. Правда, досуг этот незаконный, поэтому сталкеры рискуют не только жизнью, но и свободой. Обычно в тоннели они попадают через вентшахту. “На выходе из тоннелей у многих начинается рвота от тамошней пыли. Днем же главный риск – оказаться под колесами поезда», – рассказывает «24» метролаз, пожелавший остаться неизвестным.
Пару лет назад, к слову, истинными сталкерами почувствовали себя ни в чем не повинные пассажиры. В тоннеле около «Выдубичей», где находится недостроенная станция «Теличка», произошло замыкание. Поезд не мог дальше двигаться и простоял с пассажирами полтора часа. Поздно вечером машинист, как истинный Сусанин, повел всех по тоннелю до «Телички», где люди должны были пересесть в другой поезд. «Рассказывают, опешив, одни восхищенно фотографировали все, что видели. Другие, не переставая, молили Бога, чтобы их не съели тоннельные крысы. Их, кстати, там нет, и никогда не было», – смеются сталкеры.
Городские бомбоубежища
Их российские «коллеги» доказали существование московского метро-2. Говорят, один из выходов на платформу М-2 находится в подъезде дома, где обитают высокопоставленные чины. Вышел на лестничную клетку, спустился вниз, а там три двери – выход на улицу, лифт и дверь в метро. Киевские метролазы уверяют: у нас М-2 не существует. Зато имеются небольшие бомбоубежища с выходами в тоннели метро. «Например, ТТС-1 – попросту станции правительственной связи – есть выход в тоннель метро «Университет» – видимо, для перевоза грузов и техники. Не раз машинисты якобы видели в тоннеле между “Политехом” и «Вокзальной» человека с автоматом, прохаживающегося по специальному металлическому мостику в верхней части тоннеля», - делятся сталкеры.
Выход в тоннели метрополитена есть якобы и под Минобороны.
Источники «24» рассказывают, что в этом году на перегоне «КПИ» – «Вокзальная» приключилось ЧП. «Слышали эту историю все метрополитеновцы, то есть ошибки быть не может, – рассказывают источники «24». – Машинист вел поезд, вдруг увидел людей в тоннеле и доложил диспетчеру: мол, в тоннеле посторонние – кажется, солдаты». Диспетчер попросила машиниста сзади идущего поезда перепроверить информацию, но подтверждения не было. Спустя пару минут в диспетчерской снова сообщение: «вижу посторонних в тоннеле – кажется, солдаты», – говорит еще один машинист. На поиски солдат-призраков отправился дорожный мастер и милиционер». И что вы думаете? Оказалось, парочка солдат и вправду гуляла в тоннеле, причем с фотоаппаратом и, очевидно, немного выпив. Воспользовавшись тем, что командиры отвлеклись на празднике, солдаты зашли в тайную министерскую дверь. И каково же было их удивление, когда они попали в метро.
Прислушайтесь к тоннелю
Есть малоизведанный тоннель и в центре города. Образовался он, когда в середине 80-х строили станцию «Театральная» (тогда «Ленинскую»). Она должна была стать «перевалочным пунктом» – переходом на запланированные «Золотые Ворота». А вот построенную ранее ветку «Университет» – «Крещатик» закрыли. Так и образовался примерно 300-метровый участок тоннеля. Бывали там и сталкеры. «Никаких рельсов нет, а металлоконструкции из старого тоннеля давно и безвозвратно растащили, – рассказывают они. – Вот только мыши летучие да пауки ползучие водятся». Пустующий тоннель можно услышать: если повнимательней прислушаться к ходу вагона перед и после станции «Театральная», грохот прекращается, и звук становится более звонким. Это и есть пустоты.
Между прочим, само строительство «Театральной» без казусов не обошлось. Дабы оповестить горожан о подземных работах, на углу улиц Пушкинской и Богдана Хмельницкого, тогда еще улицы Ленина, установили информационный щит с текстом: «Уважаемые граждане. В связи с трудностями, возникшими при строительстве станции метро «Ленинская», просим извинить за неудобства». Вскоре советские идеологи заметили грубую ошибку на щите и…убрали слово «Ленинской». Не гоже, мол, вождя упоминать рядом со словом «трудности».
Морозилка на Арсенальной
А под самой глубокой станцией «Арсенальная» якобы есть... морозильная камера.
Лет 5–7 назад тогдашнему курсанту-выпускнику военной академии не разрешили лечь спать после отбоя. Выдали варежки, бушлат – это в мае-то месяце – и вместе с другими сокурсниками привезли на «Арсенальную». Им приказали спуститься вниз и посадили в хозяйственный поезд. Примерно посреди тоннеля студенты увидели маленькую платформу, от которой отходил еще один узкий тоннель. Пройдя по нему, они оказались у огромной двери, за которой висели десятки туш. Около часа студенты грузили туши в специальные тележки. Что потом случилось со стратегическим запасом мяса – остается загадкой.
Как «24» в кабине машиниста погостила
Три гудка. Свисток. Два гудка. Николай Горлач умиляется восторгу корреспондентов, которых пусть на пару минут, но пустили в кабину машиниста. Он проверяет рабочее место перед отправлением – говорит, работа очень ответственная. «Я в метро с 1980 года. Сразу меня не взяли – всего одна линия была, машинистов хватало. А спустя 8 лет я все же выучился и пригодился». Как правило, чуть отъехав от депо «Дарница», Николай Николаевич разгоняется: «ход-1, ход-2, ход-3». Нужную скорость машинисту показывает прибор, а вот если разогнался больше положенных 80 км/час – механизмы тебя притормозят. Во владении машиниста миллион датчиков, приборов, кнопок, рычагов. Есть и нечто напоминающее штурвал – в метро это колесо выполняет функцию... «ручника». А вот два главных рычага: один – контроллер, отвечает за движение и тормоз, второй – кран машиниста, который пригодится при экстренном торможении. По инструкции, именно экстренный тормоз машинист не должен выпускать из рук – не дай бог ЧП. Николай Горлач знает об этом не понаслышке. «Мне однажды парень под поезд бросился – на метро «Берестейская». Еду я, гляжу, а он прыг на рельсы. Я за рычаг, применил экстренное торможение, перепугался. А потом смотрю – вылазит из-под второго вагона – и давай бежать, куда глаза глядят. Видать, попал в короб меж рельсами. Нас на то и учат – мы должны быть всегда наготове».
Жетоны
Ежемесячно оборот жетонов в киевском метро – около 3 млн. Причем 160–180 тыс. из них успешно пропадает – оседает в карманах киевлян и туристов. Производство жетонов хранится в тайне. Известно только, что у жетонов есть три степени защиты и изготовлены они из необычного пластика. В метрополитене рассказывают: у киевлян три излюбленных способа обманывать турникет: бросать жетон другого города, 5- и 50-копеечную монету, а также половину жетона, к которому приклеен полукруглый кусок обычного пластика.
Запах метро
До боли знакомый, а многими киевлянами любимый запах метрополитена – ни побелка, ни краска, а креозот. «Это вещество, которым еще на заводе-изготовителе пропитывают деревянные шпалы, чтобы они не прогнивали», – рассказали «24» в депо «Дарница». Любопытно, что запах этот чувствуется и на новых станциях, где, как известно, шпалы бетонные, а не деревянные. Некоторые метрофаны утверждают, что «запах нового метро» – это запах полимерной изоляции кабелей, которые проложены в тоннелях. Вот так. И никакой романтики!
Черный ящик
Есть он и в метрополитене – так называемая система измерения и регистрации параметров. Это небольшой серый блок, спрятанный в стенке, которая примыкает к кабине машиниста в первом вагоне. «Ящик этот измеряет 32 параметра, а информация на нем сохраняется 94 часа. Это примерно неделя рабочего времени поезда», – рассказывают в депо «Дарница». Нередко он, кстати, выручал машинистов при поломке, а то и аварии. Показания снимаются на ноутбук, обрабатываются в специальной программе и распечатывается, чтобы машинисты могли ознакомиться со своими нарушениями.
Пушеры
Вас толкают в метро? Одно из двух : это либо карманники, либо «пушеры». «Пушерами» (с англ. push – толкать) называют сотрудников китайского метрополитена, главная обязанность которых – «утрамбовать» в вагон непомещающихся пассажиров и помочь закрыть двери. Любопытно, но такие сотрудники есть и в столичном метрополитене – по старинке их называют «дружинниками». Выходят на службу они в час пик, на станциях массового скопления народа – на метро «Левобережная», «Дарница», «Вокзальная», «Крещатик»… А за сложную толкательную работу пушерам добавляют 3 дня к отпуску. Попадаются пушерам только те, кто не знает, как зайти в вагон первыми. Рассказываем. Длина поезда – 100 м, длина платформы – 104 м. В каждом поезде 5 вагонов по 20 м, в каждом вагоне – 4 двери. Каждые 5 м, следовательно, дверь вагона метро. Если глазомер подводит, ориентируйтесь по краю платформы – за многие годы пассажиры умудрились вытоптать на платформе дорожки.
Гермодверь
Это гарантия того, что в случае Третьей мировой войны люди в метрополитене будут в безопасности. Огромная железная дверь, примерно 40 см толщины, которая наглухо закрывает проходы в тоннелях, на станциях и даже у эскалаторов. Обратите внимание на металлические узорные двери на стенах, а также листы металла на полу перед входом на станции – это и есть тайники, за которыми прячется «гермуха». Закрываются гермодвери либо сверху вниз, либо сбоку – как раздвижные двери в метро. К сожалению, видеть гермодверь «живьем» мало кому из киевлян доводилось. Рассказывают, лишь однажды на станции «Университет» рабочие начали плановое тестирование гермодвери еще до закрытия метро. Из вагона последнего метро вышла компания подвыпивших парней и… откуда ни возьмись, перед ними выехала здоровенная металлическая стена.
Полосатые зеркала
Года четыре назад в киевском метро начали красить зеркала в желто-черную полоску, чтобы их лучше видели пассажиры на платформе. Подобный эксперимент был и в Москве. Любопытно, что, по рассказам тамошних метрофанов, случаи сломанных носов лишь участились. В Киеве такой статистики нет – по скромным подсчетам, несколько человек в месяц ломает себе нос или просто ушибается о зеркало вагона киевского метро.
Сленг метрополитенцев
Баранка (проехать баранку) – так называют отрезок пути от конечной до конечной и обратно.
Бандерлоги – не обезьяны из «Маугли», а пассажиры киевского метрополитена. Любопытно, что называют нас так лишь на Святошинско-Броварской линии.
Извозчик – этим можно обидеть машиниста.
Тупейцы – шутливо называют метрополитеновцы путейцев. Без обид.
Красные шапки – так любя называют дежурных по станции, в форму которых входит обязательный красный берет.
Ежик и Ема – обитают, а точнее работают в метро. Так нежно метрополитеновцы называют типы вагонов. Различаются они по количеству гофр на уровне окон. Две – это Еж, три – это Ема. История гласит, что двери вагонов Ема не влезали в станционные двери в питерском метрополитене, поэтому россияне подарили их нам. Мы в ответ отдали им такое же количество Ежиков.